Єврo-2012

Підготовка

Стороженко: «ЕВРО нужно провести, а потом уже оценивать»

Первый вице-президент ФФУ Сергей Стороженко побывал в гостях программы «Стакан чая», где рассказал о подготовке Украины к ЕВРО-2012.

robinzon.tv

2012-06-11 11:00

Ведущая: Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста.

С. Стороженко: Стороженко Сергей, первый вице-президент Федерации футбола Украины.

Ведущая: Спасибо!

С. Стороженко: И Вам спасибо. Красота!

Ведущий: Между прочим, не бутафория. Чай настоящий, дорогой, из заварника.

С. Стороженко: Настоящий?

Ведущий: Да. И гости у нас заслуженные.

С. Стороженко: Спасибо!

Ведущий: Мы с радостью сообщаем Вам, что началось Евро-12.

С. Стороженко: Я удивлен (с иронией).

Ведущий: Тогда, сколько – 4 года назад? Об этом и не мечталось.

С. Стороженко: Пять! Пять лет назад.

Ведущий: Пять? Пять лет назад?

С. Стороженко: А вообще-то, даже и раньше.

Ведущий: С чего все началось?

С. Стороженко: Началось все еще в 2004 году с совместного заседания Исполкомов федераций футбола Украины и Польши, которому предшествовала острая полемика на Исполкоме Федерации футбола Украины во Львове, где президент Федерации – Григорий Суркис выступил с весьма неожиданным предложением о проведении Евро-2012 в Украине и Польше. И следует подчеркнуть, что именно благодаря Суркису – мотору и двигателю этой идеи, она сегодня реализована. Кто бы что ни говорил, но сегодня открывается большой праздник в Украине. Сегодня Евро-2012 – это сбывшаяся мечта. И во главе этой мечты, фундаментом этой мечты является Григорий Суркис. Повторюсь, кто бы что ни говорил! Именно тогда Исполкомы федераций футбола двух стран – Федерация футбола Украины и Польский звязек пилки ножней проголосовали и приступили к реализации этого проекта. Очень сложного и очень ответственного. Сейчас время его провести, а после проведения будет время дать ему оценку.

Ведущий: Как Вы считаете, мы готовы к нему?

С. Стороженко: Несомненно. Несомненно, Украина и Польша готовы, хотя степень готовности может быть различная, но общая готовность двух стран к проведению третьего по значимости мирового спортивного форума (после Чемпионатов мира и Олимпийских игр), готовность полная, несомненно!

Ведущий: Ну, вот глаза мои видят, что не все так, как хотелось бы, хотя я понимаю прекрасно, что точка невозврата пройдена – уже нет возможности что-то переиграть, переиначить... Независимо от ряда обстоятельств: может быть дефицита бюджета, может быть какой-то нашей нерасторопности. Но вот как Вы считаете (о Евро говорят многие: иностранные журналисты по-своему, о Евро в Украине, конечно, мы по-своему, россияне по-своему), какой самый главный фактор? Что вот мы этим ребятам, которые с Европы в основном приедут, можем показать такое, чего не самом деле они, может, не ожидают увидеть? Готовы, действительно, им показать, что им это понравится, что это?

С. Стороженко: Ну, прежде всего, мы готовы показать и покажем транспортную, спортивную и социальную инфраструктуру, которая за последние 4 года преобразилась, можно сказать, кардинально, в контексте проведения Евро-2012, я другие проблемы не беру. Но в 4-х городах – крупнейших городах нашей страны есть все, для того, чтобы провести такой форум! Это – главное! А не было ничего! Давайте будем откровенны: за эти 4 года, особенно на финальной стадии, на последней прямой, конечно удалось сделать огромные рывок, предъявить необыкновенную динамику и решить многие острые проблемы, поэтому любой непредубежденный человек, который приедет участвовать в празднике, а не заниматься очернительством, конечно увидит многое доброе и хорошее, в том числе, и в нашем родном городе Харькове.

Ведущий: Ну, вот постепенно, медленно, но уверенно, мы подходим к вопросам наших зрителей. И один из этих вопросов: есть ли, или будет ли жизнь после Евро? Кому это все нужно и так далее?

С. Стороженко: Вы знаете, когда задается такой вопрос, я сразу вспоминаю фильм моего детства с Людмилой Гурченко – нашей любимой землячкой «Новогоднюю ночь», где она играла молоденькую актрису. «А есть ли жизнь на Марсе?», – спрашивал персонаж, выходя на сцену. Вот так и Вы или ваши земляки спрашивают: «А что будет после Евро?». Будет прекрасная жизнь, будем жить в прекрасной стране, мы будем жить в развивающейся инфраструктуре, в том числе социальной, куда входит медицинский критерий, транспортный, общие критерии комфорта и безопасности, высочайший стандарт проживания в городе. Мы хотим, чтобы то, что сейчас – в Киеве, Донецке, Харькове и Львове распространилось по всей Украине. Вот, як кажуть укр
аїнською, велике надбання європейського досвіду. Ну посмотрите на аэропорты, гостиницы, дороги, железнодорожные магистрали, авиационное сообщение, посмотрите пожалуйста на развитие медицинской отрасли пока еще в 3 городах, но она уже скоро – по всей Украине! Спортивная часть окончена, а все что построено под Евро, оно уже не десантируется на Луну, на Марс  или в другую страну, оно останется здесь, останется харьковчанам, львовянам, донетчанам, жителям столицы Украины. И тот опыт, который будет приобретен, в том числе опыт уважения, опыт времяпровождения, конечно же он останется здесь. Когда меня спрашивают, чего же не хватает с точки зрения критического взгляда, что вызывает у вас наибольшую обеспокоенность, я, к большому сожалению, говорю, что недостаточный уровень доброжелательности наших людей. Мы немножко замкнуты, мы не улыбаемся друг другу на улице, мы не говорим «здравствуйте», когда входим в магазин, мы не говорим «до свидания», когда выходим из ресторана, мы вообще не улыбаемся милой девушке, мы не улыбаемся друг другу, это очень неправильно, мы зашорены и немножко зажаты. Приятели встречают меня в городе и говорят: «Такой большой наплыв иностранцев, очень хорошо, мы будем общаться». «Нет ничего дороже человеческого общения», – писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Ведущая: А вы кстати заметили вчера в фан-зоне ситуация с иностранцами была очень странная, не было реального общения между людьми, ощущения общей массы не было, нужно было с местными жителями какую-то работу проводить?

С. Стороженко: Все наладится, уверяю Вас, я был во многих фан-зонах.

Ведущая: Пиво нас спасет…

С. Стороженко: Не знаю пиво ли, но жажда общения нас спасет, потому что «людин
і властиве прагнення до спілкування». Спасет нас желание общаться, желание услышать один другого. Я был во многих фан-зонах. Я вообще не владею немецким, но я месяц провел на чемпионате мира в Англии, в составе официальной делегации, был в 3 фан-зонах в Берлине и везде чувствовал себя комфортно, хотя ничего не понимал по-немецки. И меня не понимали, когда говорил родным украинским языком, это – не открытая языковая проблема, это – специфическое профессиональное общение.

Ведущая: Нет, это – не языковая проблема, это – проблема абсолютно чужих людей.

С. Стороженко: Да мы пока чужие. Вы уловили мой посыл, что у нас недостаток доброжелательности, потому что мы чувствуем себя чужими. Вы абсолютно правы.

Ведущая: Так и они и мы…

С. Стороженко: Так и они и мы, вы абсолютно правы, но именно для этого мы будем месяц вместе для того, чтобы стать ближе друг к другу.

Ведущий: Сергей Михайлович, ну не обошлось на этом празднике естественно без ложки дегтя в бочке меда, болельщиков интересует ваше мнение на счет скандального ролика ВВС, в котором говорится о присутствии расизма и фашизма в Харькове, и в Украине, и в Польше. Как Вы к этому относитесь? Многие об этом говорят. Это внутренний конфликт в УЕФА, где некоторые чиновники не желают интегрироваться в восточную Европу? Некоторые говорят, что это просто ролик английских журналистов, которые жаждали скандала, жаждали популярности, очень интересно ваше мнение.

С. Стороженко: Во-первых, я благодарен за такой вопрос, хотя бы потому, что Вы обратились по адресу, поскольку лидером в борьбе в расизмом в футболе, в частности в Украине, являюсь я. Проблема такая в футболе существует. Проблема расизма, ксенофобии, насилия, она существует, она признается высшим руководством УЕФА.
Но характерна ли она для Украины? Мы должны задать себе этот вопрос. Его, по сути, Вы и поставили сейчас. Я отвечаю: в Україні немає соціального підґрунтя для існування чи впровадження ідей націоналізму, расизму, ксенофобії, антисемітизму і таке інше. Немає. Есть, несомненно, отдельные личности, как в каждой среде, хорошее стадо не без паршивой овцы, мы это понимаем, которые пытаются реализовать себя посредством чуждых нашему обществу идей и действий. Ролик несомненно я видел, ролик мы тщательно исследовали. Хочу сказать, что руководство футбольного клуба «Металлист» приняло необычайные меры с точки зрения предотвращения повторения подобного в дальнейшем. Футбольный клуб собрал материалы и передал их в органы внутренних дел, возбуждено 4 уголовных дела.

Ведущая: Материалы по людям, которые склонны к таким действиям?

С. Стороженко: Совершенно верно. По фактам совершения этих насильственных действий на трибунах в отношении иностранных граждан. Несомненно, возбуждены уголовные дела. Лица, совершившие это правонарушение, сейчас, пока нет приговора суда, не могу сказать преступления, установлены. Ведется расследование. Повторюсь еще раз: Украина, с точки зрения отношения властей, с точки зрения действий органов власти, в координации с футбольной общественностью и действиями Федерации футбола Украины, как в центре, так и на местах, не даст развернуться этим одиночкам. Поэтому, никакого социального явления нет. Мне, как человеку, которому приходилось и приходится общаться с журналистами и корреспондентами ВВС, наступит время, когда мы поговорим на эту тему и поговорим предметно, не выхватывая кадр за кадром на какой-то трибуне какого-то отдельно взятого стадиона. Проблема социальная в Европе и в мире есть.

Ведущая: Как вы думаете, кому это выгодно было?

С. Стороженко: Это выгодно кучке дилетантов, которым чужд футбол, которые жаждут проявить себя посредством своей агрессии и явить себя миру некими новаторами, способными, ну я знаю, в берете Че Гевары совершить нечто такое, что всколыхнуло бы общество.

Ведущая: Эта личная инициатива журналиста?

С. Стороженко: Нет. О чем мы говорим? Мы говорим о тех людях, которые совершили это правонарушение или о том, кто это снимал? Если мы говорим о ВВС, то любая служба радио– или телевещательная, любой орган массовой информации несомненно жаждет события. Я хочу, чтобы вы услышали меня: не жаждет сенсации, не жаждет сковородки с горящими фактами, жаждет события. На этом, давайте согласимся друг с другом коллеги, основана работа журналиста, репортера. Поэтому, выхватив этот факт, во время своего присутствия на стадионе, я не склонен думать, что журналисты ВВС спровоцировали ситуацию, если вы добиваетесь от меня этого вопроса.

Ведущая: Нет, я пытаюсь понять: возможно, есть заинтересованные именно в таком ходе событий?

С. Стороженко: Возможно, сенсации хотели, и в этом нет ничего предосудительного, а, возможно, хотели заострить вопрос на проблеме, которая очень остро существует в Англии, но которая не характерна для Украины, в том числе и в футболе. Я говорю сейчас о футболе, как человек, изучающий очень плотно, сознаюсь вам, английский футбол.

Ведущая: Всем известна совсем недавняя ситуация с Терри?

С. Стороженко: Терри, Эвра, да? Но это же – тоже единичный случай. Но там есть и более серьезные проблемы, поскольку любое слово трактуется, как расизм. Правильно ли это? Не слишком ли маргинальный взгляд на проблему, в том числе в Англии? Но мы должны исследовать эту проблему, прежде чем говорить, что в Харькове есть расизм. Хочу сказать, что отношение к чужакам всегда, во все времена и в любой стране, было несколько подозрительно. Давайте вспомним не такое уж далекое прошлое, когда из деревни, которая рядом, кто-то приходил в магазин в соседскую деревню. Это на бытовом уровне, здесь нет проблем в масштабе государства. Мы должны это понимать, знать механизмы, почему это действует. И обладать инструментами, которые заставят этих людей… Нас, побудит победить эту систему, а их побудит думать иначе.

Ведущий: Хотелось бы поговорить по поводу правопорядка на Евро. Мы знаем, что у нас буду работать от полторы до двух тысяч милиционеров, отряды «Беркута». Известно, что во всей цивилизованной Европе на стадионах полностью порядок обеспечивают стюарды. Наши власти признают, что мы пока что не доросли до этого уровня, когда у нас стюарды могут обеспечить полностью порядок на стадионах. Как это можно сделать, с Вашей точки зрения?

С. Стороженко: Хотел бы сказать, что в то время, когда я мог принимать, имел компетенцию, полномочия, принимать на уровне государственной власти и управления, я был одним из тех, кто принимал решение о выводе милиции со стадиона в Харькове, в том числе и специального подразделения «Беркут». Ко мне обращались руководители групп фанатов и говорили, что будут сами поддерживать и наводить порядок. После этого требования УЕФА, которые вы упомянули, говорят о том, что комфорт и безопасность  должны обеспечиваться стюардами, и так – во всем мире. К тому моменту, когда УЕФА уже проводила эту линию в конкретные решения и жизнь, к этому моменту, хочу сказать, моя точка зрения, и я не стыжусь в этом признаться, изменилась. И более того, я готов привести пример той же Англии, где комфорт и безопасность обеспечивают стюарды, но оперативная группа быстрого реагирования из 40-50 офицеров милиции находятся на самом видном месте, в игровой зоне, способна немедленно принять ответственное решение и действия направленные против хулиганов и людей, которые могут омрачить футбольный праздник. Мы рано убрали милицию со стадионов! Если вы хотите ответ на этот вопрос услышать. И когда я это осознал, то я подписал письмо министру Внутренних дел, Премьер-министру о том, что мы допустили все вместе ошибку. Обосновывал это тем, что Конституция Украины возлагает на Кабинет министров Украины, отраслевые функции. И одной из них является защита законных прав и интересов граждан, в том числе защита чести, достоинства, здоровья, жизни. Органом, который осуществляет эту функцию, является министерство Внутренних дел. Я хочу у вас спросить: защищает меня на улице, защищает меня здесь, на вокзале, в поезде, самолете, защищает всюду, но не защищает на стадионе. Почему? Это же нонсенс, это же глупость! Говорится о том, что милиция, особенно в форме, может спровоцировать некие беспорядки. Может, если ведет себя не в соответствии с должностными правилами, инструкциями и приказами. Если это в цивилизованном мире, о котором мы сейчас с вами говорим, в той же Англии, Германии, Голландии. Я же побывал везде, во всех европейских странах, во всех федерациях. Я четыре с половиной года был членом юридического комитета УЕФА. Я стоял у истоков принятия многих решений. Полиция всегда есть на стадионе, пусть она будет не заметна, но она там. Когда один из бушевавших фанов Украины в Афинах, на матче Греция – Украина, попробовал выказываться грубо в адрес греческих зрителей и возник острый конфликт, не прошло и 30 секунд, как он был изъят полицией с трубны. Острижен и посажен, как пел В. Высоцкий.

Ведущая: А наша милиция будет в гражданском?

С. Стороженко: Будут и в цивильной одежде. Будут за пределами игровой зоны и периметра стадиона в форменной одежде, и будут готовы принять любые решения и действия, направленные на предотвращения каких-либо эксцессов. Соответствующие тренинги прошли по этому вопросу, понимание проблемы есть.

Ведущая: Сергей Михайлович, по готовности города, Харьков несколько лет готовился к Евро и, тем не менее, достаточно масштабные стройки – в самом центре города, как Вы считаете, это – необходимость?

С. Стороженко: Вы знаете, я с точки зрения работы на госслужбе, в органах власти и управления, я воспитанник, и горжусь этим, такого человека, как Александр Степанович Масельский. Это первый губернатор, который в 1994-м году пригласил меня на работу своим заместителем. У него прекрасная фраза была на сей счет, я процитирую Александра Степановича: «Будувати – не руйнувати.» Это же хорошо, что строится, ну совпало оно с Евро, но Вы же правы и в другом: Евро пройдет и уедет, а стройки тоже завершаться и будут радовать глаз Харьковчан. Поэтому ну не встигли, що можна зробити.

Ведущая: Так это ж мы говорим о стройке, которая начата недавно совсем.

С. Стороженко: Ничего, нужно строиться, нужно реконструироваться.

Ведущая: Она будет законсервирована или там будут идти работы?

С. Стороженко: Нужно работать и строиться несмотря ни на что. Я считаю это правильно.

Ведущий: Сергей Михайлович, последний вопрос от нелюбителя футбола, перефразирую долгий вопрос: «Я не понимаю. Как такое может быть, кто они, что им платят по 20 миллионов долларов зарплату? Они что профессора, светочи наук, много ли надо ума чтобы пнуть мяч в какое-то место, чтобы он куда-то полетел? Не создаем ли мы все вместе некий ажиотаж вокруг того, что столько не стоит?

С. Стороженко: Да, мы создаем ажиотаж и делаем это умышленно, мы создаем эмоциональный фон, все для того, чтобы на конкретный матч приходило 30, 40, 50, 80, 100 тысяч людей, и чтобы они были под этим эмоциональным фоном. Если перевести вопрос в плоскость «ах негодяи сколько они получают», на мой взгляд заглядывать в чужой карман стыдно. Меня всегда коробило, когда меня спрашивают: «А сколько вам платят, сколько Вы зарабатываете?» Я уверен, если сейчас после передачи, и я спрошу: «А сколько…»

Ведущая: Суммы то озвучиваются, их никто не скрывает.

С. Стороженко: Суммы озвучивают журналисты, но это не говорит о том, что это так. На пресс-конференции сегодня ночью на ua-football.com я отвечал на этот вопрос «Заглядывать в чужой карман стыдно». Если есть спрос, есть предложение, есть товар – есть покупатель. Если этот труд покупается за эту цену, значит он того стоит. Извините, но это чистый марксизм, учили Вы его или нет, не важно, сейчас у вас первый урок по Марксу. Поэтому, читайте «Капитал». Есть товар, значит, есть покупатель, не будет спроса – не будет предложения, и наоборот. Поэтому хороший футболист – это хороший актер, хороший спортсмен – это символ нации, это ее посол в мире, и он достоин того, чтобы зарабатывать большие деньги. А сколько, в условиях того, что клубы это коммерческие организации и ведут коммерческую деятельность, это личное дело владельца клуба. И не стоит быть революционером-экспроприатор и пытаться завидовать тому, кто рискует своим здоровьем, а подчас и жизнью, во имя того, чтобы мы получали эстетическое наслаждение.

Ведущая: Какие прогнозы относительно Евро?

С. Стороженко: Я как футбольный чиновник прогнозов не даю, в лотереях, букмекерских конторах не участвую. Когда меня спрашивают, я отвечаю, что это дело не благодарное, но у меня есть предчувствие. Давайте скажем так, чтобы меня потом не сравнивали с осьминогом Паулем, или еще хуже, с каким-то хряком на Майдане. Хочу сказать, сейчас – очень серьезная стрижка купонов Испании. Они много десятилетий, начиная с детского футбола своей организационной структуры, клубной, сборной, федерационной, все делали для того, чтобы быть лучшими из лучших. И когда, много лет тому назад, меня спрашивали, кто будет чемпионом Европы в Швейцарии – Австрии, я называл, вот и сейчас я отдаю предпочтение испанцам и немцам, а жизнь покажет.