Моніторинг

Аналітика

Бека. Поздно пить боржоми

Покидать «Шахтер» без его благословения – чревато. Над Александром Зинченко несколько лет висела угроза дисквалификации, а Беке Вачиберадзе и вовсе пришлось сменить гражданство...

Константин ПАТКЕВИЧ, «Футбольный клуб»

2017-11-15 22:45

О том, что футбольная Украина может потерять Вачиберадзе, я предупреждал еще два года назад. Теперь поздно пить боржоми. Один из самых наших перспективных полузащитников будет играть за Грузию.

Вачиберадзе родился в Кутаиси, однако футбольное образование получил в Украине. Все началось в Одессе, потом были Донецк и Севилья. В составе «сине-желтых» он участвовал в финальных стадиях ЧЕ-2013 (U-17) и ЧЕ-2015 (U-19), проведя за нашу страну на юношеском уровне с полсотни матчей. Был капитаном и, наравне с Виктором Коваленко, ключевым игроком «Шахтера», добравшегося до финала Юношеской лиги УЕФА в 2015-м. Позже Александр Головко включил Вачиберадзе в пятерку самых перспективных украинских исполнителей.

Основания для таких авансов были: Бека наделен всеми качествами классного современного полузащитника. Речь о технике, ударе, работоспособности, видении поля, умении читать игру. А еще Вачиберадзе считается мастером стандартов и обладает явными задатками плеймейкера – столь дефицитными для наших широт. Впрочем, все это теперь будет служить грузинской стороне.

После того как осенью 2015-го Михаил Фоменко заиграл в официальном матче национальной сборной тогда еще 18-летнего Александра Зинченко из скромной «Уфы», тренера смешали с грязью. Обвинения и оскорбления стали платой за то, что Михаил Иванович защитил восходящую звездочку от посягательств россиян. Это сейчас Саша говорит, что ни на что не променял бы украинское гражданство, но кто знает, что могло бы произойти тогда, в течение приближавшегося зимнего межсезонья, и какому бы давлению подвергли зеленого паренька в России, если бы Фоменко не сыграл на опережение?

Излагая свою версию произошедшего, я приводил пример Вачиберадзе как еще одного подающего надежды футболиста, которого у нас вполне могут увести. Подобно Зинченко, бесперспективному прозябанию в дубле «Шахтера» Бека в свое время предпочел прыжок в неизвестность. Оба не нашли общего языка с руководством клуба, а Вачиберадзе, уезжая в Испанию, даже упрекнул горняков в непорядочности. Такое строптивое поведение, а тем более, такие откровения, – не забываются. И не прощаются.

Потому взлет Зинченко, его участие в ЕВРО-2016 и трансфер в «Манчестер Сити» для «Шахтера» стали сродни серии пощечин. И не случайно гендиректор клуба Сергей Палкин первым накинулся на Фоменко, а потом вплоть до лета 2017-го твердил о намерениях добиться дисквалификации сбежавшего юниора. Тот факт, что Александр уже являлся игроком национальной сборной, функционера очевидно не волновал. Скорее, напротив, подстегивал, в перспективе делая месть еще более сладостной.

Но если Зинченко вышел победителем из всей этой катавасии и утер нос бывшим работодателям даже на правовых фронтах в Лозанне, то у Вачиберадзе необходимой защиты не оказалось. Полузащитник, еще полтора года назад ходивший в «самых перспективных», резко перестал быть нужен молодежной сборной. В заявку на недавнюю игру с голландцами не попал, на спарку с англичанами и шотландцами вовсе не приглашался.

Даже с учетом того, что летом Бека покинул «Бетис» и был лишен необходимой игровой практики, его отсутствие в рядах «сине-желтых» удивляло. У нынешнего наставника «молодежки» парень всегда был на хорошем счету и считался системообразующим исполнителем. В конце концов его можно было вызвать, чтобы поддержать, как в свое время Андрей Шевченко поступил с оказавшимся в подвешенном состоянии Романом Зозулей.

Остается лишь искать причины вне спортивной плоскости, вспоминая о том, цвета какого клуба пользуются в кабинетах Дома футбола наибольшей популярностью…

Вачиберадзе и сам не скрывает, что профессиональные моменты здесь – ни при чем: 

«Жаль, что в последнее время в украинском футболе появилось много политики, отношение ко мне изменилось, и я это почувствовал. Не буду плакаться или делать вид, будто ничего не замечаю. Принял все, как есть...»

Игрок очевидно остался в проигрыше, так как связывал свое футбольное будущее с нашей страной. В марте 2016-го на спарринг украинской и грузинской «молодежек» он получил вызовы от обеих сторон и тогда сделал выбор в пользу команды Головко, причем помог ей избежать поражения, огорчив своих братьев по крови голом на 90-й минуте.

И хотя потом Бека говорил, что не сомневается в правильности принятого решения, парня все-таки вынудили передумать и вернуться к корням. Кто? Возможно, те, кому было важно показать, что становиться у них на пути – значит, подвергать угрозе карьеру. 

Для футбольной же Украины, постоянно жалующейся на нехватку хавбеков-интеллектуалов, терять такие кадры – непозволительная роскошь. Но в отличие от Зинченко, своего Фоменко на Вачиберадзе не нашлось. 

Почему все произошло именно так, уместно спросить у главы Комитета национальных сборных ФФУ Мирона Маркевича. Как в 2001-м спросили у Олега Базилевича, занимавшего эту должность и упустившего талантливого запорожца Андрея Каряку, переметнувшегося к россиянам. Не знаю, что ответит Мирон Богданович, но Олега Петровича 16 лет назад тут же освободили от должности. И не только его одного...

footclub.com.ua