Моніторинг

Полеміка

Обзор СМИ. Легализация намерений

Олег ДОЛЖЕНКОВ, политолог Главными событиями прошедшей футбольной недели были новые попытки «юджиновцев» рука об руку с министром по делам семьи, молодежи и спорта Виктором Коржом легализовать намерение застроить площадь перед НСК «Олимпийским», а также инициатива владельцев клубов высшей лиги о создании украинской Премьер-лиги.

2007-11-20 06:40

В отношении реконструкции НСК «Олимпийский», стало ясно: проект фирмы «Хохтиф» подогнан под планы «Юджина» достроить ТРЦ! Объединяет их не только противоречие требованиям безопасной эвакуации зрителей со стадиона, не только отсутствие всякой гласности, но и фигура главного лоббиста – министра Виктора Коржа.

О его действиях в поддержку «Юджина» мы уже неоднократно писали. И реализация проекта реконструкции «Олимпийского» от фирмы «Хохтиф» – без публичного обсуждения, без тендера, без согласования с ФФУ – стала своего рода операцией прикрытия строительства ТРЦ «Троицкий». Дескать, стройка не мешает реконструкции стадиона, надо только лишь сделать дополнительный выход через здание ТРЦ...

Заметим, что пресс-конференция «Юджина» была явно синхронизирована с этими заявлениями! Застройщики объявили о согласии обеспечить упомянутый дополнительный проход – тем самым у неискушенной публики могло создаться впечатление, что в вопросе реконструкции «Олимпийского» найден долгожданный компромисс...

В связи с этим стоит напомнить: стороной конфликта, противостоящей «Юджину», является вовсе не подконтрольная Коржу администрация «Олимпийского» и не найденная Коржом фирма «Хохтиф».  И согласовывать позиции застройщиков с этими структурами – все равно, что искать компромисс между Ахметовым (по слухам, стоящим за «Юджином» Новинского) и Коржом (ставленником Ахметова)... Понятно, что ни о каких противоречиях речь тут и близко не идет.

Планам «Юджина» оппонирует футбольная общественность нашей страны, объединившаяся вокруг ФФУ, при поддержке Президента Украины, УЕФА и ФИФА. И только тот проект реконструкции «Олимпийского» и Физкультурной площади, который будет одобрен ФФУ, может иметь какое-то отношение к планам Евро-2012. Все прочее – не более чем очковтирательство.

Нельзя не удивиться, впрочем, оборотистости министра Коржа, собирающегося не только помочь «Юджину» легализовать архитектурного монстра, но и «освоить» при реконструкции «Олимпийского» полтора миллиарда бюджетных гривен – то есть 300 миллионов долларов! Напомним, что зафиксированная контрактом стоимость строительства сверхсовременного стадиона в Донецке, которым не устает вполне заслуженно гордиться Ринат Ахметов – 185 миллионов долларов... Даже если учесть претензии турецких строителей на некоторое увеличение этой суммы, факт остается фактом: построить новый стадион оказывается на десятки миллионов долларов дешевле, чем по версии Коржа реконструировать старый...

Весьма важной инициативой стал первый шаг к созданию национальной Премьер-лиги. Оценить ее всесторонне по горячим следам не представляется возможным – не в последнюю очередь потому, что собрание президентов клубов высшей лиги было закрытым для прессы, а последующие комментарии заинтересованных лиц выглядели слишком противоречивыми. Но некоторые выводы можно уже предположить.

Во-первых, сейчас лишь положено начало процессу, который в будущем сможет завершиться реальным созданием Премьер-лиги. Пока собственники клубов только выразили принципиальное согласие Премьер-лигу создать. Но важнейшие вопросы ее функционирования не разрешены. Непонятно, по английскому или по российскому образцу будет действовать ПЛ, каким будет ее руководство, неясны финансовые и организационные аспекты деятельности. На этапе согласования всех этих важных моментов единодушие президентов высшелиговых клубов может испариться, не исключены конфликты, могущие похоронить идею создания ПЛ. Поэтому считать ее создание неизбежным – преждевременно.

Во-вторых, свершившимся фактом стало полное банкротство ПФЛ. Парадоксальным образом это проявилось в назначении Сафиуллина главой рабочей группы по созданию ПЛ. На роль «местоблюстителя» собственники клубов назначили человека, который не имеет никаких шансов и перспектив возглавить ПЛ, а значит – безопасен для любого возможного претендента на эту роль. Ему, по сути, предложено самолично похоронить свое реноме вместе с почившей в бозе ПФЛ. Руководство рабочей группой – это лебединая песня Сафиуллина в большом футболе.

В-третьих, по реакции функционеров ПФЛ, а также близких к донецкой группе влияния изданий видно: создание ПЛ может иметь помимо благих мотивов и оттеснение ФФУ от руководства подготовкой к Евро-2012 и футбольной жизни вообще. Ведь именно поискам способов этого донецкая региональная группа влияния посвятила все последние месяцы (см. выводы предыдущей аналитической записки). Кроме того, тонущие функционеры ПФЛ явно надеются если не зацепиться за ПЛ, что возможно только при конфликте этой структуры с ФФУ, то хотя бы одновременно с собой «притопить» и Федерацию. Отсюда их вызывающе-провокационные комментарии, вредящие пока что только Премьер-лиге.

На этом хотелось бы остановиться подробнее. Полагаем, что если проект создания Премьер-лиги будет рассматриваться как еще одна попытка переворота в футболе – это нивелирует, в первую очередь, саму идею. Хотя бы потому, что большинство собственников высшелиговых клубов вряд ли поддержат такую, навязываемую им, игру, когда она станет очевидной. Кроме того, именно национальная Федерация футбола была, есть и останется единственным легитимным, с точки зрения ФИФА и УЕФА, центром футбольной власти. Ведь иного и быть не может ни в одной стране мира.

Поэтому детские рассуждения некоторых инициаторов Премьер-лиги – мы тут собрали президентов самых богатых клубов, и пусть кто-то попробует отменить их решение – относятся к разряду призрачных надежд. Ведь коль скоро ФФУ имеет право отменять любые решения любых футбольных структур, идущие вразрез с принципами ФИФА и УЕФА – то нет сомнений, что при необходимости это право будет реализовываться невзирая на лица. Расчет на то, что у Григория Суркиса будет «кишка тонка» настоять на своем – расчет зыбкий. Вспомним, как последовательно глава ФФУ добился реализации политики ФИФА и УЕФА относительно введения лимита на легионеров – вопреки мнению многих президентов клубов высшей лиги. И нет ни одной причины, по которой теперь Григорий Суркис вынужден был бы автоматически соглашаться с любыми решениями премьер-лиги.

Попутно заметим, например, что решения собственников крупнейших клубов Европы особо на политику УЕФА и ФИФА не влияют, наоборот – и Платини, и Блаттер жестко пресекают любые попытки «денежных мешков» свести футбол до одной из разновидностей бизнеса... Откуда тогда надежды на то, что украинские мультимиллионеры – собственники клубов смогут все «порешать» в узком кругу? Непонятно. Особенно если вспомнить, что без согласия ФФУ Премьер-лига вообще не будет зарегистрирована!

Конечно, создание Премьер-лиги способно по истечении нескольких лет превратить украинский чемпионат в подобие если не английского, то хотя бы российского. И инициаторам этого следует пожелать всяческих успехов. Вместе с тем, очень важно, с какими мотивами приступать к этой работе.

Первое. Несколько тревожат сравнения Премьер-лиги с «фирмой», рассуждения о том, что футбол – это чистая экономика и т.д. В первую очередь футбол – это спорт миллионов, и об этом не следует забывать. Хотя и рассуждения о том, что футбольные инвестиции должны быть окупаемы – справедливы.

Второе. То, что ПЛ создается за закрытыми дверями, без вовлечения прессы и общественности, вызывает некоторое недоумение. Неужели логика «футбол – это только экономика» сработала и здесь? Организаторам ПЛ нельзя банализировать ситуацию до той схемы, что-де 16 богатых людей собрались, чтобы обговорить варианты совместного ведения бизнеса. Коммерческая тайна вряд ли уместна при обсуждении столь значимого для общественности вопроса, и остается надеяться, что впредь работа по созданию ПЛ будет гласной.

И третье, самое главное. Очень не хотелось бы снова увидеть традиционную украинскую «борьбу за булаву». И в случае жесткой схватки за пост главы ПЛ, и в случае попытки конфликтовать с ФФУ проект Премьер-лиги может оказаться не более, чем мертворожденным дитям. А жаль…