Мониторинг

ТВ-Программа

Доживем до понедельника 2010-09-02

Семен СЛУЧЕВСКИЙ, «СЭ в Украине» Свершилось. То, что давно ожидалось, что давно должно было реализоваться – миллионный зритель увидел в минувший понедельник. Речь, конечно, идет о новой футбольной телепрограмме «Профутбол», производимой Группой компаний «1+1». Почему это должно было реализоваться, и именно в эфире каналов данной Группы? Все просто.

2010-09-02 12:30

Именно здесь, конкретнее, на каналах «2+2» (бывшем «Кино») и самом «1+1» транслируется более 100 матчей в сезон: и национального чемпионата, и Кубка Украины, и евротурниров с участием наших клубов. Если по общему количеству футбольных трансляций эти каналы несколько уступают специализированному каналу «Футбол», то по критерию показа именно игр команд-лидеров нашего футбола, уж точно, опережают. Сама логика давно уже требовала к трансляциям добавить и студийную передачу о футболе. Чтобы «Футбольному уик-энду» не было так «одиноко» в нашем эфире….

Мне могут возразить, не забыл ли я программы Николая Василькова о футболе на ICTV. Не забыл, и позднее, вернусь к ним с самым подробным анализом. Просто эти продукты не совсем о футболе, скорее – об «околофутболе»….

Но вернемся к программе, дебют которой состоялся в минувший понедельник на «2+2», и постараемся объективно ее проанализировать. Скажу, прежде всего, о том, что понравилось, о том, что я принял сразу. Это две позиции: название передачи, и студия – студийная «одежда». Знаю, было много вариантов названий, но именно «Профутбол» отражает преемственность, знак уважения к собственным традициям телеканала. Телеканала, совсем еще недавно лидера национального эфира не столько по охвату аудитории, сколько по интеллекту, по яркости своих ведущих.

И одной из знаковых программ «старого» «1+1» была спортивная передача «Проспорт». Дизайн нынешней студии удачен именно своей продуманностью под творческий замысел: в не большом по площади телепавильоне есть место всем нужным героям, экспертам, даже маленькой массовке. И благодаря композиции студии эта заданность «ролей» легко читается телезрителем, а нахождение ведущих именно в центре как бы связывает всех участников действа. Короче, дизайнерам, режиссеру-постановщику и оператору-постановщику – зачет.

Дальше – увы и ах….

Успех или неуспех любой форматной телепрограммы на 90% зависит от сценария и от ведущих этой программы. Это железное правило никому еще не удалось отменить или обойти. В том числе и создателям «Профутбол». Однако перейдем к конкретике. Сначала определим жанр передачи. Несомненно, это – ток-шоу. И пусть в ней светилось непонятное «футбол-шоу». Это от лукавого – такого жанра нет. Выбор жанра – именно ток-шоу – правильный. Т.к. изначально высшим руководством Группы телекомпаний «1+1» ставилась четкая задача – не быть похожим на «Футбольный уик-энд».

Напомню, там жанр – информационно-аналитический: с одним ведущим в студии – без гостей, а монолог ведущего прерывают и иллюстрируют только сюжеты. Что есть ток-шоу? Оно и есть буквальный перевод этого словосочетания – «разговорное представление». И как учат нас ассы ТВ, признаками этого жанра являются легкость разговора, артистизм ведущего (ведущих), но самое главное: присутствие в студии ГЕРОЯ, ЭКСПЕРТОВ и пусть маленькой, но зрительской аудитории.

Вроде все и было. Но вот именно: вроде. Не было главного – «железного сценария», т.е. четкого русла, которое должно направлять поток мыслей приглашенных в студию, обозначения точной постановки проблемы, продуманности выводов в финале программы. Оттого и сама программа «лилась» сама по себе; она могла безболезненно закончиться на 20-30 минут раньше, а могла на 20-30 минут позже. В ней не было четкой коды. И беспомощный призыв ведущих в студии поаплодировать (кому: самим себе, ведущим?) только убедил в НЕПРИДУМАННОСТИ финала.

Следующая важнейшая ошибка: основа таких шоу – конфликт, обострение. Потому что конфликт вытягивает сюжет передачи. И однажды в программе он возник сам по себе, без помощи ведущих. Йожеф Сабо и президент «Динамо» Игорь Суркис начали серьезно дискутировать о работе главного тренера бело-голубых Валерия Газзаева. Телезритель сконцентрировался, начинается самое интересное…. Ведущие же – легко «утопили» этот наиболее заслуживающий внимания фрагмент передачи. Почему? Испугались конфликта? Не думаю. Причина проще и банальнее. Ведущие ток-шоу просто не знали и не знают, что в этом жанре главные не они, а герои. Ведущие должны быть, прежде всего, МОДЕРАТОРАМИ, т.е. посредниками между собой героям в студии и посредниками между героями и телезрителями. А главное требование к модераторам: УМЕНИЕ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ героев. Этого не было.

Следующая сценарная непродуманность. Нет никакого обозначения «ролей» ведущих. Если их двое, значит, это для чего-то придумано. Иначе достаточного было бы одного. В мировом, в частности, в футбольном ТВ эти роли давно продуманы и распределены. Обычно один из модераторов – «добрый полицейский», другой – «злой».

Таким образом, они методом кнута и пряника начинают обострять сюжет программы, поднимать к ней интерес. Так работают модераторы в эфирах передовых футбольных стран. Для ясности, напомню подобное в русскоязычном ТВ. На «НТВ плюс футбол» есть подобные программы. В «Футбольной ночи» за доброго играет Георгий Черданцев, за злого – Таш Саркисян. В передаче «2:1» ведущие Александр Шмурнов и Алексей Андронов зачастую даже меняются этими ролями, чтобы еще больше обострить сюжет.

Что мы видели в «Профутболе»? Ведущие Лидия Таран и Константин Андриюк работали в очередь в одном ключе. Что напоминало главную телепрограмму СССР – «Время», в которой дикторы: мужчина и женщина – по очереди торжественно рассказывали народу об очередных наградах членам Политбюро ЦК КПСС и о неуклонно растущих надоях на колхозных фермах… И если бы в очередь, как четко обученные советские теледикторы. А то ведь перебивали друг друга нещадно. Заодно и героев. Не забыть бы «фирменные блюда» от Костика Андриюка: очень спешит чего-то рассказать телезрителю, оттого и «промазывает». Так, к примеру, белградский «Партизан» обозвал «Арсеналом», а «Днепр» прописал в Донецке. Что помогает в подобных случаях? Самоирония. Более опытный его московский коллега Михаил Дегтярь («Программа «Репортер») в эфире не уступает Костику в темпераменте. И как он выходит из подобных ситуаций? Легко. Тут же говорит о себе: «Что сказал? Сам не понял». Наши еще не готовы к такому…

Но вот это как раз преодолимые недостатки. Каким образом? Простым. Коротким и убедительным напутствием генерального директора холдинга А.Ткаченко, Но вот, что делать с принципиальными ошибками в профессии, Александр Владиславович? Одной беседы маловато будет…. Хотя бы вот с таким моментом. В программе правильно и согласно классическому «штатному расписанию» формата обозначена роль экспертов. На эту роль объявлены прилюдно уважаемые Валентин Щербачев и Игорь Цыганик. Но им позволили сказать буквально по фразе в начале программы и…. забыли про них. Фактически роль экспертов выполняли Йожеф Сабо и Олег Блохин. Не героев, а именно экспертов. И выполняли хорошо. Так может, все это надо было продумать изначально, и не унижать других людей…

Еще много нюансов требуют своего анализа. Но… доживем до следующего понедельника.