Моніторинг

ТВ-Програма

Посреди недели – про «уик-энд»

Семен СЛУЧЕВСКИЙ, «Телекритика» Я не большой любитель иностранных слов в названиях цикловых телепрограмм. Так меня приучили мои Мастера. Но когда программа выходит в эфир много лет, естественно привыкаешь и перестаешь обращать внимание. «Футбольному уик-энду» ? продукту ТРК «Украина» ? семь с половиной лет.

telekritika.ua

2010-09-09 05:55

Сейчас это самая «древняя» студийная футбольная передача в украинском общенациональном телеэфире. «Иных уж нет» ? это о тех, что начали раньше делаться. Про «те далече» ? умолчу, будем считать, что это региональные, возможно, есть и постарше, чем ФУ, но ни я, ни другие о них не знают, если вести отсчет в масштабах страны.

Напомню прописную истину, которой учат во всех мировых кино? и телешколах: сценарии не пишут, а выстраивают. Вот ФУ, на первый взгляд, выстраивается просто, по законам информационно-аналитической программы: студия, подводка ведущего к сюжету ? сюжет ? снова студия, отводка ведущего от предыдущего сюжета и подводка к новому ? новый сюжет и т. д. Переводя на футбольный язык, нельзя не вспомнить фразу Николая Петровича Старостина: «Футбол ? игра простая. Принял мяч, отдал мяч, открылся...». Только глубины в этой фразе ? бездна. Так и в нашем деле... Главный удар, вроде, на сюжеты ? в них вся информационно-аналитическая нагрузка. Но у ведущего задача еще тоньше: несколькими предложениями обозначать идеологию программы. Идеологию как позицию в «футбольно-информационных войнах» нашей державы, а Александр Денисов никогда не скрывал, что он «не над схваткой». Да и с какой стати футбольное ТВ державы должно отличаться от всего остального ТВ страны?

Сейчас меня больше занимает творческая идеология создателей ФУ. Александр Денисов держится в студии всегда уверенно и бодро. Я объясняю это не столько должностью большого начальника ? Александр директор единственного специализированного канала в Украине, посвященного футболу, который так без лишних витиеватостей и называется. Так вот, я это объясняю опытом. Его тексты четкие, фразы рубленные, особенно когда они служат отповедью его незримым оппонентам, сплошь и рядом, к тому же жестко дискутирующим в прессе, интернете с ведущим ФУ о различных, и при этом очень важных моментах футбольной жизни державы. Я часто не соглашаюсь с выводами, озвученными Денисовым с экрана, но объективно признаю, что он владеет инструментарием телериторики вполне основательно, иногда не прочь использовать приемы актерской мимики. Причем именно это подчас прибавляет ему вистов в глазах футбольной телеаудитории, но бывает, что и отнимает. Я говорил уже о внятно написанных текстах ведущего в студии. Но все же проскакивают и сомнительные словесные фигуры. Так бывало и раньше, так случилось и в минувшее воскресенье. Рассуждая о дебюте Юрия Калитвинцева в роли старшего тренера сборной, Денисов выразился: «По законам жанра премьеры бывают слабенькие, средние и сильные». Саша, при чем здесь мастерство исполнителей к законам жанра? Это все равно что разный уровень мастерства футболистов ставить в связку к словам «по правилам футбола». О чем свидетельствует этот, пусть незначительный ляп? Во-первых, что ведущий «Уик-энда» интересуется кроме футбола еще многими интересными сферами бытия, что он тяготеет к образности. Это замечательно. Только сдается мне, что тексты шефа не вычитывает никто из коллег, а вот это напрасно, «свежая голова» никому не помеха.

У программы очень сильные сюжеты. Особенно у Володи Крамара ? пожалуй, лучшего сейчас футбольного телерепортера Украины. До сих пор я сознательно не разбирал материалы (не словесный ляп, а именно материалы целиком) последнего выпуска ТУ. Владимир Крамар создал два репортажа, один из них очень важный для полноценной деятельности нашего футбола как сферы бизнеса. Репортаж, посвященный одной конкретной ситуации из безмерной темы «футбол и ТВ», темы архиважной, т. к. в передовых футбольных странах реализация футбольных прав является самой важной составляющей бюджетов клубов-грандов. Так вот, репортаж был посвящен встрече президентов клубов, которые должны были решать эту проблему. Не решили. У владельцев наших клубов есть две противостоящих одна другой позиции, и консенсуса не было найдено и в этот раз. Как творчески решил репортер освещение этого и события и отрицательного результата встречи? Он выстроил драматургию своего репортажа через одну деталь. К нему ? автору ? подошел президент одного из футбольных клубов, серьезный бизнесмен, депутат парламента. Первым протянул руку, чтобы поздороваться, дружелюбно поприветствовал тележурналиста.... Иной репортер только на этом бы и сделал свой сюжет. А потом поставил бы точку, а скорее всего ? восклицательный знак. Что ж, тщеславие ? не последняя черта нашего брата. Иначе поступил Крамар. Это приветствие нужно было автору как драматургический поворот, от которого он оттолкнулся, излагая зрителю главную мысль репортажа: уважают вроде нас, журналистов, финансовые лидеры украинского футбола, но принять решение, реально сближающее футбол и ТВ, пока не готовы....

Качественные сюжеты у Вадима Караманца, Виктора Соколова, других корреспондентов...

Чего мне не хватает в ФУ? Оппонента ведущему в студии. Нет, героев в сюжетах немало, героев интересных. Но это уже не живой эфир. Смонтировано. Александр Денисов не раз и не два заявлял, что приглашал в студию президента ФФУ Григория Суркиса, и тот обычно ему отказывал. Это правда. А на фигуру иного статуса, Саша, ты не согласен? Жаль, было бы интересно...

telekritika.ua