Мониторинг

ТВ-Программа

Футбол, кино и украинцы

Понятно, что читатели «Футбола» отличаются от читателей маститого журнала для профессионалов «Искусство кино» либо серьезного сайта «Телекритика». Но они – уж точно не примитивная публика, на кого ориентируются откровенно желтые телепрограммы либо издания,..

Семен СЛУЧЕВСКИЙ, «Футбол»

2012-05-31 12:30

в которых вся «футбольная аналитика» начинается и заканчивается лишь тем, кто из игроков зависает в ночных клубах, и какая у них новая навороченная тачка. Оттого моя статья – вовсе не рецензия на увиденный фильм, а скорее впечатления и размышления о футбольном телекино.

О плохом телекино по делу недавно написал Артем Франков в своей статье «Издевательство». О телехалтуре, к сожалению, посвященной Валерию Лобановскому.

Я хочу о хорошем телекино. О нашем хорошем телекино. Чем неигровая (раньше было принято говорить: документальная) телекартина отличается от телепрограммы. Фильм – это искусство. А искусство – чтобы совсем просто и понятно – умение автора самому увидеть и показать В МАЛОМ БОЛЬШОЕ. Как в четырех сериях показать вот это большое – сборную Украины, да еще за двадцать лет? Надо разбить ее на четыре важнейшие составляющие: тренеров, игроков, да и тех не скомкать в одной куче, а поделить, допустим, на «дедов» и «молодых». И, наконец, самую массовую часть нашей сборной – ее болельщиков. Не удивляйтесь, формально, болельщики: и «кузьмичи», и фаны – никогда и нигде не являются членами своих сборных. Но у нас ведь образ… Потому серии фильма так и называются: «Тренеры» (заметьте, по-русски, с окончанием Ы и ударением на первый слог, а не по футбольному, с окончанием А, да еще с ударением на этот последний слог). Затем «Ветераны», дальше «Молодежь», а под финиш – как раз «Болельщики».Повторю важный тезис: то, что авторы фильма сознательно включают болел в состав нашей сборной – правильно.

Об авторах. Их имена не на широком слуху. Когда я учился в ВГИКе, великие мэтры экрана приучали нас: студентов-сценаристов, -режиссеров, -операторов, т.е. «закадровых» людей к простой мысли: «Вы будете широко известные художники в… узких кругах специалистов». И те, кто сделал большие работы на экране, всегда гордились тем, что их уважают именно специалисты, и вовсе не страдают оттого, что их не узнают на улице. Так и режиссер этого фильма Сергей Долбилов. В узких кругах спортивного кино и ТВ – он очень уважаем за много кинолент о героях спорта, за целую «Кличкоаду», за картины о героях футбола. Сережа не обойден наградами многих международных кинофестивалей и телефорумов, он был главным режиссером спортивной редакции «старого» «1 + 1», креативным продюсером «Мегаспорта», сейчас руководит производством спортивных и документальных проектов на «Интере». Долбилов – не только режиссер, но и руководитель творческого коллектива фильма о сборной Украины. Фильм ведь не сделаешь в одиночку. Там достойная команда. И не из одного телеканала. Считайте, тоже – сборная. Это вполне серьезно. Прежде всего, операторы. Я могу перечислить их имена – Александр Мартынов, Игорь Ковальчук, Юрий Дзекунов и многие другие. Но, увы, эти имена – знак качества в тех же узких кругах специалистов и мало, что скажут массовому телезрителю. Хотя именно их глазами вы смотрите и большинство матчей, и жизнь футбола страны уже вне поля. Съемки очень качественные, а иногда встречаются планы, даже эпизоды, которые и есть искусство. Но отснятый практически за двадцать лет (!) огромный материал надо отсмотреть, отобрать, выстроить в монтаже так, чтобы кино заиграло, чтобы оно «покатилось» перед глазами зрителя естественно и фрагментами неожиданно. Это мастерство режиссеров монтажа, но, прежде всего, самого Долбилова. Очень хорош в фильме авторский текст. Его не много и не мало, а ровно столько, сколько нужно, чтобы и не мешать зрителю вникать в видеоряд, в монтажные придумки. А когда требуется, ему самому – тексту – двигать сюжет. Всегда в неигровом кино работа классных «текстовиков» ценилась. Многие известные журналисты, телеведущие «обламывались» на авторском тексте. Они искренне считали и считают до сих пор, что самое главное – именно их словесные «шедевры», а видеоряд – это… так, «картинку перекрыть». Поэтому меня так приятно удивило, что наряду с «зубром» закадровых текстов Олегом Сытником, свой качественный текст предъявил Игорь Цыганык. И в его тексте были соответствующие данным эпизодам и радость за героев картины, и боль, и ирония.

О фильме. Сюжеты серий я рассказывать, конечно, не буду. Вам же неинтересно будет смотреть. Но вот о двух эпизодах, выражающих именно умелый показ МАЛОГО В БОЛЬШОМ, т.е., опять заметим скромно, само искусство кино, упомянуть просто обязан.

В серии «Ветераны» показаны два хорошо всем нам знакомые момента: гол Шевы Филимонову «за воротник» 9 октября 1999-го года в Лужниках, и гол Ачимовича с половины поля Шовковскому в Любляне буквально через месяц после наших радостей в Москве. Склеить эти два эпизода в сюжет, а затем ведущему в студии найти пару толковых слов – не фокус, и уж точно – не кино. Долбилов с коллегами «бросает на палитру» весь арсенал средств. Визуальных – крупно глаза наших игроков: в Москве и Любляне – день и ночь, даже одиноко и издевательски летящая и каркающая ворона в сизом небе над нашей половиной поля на словенском стадионе «Бежиград». Тренеров: танцующего от счастья Сабо и сцепившего зубы тренера россиян Романцева в Москве; танцующего от своего счастья словенского наставника Катанеца. Кадров сцепившего в Любляне зубы Сабо в архиве не нашлось, но зритель сам их себе «дорисует». Потому что этому помогут соответствующая музыка и грамотно расставленные паузы. И все это придумано авторами, чтобы зритель еще больше проникся чувствами, как глубоки по смыслу слова из «Пиковой дамы» – Сегодня ты, а завтра я! Чтобы зритель еще больше полюбил футбол за его логичность, но, главное, за его нелогичность!

Второй эпизод из серии «Болельщики». Потрясающе грамотный, умный, веселый и грустный монтажный переход от рядовых болельщиков, которым милиция и воду не всегда разрешит пронести на стадион на ВИПовские роскошные ложи за стеклом на нынешнем НСК «Олимпийский», где за роскошными столами сидят узнаваемые и не очень, но вроде «элитные» персонажи, над которыми угодливо склонились официанты. Прямо тебе картина передвижника Григория Мясоедова «Земство обедает». Земство – это такая выборная власть на местах в Царской России. Туда выбирали и «графьев» и даже крестьян от сохи. Только крестьяне сидят на завалинке избы со своим хлеб-солью из котомки, а господ, которых, как видно в открытом окне, так же услужливо обносят лакеи. Если бы наши псевдо-оппозиционные СМИ умели бы так снимать, как операторы Долбилова, они наваяли очередную кричащую «разоблачиловку», в душе мечтая присесть в этой ложе ВИП. Да и так многие из них там сидят. Долбилов же «со товарищи» из этого сделал не примитивную «публицистику», а тонкий и не злобный прикол. Он вообще сделал весь фильм добрым. И назвал его «Остров везения». Очень точное и емкое название. Что такое остров везения – сами узнаете их картины. Если захотите ее посмотреть.

Об интервью. Интервью с героями в этой большой ленте нет. Авторы осознанно заменили интервью комментариями в кадре трех заслуженных людей. Заслуженного мастера спорта, заслуженного журналиста и, берите выше, не заслуженного, а народного артиста. Томить не стану, раскрываю имена сразу: Александр Заваров, Артем Франков и Богдан Бенюк. Больше об этом ни слова – я ведь у них «не сижу на рекламе»
J)). Но, конечно, по делу.

О премьере картины. Именно премьере, а не презентации. Никогда в мире настоящего кино не было презентаций. Это словечко привалило из торгашеско-гламурно-тусовочной публики. У художников всегда были выставки, у актеров и режиссеров – премьеры. Именно в их родном Доме кино. Именно туда, в небольшой, но давно устроенный под такие рабочие просмотры «Синий зал», пришли профессионалы. И кинематографисты, далекие от футбола, но понимающие толк в кино, и телевизионщики, делающие наше футбольное ТВ. Там не было случайной публики, там смотрят «по гамбургскому счету», если что могут и громко высказать в глаза творцам. Но если кино стоящее, не будут стесняться аплодировать прямо во время сеанса. Так и произошло. «Остров везения» – высококачественный фильм. И как раз к Евро-2012.