Персони

Інтерв'ю

ЕВРО-2012: ФФУ – эксклюзивный партнер УЕФА

Григорий Суркис о принципах работы с УЕФА, его задачах и правилах, а также о решении Европейского футбольного союза отдать право на проведение ЕВРО-2012 Украине и Польше.

2010-04-17 17:25

************

– Мои полномочия как президента принимающей ассоциации определены Исполкомом УЕФА, а затем Конгрессом ФФУ (как делегата турнира) до 2012 года. Они не могут быть ограничены правительством. Более того, согласно корпоративной логике УЕФА, органы власти обречены на тесное сотрудничество и взаимодействие с ФФУ в процессе подготовки к турниру. Это тоже прописано в государственных гарантиях и обязательствах перед УЕФА. Поэтому я не вижу никакой проблемы или трагедии в том, что какие-то кадровые решения, находящиеся в зоне ответственности правительства, были приняты без моего мнения.

ФФУ, создав дочернюю структуру – Местный оргкомитет (МОК), с ее помощью решает целый комплекс задач. Мы должны протестировать и принять готовые арены, тренировочные лагеря, на нас лежит вся волонтерская программа, сопровождение законодательного урегулирования некоторых принципиальных для УЕФА вопросов в процессе подготовки к турниру и много других специфических функций. Мы находимся в прямых рабочих контактах со всеми департаментами УЕФА и строго выполняем их рекомендации. В то же время г-н Лубкивский, возглавляющий МОК, с первого дня прихода Бориса Колесникова на пост вице-премьера, при всех сложностях наших личных отношений, получил от меня команду – 24 часа в сутки сотрудничать с новой властью. И это абсолютно логично и естественно.

Сегодня владельцы некоторых клубов готовы инициировать проведение внеочередного конгресса ФФУ, на котором может быть поставлен вопрос о досрочном переизбрании президента. Насколько, на ваш взгляд, реально проведение такого конгресса и как это (независимо от результатов) может повлиять как на отношения между Украиной и УЕФА, так и на ход подготовки страны к ЕВРО-2012?

Инициировать можно все, что угодно. Но логика участия в проекте ЕВРО-2012 диктует свои жесткие условия каждому, кто взялся за гуж. Суть их заключается в том, что вся управленческая команда, которая готовит страну к чемпионату Европы, в 2012 году будет держать публичный ответ перед обществом за выполнение взятых на себя обязательств. Вот тогда и будет уместно пофамильно назвать героев и антигероев. Тогда же и вернемся к вопросу об отставках. А пока, честно говоря, нет времени дискутировать на эту тему и потакать чьим-то провинциальным амбициям.

Из интервью газете «Зеркало недели», 17.04.2010

***************

– В 2008 году в Австрии и Швейцарии УЕФА проводила турнир без помощи национальной ассоциации. Структура под руководством операционного директора УЕФА Мартина Калена полностью отвечала за подготовку и проведение чемпионата. Теперь же в рамках ЕВРО-2012, в силу разных объективных причин (ментальные и языковые особенности, слабо адаптированное к евростандартам законодательство принимающих стран и др.), УЕФА принял решение не придерживаться ни первой, ни второй формулы, а доверить проведение турнира двум национальным ассоциациям.

«Спорт-Экспресс в Украине», 26.12.2008

************

– УЄФА традиційно має предметні договірні стосунки з тими країнами, яких, подібно до України та Польщі, обирає переможцями за допомогою багатоступеневого прозорого тендеру. Тобто дві наші держави після 18 квітня 2007 року уклали типову угоду, яка діятиме до середини 2013 року. Угода ця передбачає відповідальність приймаючих країн у таких сферах: гарантія безпеки та правопорядку, готовність стадіонів, міст-учасників, тренувальних центрів та офіційних місць, розміщення гостей та учасників чемпіонату, захист комерційних інтересів УЄФА та його партнерів, забезпечення транспортом, технічна та іміджева підтримка, медична допомога, в’їзні та митні вимоги тощо.

Окрім того, наші країни мають сприяти УЄФА при складанні турнірного календаря, акредитації ЗМІ, організації матчів, вироблення концепції квиткового забезпечення тощо. Договор також передбачає створення компанії – комерційного партнера УЄФА, до складу якої увійдуть представники влади, спортивних та політичних структур. Зазначу, що за будь-яких результатів голосування щодо остаточних управлінських рішень, більшість голосів завжди буде на боці представників УЄФА.

Тижневик «ЄВРО-2012 плюс» (Львів), 05.09.2008

************

– Оскільки Федерація футболу України є ексклюзивним партнером Європейського союзу футбольних асоціацій на території нашої держави і виконує роль «зв’язкового у відносинах з усіма органами влади Приймаючої країни та їх відповідними департаментами і підрозділами», про що чітко записано у Вимогах УЄФА до досьє заявки на право приймати фінальний турнір чемпіонату Європи 2012 року з футболу, ми, як і раніше готові надати державним структурам усіх рівнів будь-яку консультативну та організаційну допомогу з цих питань.

З виступу на засіданні Координаційної ради ЄВРО-2012, 08.02.2008

************

– Решение отдать ЕВРО-2012 Украине и Польше в значительной степени политическое, но оно вытекает из всего того спектра принципиальных задач и правил, которые УЕФА за последние годы воплощает в реальность. Это – принцип солидарности, справедливости, принцип равных возможностей, и он предполагал, что рано или поздно вектор европейского футбола с пути западного должен повернуть на восток. Нельзя сегодня проводить чемпионаты Европы в «замкнутом пространстве»: Англия, Франция, Германия, Испания... Турнир должен стать «своим» и для Восточной Европы.

Каким образом можно сегодня таким странам, как Польша и Украина, которые не могут похвастаться ни достаточным количеством отелей (прежде всего четырех-, пятизвездочных), ни прекрасными стадионами, ни современными аэропортами, автобанами и многим другим, построить все это за короткое время, если не посредством финала ЕВРО-2012?

Я вам приведу один пример, весьма показательный. Суть его сводится к тому, какие аргументы я приводил, чтобы за Украину и Польшу проголосовали восемь членов исполкома из 12.

Допустим, я беседовал с моим коллегой – членом исполкома, представителем Германии. За обедом в преддверии завершающего этапа, перед вынесением решения спрашиваю: «Скажи мне, пожалуйста, за счет чего Германия поднялась, фигурально выражаясь, с колен в 1954 году?» Он мне отвечает: «За счет того, что выиграла чемпионат мира по футболу, почувствовала себя нацией – вдохновленной, эмоционально заряженной, уверенной в том, что она может быть нацией, которая сплотится вокруг этого события, и свершится чудо».

И это чудо свершилось. Бурный рост экономики, Германия прогрессировала и стала в один ряд с наиболее развитыми в экономическом плане европейскими странами. Каким образом Германия провела в 2006 году самый лучший за все времена финал чемпионата мира? Да только потому, что страна впервые после поражения во Второй мировой войне, после искусственного раскола почувствовала себя единой.

«Так вот дайте нам такой шанс, – убеждал я своего коллегу, – ты можешь помочь моей стране, чтобы она, получившая независимость всего 15 лет назад, тоже, как Германия в 1954-м, бурно прогрессировала в экономическом, социальном, инфраструктурном плане».

Такие беседы я проводил и с другими членами исполкома. Хотел, чтобы поверили: у нас есть возможность стать такими же европейцами, как они. Я находил аргументы и комментарии, которые давали им возможность свое дальнейшее волеизъявление в рамках тайного голосования определять в соответствии с тем, насколько я был логичен, рационален и убедителен. И в конечном итоге это принесло Украине и Польше восемь голосов...

Еженедельник «2000», 25-31.05.2007