Персоны

Интервью

Петренко: «Общество «Динамо» – большое, а правильное «Динамо» только одно»

Александр ПОПОВ

2019-03-12 13:15

Бывший руководитель Коммерческого центра киевского «Динамо» Андрей Петренко рассказав о том, как он вошел в структуру столичного клуба, и о том, как появился официальный интернет-магазин ФК «Динамо» (Киев).

– Как ты оказался в «Динамо»?
– Это произошло довольно давно, еще в 2004 году. Тогда у клуба появилась необходимость поддерживать жизнь официального сайта фан-клуба «Динамо», и я был приглашен на эту должность. В принципе, работа была интересной, у нас в планах имелась целая масса идей по развитию проекта, но вот только возникла серьезная проблема с выплатой зарплаты. Ее нам попросту не выплачивали, и в итоге, я целый год не получал положенные мне деньги.

– И какой был найден выход?
– Жить-то надо. Пришла идея создать интернет-магазин по продаже атрибутики киевского «Динамо». Я сего создал самостоятельно, и он вполне успешно начал свою работу на поддомене Dynamo.kiev.ua. Проект был успешным. Идея создания такого магазина давно витала в воздухе, я ее просто систематизировал и воплотил.

Но просто нам не было. В те времена как службы доставки, так сервисы электронной оплаты еще не были широко развиты в нашей стране, как это есть сейчас, но нам удавалось без сбоев доставлять продукцию по всему миру с возможностью оплаты. Был филиал нашего магазина в США. Классно поработали. Вопрос состоял не просто реализовать что-то. Интересно было выстроить логистику по всему миру. Интересно было решать трудные задачи. Например, неожиданно возник спрос на нашу продукцию в Японии. Оказалось, Макс Шацких засветился со сборной Узбекистана в Азии, и японцы резко стали нас покупать. Вот и решали задачу по оперативной доставке туда и оплате.

– Но тогда это еще не был официальный магазин ФК «Динамо»?
– Нет. Но в конце 2005 года президент «Динамо» Игорь Суркис принял решение о создании клубной инфраструктуры по торговле атрибутикой. К тому времени о моём магазина в «Динамо» уже знали, видели, что он успешно работает, поэтому мне было предложено возглавить новую официальную клубную структуру. Само собой, я принял это предложение без раздумий.

Дальше был разговор с Игорем Суркисом, которому я детально изложил свои идеи по созданию и развитию инфраструктуры клубных магазинов. Он внимательно меня выслушал и сказал: «Работай. Меня прибыль не интересует. Ты должен поднять имидж клуба».

Далее началась работа, куратором в которой у меня в клубе был первый вице-президент «Динамо» Виталий Сивков. Очень жалею, что не попал к нему раньше. Удалось бы реализовать намного больше проектов. Сначала я Сивкова форменно возненавидел. Он очень жесткий руководитель. Однажды мне приснился сон, в котором я с ним поговорил по душам. После этого внутренне успокоился и попытался понять его требования к работе. Он по своей сути трудоголик. На работе спозаранку, в курсе всего происходящего и всех нюансов. Если ты «косячишь» – получаешь по полной. Похвалу у него очень трудно заработать. Но даже если все-таки заработал, то это вовсе не значит, что завтра не «отгребешь» по полной опять. Спуску он никому не давал.

– Что такое коммерческий центр «Динамо» и зачем он был создан?
Систематизация в одно целое всех каналов мерчендайзинга. Создание системы онлайн и оффлайн реализации продукции. Киев – город одной команды. Я ставил целью привить динамовский стиль всем – детям, мужчинам, женщинам. Спортивное направление, детская, повседневная одежджа...

Появился магазин у колоннады стадиона «Динамо» имени Лобановского. Но самый большой и интересный опыт я получил при реализации проекта магазина с музеем на НСК «Олимпийский». Тогда меня к себе вызвал Виталий Сивков и сказал: «Будешь организовывать всё, что касается твоего направления. Но если ты думаешь, что ты все знаешь, все умеешь, я тебя разочарую. Это не так. Поэтому ноги в руки и вперед смотреть как это реализовано у других. Сначала Украина, Россия (это было до войны). Потом посмотрим».

С Москвой было просто. Там очень много динамовских болельщиков. Очень помогли. Я был у них как переходное знамя. Из рук в руки. Жил у них. Они меня вывозили по всем точкам, все показали. Не впечатлило. Ожидал большего. Ну, думаю, в Питере «круче». «Зенит», Газпром, хваленый менеджмент. Тоже не впечатлило. Из всех лучшим оказался тогда «Шахтер».

После возвращения меня вызывает Сивков и говорит – ну что, посмотрел, как работают другие? Теперь поедешь, и посмотришь как надо работать. И отправил меня в Британию. Вот это было действительно «вау»! Вишенка на торте. Я впитывал все, как губка. Изучил работу «Тоттенхэма», «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуля», «Блэкпула». За что я очень признателен «Динамо». Думаю, мне это еще пригодится.

– Слышал, что ты имеешь непосредственное отношение к появлению легендарной формы «Динамо» в виде национальной вышиванки?
– Это долгая история. С самого начала, как я начал заниматься темой динамовской атрибутики, хотел привнести свою «фишку», отличительный элемент. Ведь общество «Динамо» – большое, а правильное «Динамо» только одно. Эмблемы и цвета у всех подобные. Я на стадионе с четырех лет, и знаю эту атмосферу.

Идея болельщиков киевского «Динамо» тесно переплетается с национальной идеей. Это и отличало «Динамо» (Киев) от остальных. Наши болельщики – патриоты клуба и страны. Поэтому и появилась мысль буквально вплести слово «Динамо» в национальную вышивку. Технически вплетал мой друг Сережа Сегеда, он же der schadenfroh schall со Стены Шурика и ОБСИЛФа. Ми сидели на телефоне перед компьютерами: я – в Киеве, он – в Херсоне. Я говорил, что хочу видеть, он воплощал. Так появилась динамовская роза-вышиванка, которая популярна и по сей день. Ее даже признали динамовские «ультрас», у которых своя культура и они редко признают идеи «официалов».

Могу сказать, что национальная идея в рядах болельщиков «Динамо» витала в воздухе. Отдельно от меня создала свой вариант розы фанатская группировка «Viva!». Но они делали розы для своего круга. И очень расстроились, когда их идею своровали и стали продавать их розы в городе в сувенирных лавках. Впрочем, как и мои. К слову, абсолютно не похожие друг на друга.

Развитием идеи стала динамовская вышиванка. Я поехал в Яремче, договорился с народными мастерами, которые вручную изготовили партию сорочек-вышиванок в динамовском стиле. Их буквально размели тогда. Телеканалы снимали сюжеты. Идею стали реализовывать другие клубы. А когда я увидел черно-оранжевую вышиванку в магазине «Шахтера», то просто улыбнулся.

Но моей мечтой все же было создать форму клуба с национальной вышивкой. Я и ее осуществил. Долго вел переговоры с adidas на эту тему. Я не знаю, кто из европейских клубов воплощал подобное. По моей просьбе художник Ольга Коваль нарисовала эскизы формы. Показали Игорю Суркису, ему понравилось. И таки выстрадали. Как по мне – очень даже достойно вышло.



Жаль, что остался нереализованным еще один вариант. Все знают, что у клубов есть третий комплект игровой формы. Такой есть и у «Динамо», но его никто не видел. А мировые клубы это успешно развивают и на этом зарабатывают. Мы разработали третий вариант. Не в динамовских цветах. Жаль, что не удалось воплотить. Это был бы разрыв шаблона. В хорошем смысле.

– Одним из наиболее успешных проектов коммерческого центра под твоим руководством, наверное, можно считать ретро-коллекцию экипировок «Динамо» прошлых лет?
– К сожалению, идея до конца не реализована. На самом деле ничего нового в этой идее нет. У клуба есть история – бери и воплощай. Одна из киевских компаний изготовила 26 вариантов ретро-формы. Какой именно год пользовался наибольшей популярностью? Вот так сходу сказать не могу. Народ закупал целыми сумками все года.

– А что планировалось дальше?
– Мы с британской компанией, которая выпускает коллекции одежды для ведущих европейских клубов пошли дальше. Стилизовали целую линейку одежды в белом и синем вариантах 1927 и 1954 годов – игровую форму, спортивные костюмы, поло, свитера, куртки и планировали запустить серию. К слову, до этого мы реализовали проект повседневной одежды в динамовском стиле. Довольно успешный проект.

– А почему не реализовали?
– Началась война, никто вкладывать деньги не решился. А потом я ушел из клуба. Идея осталась на бумаге. Хотя британцы звонят время от времени. Есть интересные предложения для клуба. Интересуются из первых уст, насколько изменилась ситуация, чтобы вместе с клубом реализовать новые идеи.

– Эскизы можешь показать?
– Да без проблем! (Улыбается).

– Ты все время упоминаешь динамовских болельщиков, которые помогают реализовывать различные идеи. Какие интересные моменты можешь рассказать?
– Ну, например, легендарный выезд в Москву, на матч плей-офф Лиги чемпионов-2008/09 со «Спартаком» в котором «Динамо» победило со счетом 4:1. Это было нечто! Собралась вся динамовская тусовка из многих стран. Задача стояла нелегкая. Многие хотели на трибунах быть «на цветах» и заказали атрибутику. А ты попробуй раздать ее в Москве! «Мясные», если бы вычислили, «порешили» бы на месте. Без шуток. Наших ребят в динамовской экипировке в кафе избили стульями, кастетами, бутылками. Мой друг до сих пор хранит разорванную футболку в крови.

Наш штаб находился в одной из гостиниц. Знали только избранные. На входе дежурили ребята. Но главной задачей было распространить среди своих несколько тысяч билетов на наши сектора. Я не знаю, как нам удалось уговорить сотрудниц стадиона Лужников, но нам выделили целую кассу. Неофициально, естественно. Кассиром был Костя из Новосибирска, он разбирался в русских деньгах. До касс стояла цепочка из наших ребят, которая отфильтровывала «спартачей».

– По каким признакам?
– В основном задавали вопросы о клубе, истории. Могу сказать – с задачей справились. Удалось без потерь вернуться всем на свои места.

dynamo.kiev.ua