Персони

Історії

Я – фанат! Часть I

Айваз МАННАНОВ ФАНАТИЗМ (фр.) – грубое, упорное суеверие; преследование разномыслящих именем веры (Словарь Даля). Предлагаем вашему вниманию книгу Айваза Маннанова, посвященную футбольному фанатизму, зародившемуся на территории тогда еще Советского Союза и его постоянной трансформации вплоть до нынешних реалий игры миллионов.

2009-06-13 06:40

СЛОВАРЬ ФАНАТСКИХ ТЕРМИНОВ

A.C.A.B. – all cops are bustards («все менты – ублюдки») – английская аббревиатура, часто используемая и в России. Изначально была девизом фанатов клуба «Бирмингем».

Абориген – местный житель какого-либо населенного пункта.

Акция – любое, обычно заранее продуманное и разработанное, фанатское действие, будь то общий бесплатный проезд на электричке либо атака на моб соперника.

Аналия – презрительно-ироничное название владикавказской «Алании». Производное – «анальцы» (используется по отношению к болельщикам «Алании»). Они же – хачи, хачики.

Аргументы – см. говно.

Армейцы – болельщики и футболисты московского ЦСКА.

Балабол – телекомментатор.

Банка (реже – жбан) – забитый гол.

Бас – автобус (от английского bus).

Башня – голова.

Бой, битва, драка – см. махач.

Бомбардировка – закидывание сектора приезжих фанатов либо автобуса с ними камнями, бутылками, арматурой.

Бомжевать – ночевать во время выезда на вокзале, на скамейке в парке или в каком-либо еще не пригодном для сна месте.

Бомжпакет – пакет с едой быстрого приготовления (обычно – лапшой), самой популярной пищей фаната на выезде.

Валить (гасить) – избить до потери сознания.

Вестники – электронная продукция и печатная периодика, посвященная фанатским акциям. Зачастую так называют фанзины.

Волки (иногда – контра) – контролеры в пригородных электричках и в поездах дальнего следования.

Возить – иметь полное преимущество на футбольном поле. Реже используется и для обозначения околофутбольных событий.

Вписываться – располагаться, размещаться в гостинице или вагоне электрички, часто бесплатно.

Враги – общепринятый термин, использующийся в отношении фанатов не своего клуба.

Вязалово – массовый арест.

Выезда – поездка с любимой командой в другой город. Количество выездов влияет на статус фаната в субкультуре хуллз. Одно из самых опасных и рискованных мероприятий.

Гемор – сокращенное от «геморрой». Какая-либо неприятность.

Глорихантеры (реже – глории, суки, полупиды) – общее обозначение определенной категории футбольных болельщиков, чьи клубные пристрастия часто подвержены изменениям. Болеют за наиболее успешные, богатые и титулованные клубы Европы. Каста «фирмачей» (общее название радикально настроенных болельщиков, всю жизнь переживающих за один клуб) считает, что глорихантеры достойны только одного – тотального презрения.

Глушить – перекрикивать соперника.

Гляделка – видеокамера наблюдения.

Гнать – громить фанатов другой команды и обращать их в бегство.

Говно – общее название посторонних предметов (колющих, режущих, увеличивающих силу удара), которые используются в махаче. Сюда входят ремни, бляхи, бутылки, арматура, дубины, розочки.

Голы черные (реже – голы нещитовые) – голы, забитые футболистами с черным цветом кожи. В фашиствующих объединениях считаются «нещито-выми» (незасчитанными) голами.

Гопники – собирательный термин, обозначающий гопоту: агрессивных нефанатов из провинции.

Группировка закрытая – отделение саппортеров, сбор и акции которых происходят не только по сугубо футбольному принципу, но и во имя какой-либо идеологии. Редко контактируют с другими фанатами. В такую группировку обычно нельзя вступить.

Группировки фанатские – см. фирма.

Двойник – выезд на два подряд гостевых матча без заезда домой.

«Динамики» – (реже – «менты») игроки и болельщики московского «Динамо». Со временем так стали обозначать всех не только москвичей, но и представителей других городов, чьи клубы носят название «Динамо».

Динамиты – обозначение радикальных фанатов московского «Динамо» (образовано от названия динамовской группировки «White-Blue Dynamite»).

Дубинал – резиновая милицейская дубинка.

Ермак – фанат, совершивший немыслимый, практически неосуществимый выезд.

Жаба – тот, кто сменил любимый клуб.

Загон – фанаты, по периметру оцепленные милицией.

Закатить – забить гол.

Заряд – организованное скандирование или пение.

Заряжать (реже – исполнять) – скандировать кричалки и песни.

Зенитчики (реже – «бомжи») – фанаты питерского «Зенита».

Золотой сезон – сезон, во время которого фанат побывал на всех официальных матчах любимой команды.

Измена – испуг.

Ипподром – стадион ЦСКА на Песчаной улице. Явная и достаточно грубая семантика от термина «кони».

Казуалы (либо кэшлз) – каста футбольных фанатов, не демонстрирующих явно свою принадлежность к какому-либо клубу. Такая скрытность нужна для облегчения проведения акций. Друг друга различают по ношению одежды определенной фирмы. Появились в восьмидесятых годах прошлого века, на данный момент движение переживает кризис.

Карланы (реже – карлы, карлики, дубль, второй состав) – юные фанаты, являющиеся неофитами на хуллз-поприще.

Кинолог – фанат, добирающийся на электричке.

Клюшка – нога футболиста.

Козел – милицейский УАЗ.

«Кони» (реже – «лошади», сборище «коней», «конюшня», «конноспортивный комплекс») – собирательные термины для обозначения футболистов и болельщиков московского ЦСКА.

«Кони» – «мясо» – общее ироническое название непримиримых врагов, фанатов соответственно московских ЦСКА и «Спартака», которые не могут говорить о футболе без взаимных ругательств и оскорблений.

Кричалка (реже – речевка) – стихотворная вариация актуального искусства. Обычно – фраза, наложенная на незатейливый мотив в виде четырехстопного двухсложника. Иногда – просто повторяющееся слово или словосочетание. Скандируются фанатскими секторами на трибунах, а также в местах скопления фанатов (в спортбарах, на акциях и т. д.). Различают хвалебные кричалки, прославляющие любимый клуб; и наездные, ставящие своей целью оскорбление команды-соперника и ее болельщиков. Последние часто содержат ненормативную лексику.

Крысы – презрительная кличка футболистов и болельщиков клуба «Крылья Советов» (Самара).

Левота (реже – балласт, животы, мужики, кузьмичи) – болельщики, не принимающие участия в акциях фанатских группировок и не участвующие в драках. При этом левота и балласт – это молодые фанаты; а животы и мужики – фанаты среднего и старшего возрастов.

Локо – московский «Локомотив».

Лохи – 1) люди, которых не интересует футбол; 2) презрительное прозвище фанатов московского «Локомотива».

Макаронники (реже – макароны, пицца) – футболисты и болельщики итальянских команд.

Момон – ОМОН.

Махало – судья на линии.

Махач – массовая фанатская драка. Махачи бывают «с говном», либо «без говна».

Менотавр – сотрудник конной милиции.

Мертвый – о футболисте. Играющий вяло, безвольно, не проявляющий активных действий.

Мешки – фанаты «Зенита». Клуб первым начал выпускать полиэтиленовые пакеты с групповым фотографическим изображением команды, что и предопределило прозвище.

Моб – 1) небольшая группировка фанатов одного клуба, зачастую объединенная по территориальному принципу. Большая фирма состоит из нескольких мобов; 2) часто использующееся выражение, которое определяет большую фанатскую группировку.

Молодые – юные, но уже боеспособные фанаты.

Московский шашлык – издевательский глум над кричалкой «Московский Спартак!»

Мусора (реже – мусарня, легавые, мусор, мусоропровод) – 1) ругательное прозвище фанатов московского «Динамо» как напоминание о том, что клуб курирует МВД; 2) милиционеры или любые вооруженные люди, следящие за порядком во время проведения матчей.

«Мясо» («мясные») – самоназвание фанатов московского «Спартака». Ранее команда называлась «Пищевик» и «Промкооперация» и была тесно связана с пищевыми трестами Москвы.

Мячик – футбольный матч.

Народники – ироничное название футболистов и фанатов московского «Спартака». Образовано от эпитета «народная команда» и от многолетней независимости клуба от какого-либо ведомства.

Нулевой – о футболисте, команде или фанате – безынициативный, не могущий что-либо сделать.

Общак – 1) собрание мобов или фирм, поддерживающих один клуб (общак московского «Спартака»); 2) собрание мобов и фирм из одного города (тульский общак) – обычно используется провинциальными фанатами.

Опустить – 1) одержать победу с крупным счетом; 2) победить в махаче за явным преимуществом.

Отмазка – причина, которой несознательные фанаты объясняют свое отсутствие на махаче, акции или выезде.

Отчислить – послать на три веселые буквы.

ОФ – околофутбол. Термин, всеобъемлюще охватывающий все, что связано с фанатами, организованным саппортом и футбольным хулиганизмом.

Падающая трибуна – акция, во время которой ряд фанатов падает на нижний ряд по принципу домино. Потом фанаты подтягивают друг друга назад.

«Паровозы» – ироничное наименование болельщиков и футболистов московского «Локомотива».

Педо – издевательское название саппортеров и игроков клуба «Торпедо».

Пердь (реже – Пердяевка) – далеко расположенный и крайне непривлекательный во всех отношениях населенный пункт.

Пересечения – битвы между фанатскими бандами.

«Перья Советов» – презрительное название ФК «Крылья Советов» (Самара) и ХК «Крылья Советов» (Москва). Реже используется презрительное «крылышки» – аналог с крылышками женских прокладок.

Песни фанатские – наряду с кричалками исполняются на трибунах и в других местах сборища фанатов. Обычно – авторские тексты, которые накладываются на известные мотивы.

Пионеры (реже – дети, пионэры, пионегры, быдлоиды) – собирательный термин, использующийся в отношении молодых фанатов (12–16 лет), не наделенных большими умственными способностями. Терминология получила широкое распространение в Сети.

«Пони» – молодые фанаты ЦСКА.

Проводы – нападение одного фанатского формирования на другое во время отправки на выезд.

Прыжок – нападение, атака на моб или фирму соперника.

Пряга – ремень с тяжелой армейской пряжкой, самое популярное оружие фаната.

Пятнистый друг – шутливо-любовное обращение к футбольному мячу.

Ржавые (полное – ржавые торпеды, реже – «торпедоны», запчасти) – презрительное прозвище фанатов московского «Торпедо».

Растяг – обычай поднимать розетку двумя руками и растягивать ее над головой. Традиция растяга зародилась в Англии, не получила широкого распространения в Европе, зато часто используется в России.

Резиновые – фанаты ярославского «Шинника».

Ривал (реже – райвел) – матч между непримиримыми соперниками. В отличие от термина «дерби», который используется в масштабах одного города, может означать матч заклятых врагов из разных концов страны или даже из разных стран. Лучший российский ривал последних лет «Спартак» – ЦСКА. Ривалами считаются многие матчи, например «Спартак» – «Динамо» (Киев) или «Рубин» (Казань) – КамАЗ (Набережные Челны).

Розетка, роза – 1) фанатский шарф. Бывают именные (номерные) розы, потеря которой граничит с потерей доброго имени; 2) боевая фанатская единица.

Розочка – бутылка с отбитым горлышком. Используется в фанатских войнах как оружие массового поражения.

Саппортер (иногда – суппортер, реже – суп) – преданный одной команде фанат, который делает все возможное для защиты чести любимого клуба.

Сарай – Ледовый дворец.

«Свиньи» (собирательное – «свинарник») – ругательное прозвище фанатов московского «Спартака». Производное от «мясо», «мясные».

Сделать – победить (обычно – с не самым крупным счетом).

Серые – милиционеры.

Скам – дерьмо, отстой (от английского scum).

Скины – скинхеды.

Слив – 1) безвольное поражение; 2) ничья с соперником, уступающим в классе; 3) сдать игру, провести заказной матч.

Слэм – бурное выражение восторга после забитого гола.

«Собака» – электропоезд, на котором большинство фанатов добираются в города. «На «собаках» летаешь в Москву…» (с) ДДТ «Ночь Людмила».

Спартачи – не сленговый, а общеупотребимый термин, обозначающий фанатов московского «Спартака».

Споттер (иногда – скаут) – шпион. Фанат, занимающийся разведкой и выслеживанием вражеских саппортеров. В России институт споттеров развит не столь сильно, как в Европе.

Старая гвардия (реже – старшаки, старшие) – см. фирмачи (1).

Статор – презрительное название футбольного клуба «Ротор». Соответственно, статоры – болельщики «Ротора».

Таблица (реже – табла, фэйс, таблоид) – лицо.

Тайм, нулевой – распитие спиртных напитков непосредственно перед матчем.

Тайм, третий – махач после завершения игры.

Татары – прозвище фанатов и футболистов казанского «Рубина».

Тошниловка – не очень хорошая столовая.

Тройник – выезд на три матча подряд без заездов домой.

Труба – подземный переход. Место, где проводятся многочисленные акции фанатов и где происходят массовые столкновения.

Ультрас – 1) воинствующие фанаты, часто поддерживающие и выражающие наиболее радикальные взгляды как на футбол, так и на жизнь в целом. Обычно объединяются в закрытые группировки. Последняя буква слова «Ultras» зачастую обозначается как древнегерманская руна «S», проводя аналогии с «SS»; 2) в последнее время термин чаще применяется к фанатам, которые предпочитают не драться с оппонентами, ограничиваясь только поддержкой команды на трибунах. Второе значение появилось, чтобы ультрас не путали с футбольными хулиганами.

Фанат (реже – фан, фэн, фанатик, саппортер) – активный спортивный болельщик, участвующий в акциях.

Фаши (реже – фашисты) – члены фанатских объединений, пропитанных идеологией фашизма.

Ферст лайн (first line) – первый ряд. При битве «стенка на стенку» первый ряд дерущихся, в который встают лучшие бойцы.

Фирма – большое объединение фанатов. Состоит из нескольких мобов. Внутри фирмы разграничены права и обязанности каждого члена организации. В России фирмами называют и небольшие объединения фанатов.

Фирмач – 1) наиболее уважаемый фанат, возрастной ценз которого старше 30 лет, имеющий за плечами не менее 15 лет саппорта. Заслуги позволяют ему не участвовать в махачах, но он зачастую сам разрабатывает эти акции. Отвечает за генеральную линию поведения фирмы и за ее идеологическое развитие; 2) член фирмы.

Фэйр плэй – честная игра. Драка по взаимной договоренности, с одинаковым количеством человек с обеих сторон, без использования аргументов.

Хардкор (основа) – боевой моб или основные бойцовые группировки фанатского движения.

Хохлы – ироническое (иногда – и презрительное) название болельщиков и футболистов киевского «Динамо».

Хуллз (хулиганы) – футбольные фанаты, проводящие махачи и разрушительные акции.

Центральный Сарай Конной Армии – презрительная расшифровка аббревиатуры ЦСКА. Популярна производная кричалка – «Центральному Сараю Конной Армии – физкульт – и-го-го!».

ЧБУ – ироничная (так как применяется и носителями сего прозвища к самим себе) аббревиатура, обозначающая фанатов «Торпедо» – черно-белые ублюдки.

Чморец – презрительное название новороссийского «Черноморца».

Шайба – хоккейный матч.

Шарпист – член организации S.H.A.R.P. – скинхеды против расовых предрассудков.

Шарфист (реже – скарфер) – 1) фанат, «ведущийся» на внешние атрибуты (одежда, шарфы) и не уделяющий должного внимания фанатской идеологии, истории клуба; 2) молодой фанат; 3) фанат любого возраста, носящий клубный шарф.

Шедвел – проникновение группы фанатов на трибуну с другими фанатами с целью захвата сектора или драки.

Шекель – денежная единица Израиля. Употребляется многими ультраправыми фанатами как знак и символ продажности.

Щи (часто – щщи) – лицо.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

РОЖДЕННЫЕ В СССР

 

Как все начиналось

В тридцатые – сороковые годы прошлого столетия болельщики в СССР шли по своему, совершенно обособленному от остальных стран, пути. Футбол был настоящим праздником – сюда принято было ходить с семьей, подругой, женой, детьми и друзьями. В буфете свободно продавалась водка, которую закусывали тут же бутербродами. Около стенда с турнирной таблицей чемпионата часто можно было увидеть болельщиков двух противоборствующих команд – они спокойно обсуждали шансы на успех в предстоящем матче.

Рождение футбольного фанатизма в СССР датировано семидесятыми годами XX века. Впервые человек в шерстяном красно-белом шарфе московского «Спартака» появился на трибунах в 1972 году, и это символизировало собой начало фанатского движения.

Через пять лет, когда «Спартак» находился еще в первой лиге чемпионата СССР, у клуба появился свой моб. Члены этой бригады уже тогда могли похвастаться наличием фанатских атрибутов – шарфами и шапочками, связанными родственниками, а также изготовленными своими руками знаменами. Тогда же у них появились и первые кричалки. Когда парни в красно-белых шарфах начинали зажигать на трибунах, остальные зрители смотрели на них, а не на поле. Отношение милиции к фанатам поначалу было достаточно лояльным. Позже пришла директива сверху, что весь этот саппорт явление антисоветское, – и понеслось… Если болельщик шел на стадион с флагом, то преспокойно мог загреметь в отделение. Поэтому наиболее продвинутые фанаты полотнища стягов обматывали вокруг тела. Так и шли на стадион – словно бойцы Красной армии со знаменем полка в атаку. Позднее стражи правопорядка у входа на стадион стали отбирать не только флаги, но и розетки, значки, футболки. Таким образом, саппорт-культура, едва зародившись в столице, была тут же задушена.

Другими словами, футбольный фанатизм тогда был делом рискованным. Советский Союз жил за «железным занавесом», и любые течения, не санкционированные партией, считались нездоровыми происками капиталистического Запада. В чем только не обвиняли задержанных фанатов – от шпионажа в пользу сионистской разведки до участия в мировом заговоре против СССР!

Едва с трибун начинали скандировать кричалки, как туда сразу же бросалась милиция. Советские болельщики не имели никакой возможности хоть что-нибудь узнать о фанатах из других стран. В Союзе существовала информационная блокада относительно всего, что было неугодно коммунистической партии.

Однако запреты действовали лишь до поры до времени. Настоящим же идеологическим прорывом можно считать скандальный видеосюжет в «Международной панораме» в 1972 году. Речь шла о панках, а звуковым фоном была одна из песен группы «Sex Pistols»). Диктор возвестил с экрана: «А теперь мы поговорим об обществе без будущего, о детях, не знающих детства, о подростках, погрязших в гнилом чреве капитализма». После чего миллионы советских людей воочию увидели позорную, по мнению редакторов телепередачи, картину западной действительности. Девяносто девять процентов зрителей негодовали по поводу возмутительного вида молодежи с разноцветными волосами. Но оставшийся один процент создал в СССР панк-движение.

За первым сюжетом последовал второй. В нем показали один из английских стадионов, а также размахивавших флагами местных саппортеров, раскрашенных во все цвета радуги и явно уже принявших на грудь.

Этот трехминутный ролик из «Международной панорамы» пробудил во многих советских болельщиках дремавшее внутри чувство. Они хотели не просто любить свой клуб, но и ощущали потребность поделиться своими эмоциями с окружающими.

Но так как открытый саппорт активно запрещался властями, приходилось действовать иначе. «Спартачи», например, стали носить повседневную одежду двух цветов – красного и белого. Милиционеры понимали, конечно, в чем подвох, но поделать ничего не могли. Так же вскоре стали поступать фанаты других команд.

В Союзе всех саппортеров упорно называли словом «болельщики», а новомодный сленговый термин «фанат» воспринимался партией и КГБ в штыки. А как же – явная антисоветчина. Слово западное, и черт его знает, что там за ним кроется. И вообще слово «фанат» по смыслу очень близко к слову с явно негативным оттенком «фанатик», означающим болезненную, граничащую с религиозным обожанием страсть к чему-либо.

Тем не менее к середине семидесятых годов фанатское течение имело место в ряде крупных городов Советского Союза – Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси. Конечно, активных фанов, в силу противодействия властей, было немного – от нескольких сотен в Москве до десятка парней в Тбилиси.

Многие болельщики смотрели на них с завистью и восхищением, и лишь милицейские отряды, отправлявшие саппортеров в отделения после каждой игры, остужали их пыл пополнить ряды сподвижников чужеродной социализму субкультуры. Первые мобы по мере сил пытались увеличить численность своих рядов. Так, фаны «Спартака» перед матчем собирались на секторе и громко кричали: «Спартак»! Все сюда!».

С семидесятыми связана и практика выездов, уже получившая к тому времени в европейском фан-течении статус культовой. Начало ей в Союзе положили фанаты московского «Спартака». Впервые спартачи отправились на организованный выезд в 1977 году: сорок человек с комплектом атрибутики укатили на автобусе в Минск. Вскоре дебют состоялся и у киевской бригады. Уникальной получилась первая выездная акция тбилисских фанатов. В количестве десяти человек они прибыли в Москву, где были немедленно арестованы нарядом милиции, посажены в изолятор внутреннего содержания и на следующий день выдворены из столицы обратно в Грузию.

Фанаты в СССР были сродни героям – им приходилось преодолевать огромные расстояния, чтобы увидеть матч любимой команды в гостях. А ведь при этом в Совдепии делалось все возможное, чтобы не допустить подобных выездов.

Но с того момента, как на пост Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза вступил Михаил Сергеевич Горбачев, все в корне изменилось. У советских болельщиков появилось куда больше свободы для самовыражения, чем они сразу же активно воспользовались. Ряды фанатов стали пополняться с пугающей для правоохранительных органов скоростью. Теперь молодые люди на трибунах все чаще и чаще позиционировали себя как активные саппортеры. Это выражалось как визуально – в ношении аксессуаров и атрибутики, так и практически. Некоторые московские бригады только на выезды привозили по 250–300 человек. Вполне естественно, что такое число фанатов уже превышало критическую отметку безопасности общественного порядка. При Горбачеве для Советского Союза приоткрылось окно на Запад, и новоявленные советские фанаты наконец узнали-таки, что из себя представляет саппорт в Европе. И тут Союз вздрогнул. «Совки» поняли, что драки являются одним из неотъемлемых компонентов любого моба и любой фирмы.

Столкновения между болельщиками двух разных команд время от времени случались и много ранее. Но это были не спланированные акции, а хаотичные побоища стенка на стенку. Причем обе «стенки» обычно находились в подпитии.

Хотя были исключения из правил. В 1947 году 15 мая сталинградский «Трактор» принимал на своем поле московскую команду ВВС, которая считалась в то время самой «блатной». Она была создана по инициативе сына Сталина (за глаза ВВС называли «ватага Василия Сталина»), и в нее вошли лучшие игроки СССР. В Сталинграде «летчики» вели себя и в гостинице, и на поле весьма некорректно: разгромили несколько номеров и спровоцировали не одну потасовку во время матча. В итоге разозленная местная публика не только забросала московских футболистов с трибун подручными предметами, но и после матча атаковала гостей. В Союзе это был первый инцидент подобного рода.

В 1955 году в Ереване во время игры «Спартак» – ОДО (Свердловск) разгоряченная местная публика атаковала сначала приезжую делегацию, а потом вступила в схватку с милиционерами.

Ожесточенные столкновения между болельщиками возникали и в 1956 году («Динамо» Киев – «Торпедо» Москва), и в 1960-м (ЦСКА – «Динамо» Киев), и в 1961-м («Динамо» Тбилиси – «Спартак» Ереван), и в 1970-м («Торпедо» Кутаиси – «Пахтакор» Ташкент).

Но такого жестокого побоища, которое возникло в 1987 году в Киеве между теперь уже фанатами местного «Динамо» и московского «Спартака», Советский Союз еще не знал.

И та и другая сторона интерпретируют эту акцию по-разному. Вот как описывает ситуацию Сергей, фирмач киевлян, поучаствовавший в той схватке.

««Мясные» ходили по центру города. Уже пьяные, на глазах у всех лезли к местным девчонкам, грубо отвечали официанткам в летних кафе. Мы стояли рядом, они нас видели, но ничего не говорили. Теперь я думаю, что они нас провоцировали».

А вот какова версия другой стороны:

«Нас было человек двести пятьдесят, может быть. Ясное дело, в поезде выпили – впервые таким большим движем ехали. Все началось на вокзале. Мы только из поезда выползать начали, а на нас человек сто сразу кинулось. Даже не знаю, сколько их было на перроне, не меньше тысячи, наверное. Они были без говна – по крайней мере я у них ничего в руках не видел. Месилово было знатное. Я сам в драку полез, когда опрокинули моего друга и за ноги потащили по асфальту в глубь их толпы. Мы видели, что их гораздо больше, и некоторые из наших пацанов застремались немного и стали вбегать обратно в вагоны, некоторые орали: «Милиция! Милиция!» Впервые на моей памяти ментов звали. Как потом оказалось, это левые были (левыми у спартачей зовутся болельщики, не вступающие в схватки, правыми – истинные фанаты). Ну, с ними потом-то мы разобрались. Некоторые из них в вагоны вбегали за нашими, одному из Киева там даже голову чем-то проломили. Нет, эта падаль выжила, вообще в махаче никого не убили, все целы остались. Страшно было. Первая на моей памяти такая жестокая и массивная драка».

Спартаковцы прибыли в город десантом из трехсот человек, а киевлян было до трех тысяч. Столкновения между разрозненными группами болельщиков возникали еще до начала матча в нескольких районах украинской столицы, на встрече дублирующих составов команд, в перерыве игры.

Киевляне некогда дружили со «Спартаком» и много переняли у него в плане культивации фанатизма – вплоть до некоторых кричалок, в которых вместо «Спартак» они вставляли «Динамо», но после полуфинала Кубка СССР в середине восьмидесятых этой дружбе пришел конец.

«Спартак» всегда все делал первым – так уж сложилось, что именно фаны красно-белой команды были первопроходцами на неосвоенной ниве зачинающейся субкультуры. Нынешний их ривал с ЦСКА уходил корнями в далекое прошлое, а первая массовая схватка между фанатами этих команд состоялась в 1980 году, когда «Спартак» и ЦСКА встречались между собой в «Лужниках». На трибуне «B» сидело около двадцати тысяч спартачей, тогда как трибуна «D» вобрала в себя примерно двести человек в красно-синих майках. «Спартак» победил в дерби со счетом 3:1, а фанам ЦСКА пришлось ой как нелегко. Мало того что в течение всех девяноста минут игры они выслушивали нелицеприятные скандирования в свой адрес, мало того что их команда проиграла, да еще и после матча им досталось по всем статьям. Многократно превосходящий их по численности моб «Спартака» напал на армейских фанатов в метро, и те обратились в бегство.

Потерпев поражение в неравном бою, фанаты ЦСКА стали реорганизовывать свое движение. Армейский моб увеличился в несколько раз и оброс мускулами. Видимо, памятный бой с красно-белыми оказал определенное влияние на дальнейшие акции фанатов ЦСКА. Самые известные движи они проводили именно в метро, где отлавливали саппортеров красно-белых. Особо дурной славой среди врагов армейцев пользовалась станция метро «Каширская», где одновременно пребывали в ожидании жертв около ста фанатов ЦСКА.

Страны, не входящие ныне в Советский Союз, тоже пытались идти в ногу с набирающим обороты фэн-маховиком. 4 октября 1987 года в Вильнюсе состоялся матч, в котором местный «Жальгирис» принимал ленинградский «Зенит». В Литву приехало примерно сто пятьдесят саппортеров с берегов Невы, благо в тот же день в Вильнюсе играл и баскетбольный клуб из Ленинграда. «Спартак» встречался с местной «Статибой».

Надо сказать, что главной примочкой в тактике вильнюсских фанов в то время была резкая внезапная атака и моментальное бегство. Все «зенитчики» стояли в очереди в кассу стадиона, когда их атаковали лабусы в количестве трехсот человек. В приезжих фанатов полетели камни, что сразу же вызвало ответную реакцию. Так как местные использовали говно – то есть кидали камни и арматуру, ленинградцы тоже не стали стесняться в выборе оружия. Минутная драка с применением камней, ремней и бутылок завершилась победой фанов «Зенита», – большая часть прибалтов бежала, а еще десять человек остались лежать на земле с увечьями разной степени тяжести.

Вильнюс считался проблемным городом и раньше – из-за кинжальных атак лабусов. Но теперь вильнюсские милиционеры окружали приезжих фанатов, оберегая их от посягательств активных саппортеров «Жальгириса».

Таким образом, когда Советский Союз прекратил свое существование, практически каждая бывшая республика, ставшая самостоятельным государством, стояла на пороге перемен, в том числе – и в околофутбольном мире.

Самой первой субкультуру организованного саппорта освоила Россия.

В России сложилось крайне негативное отношение к футбольному фанатизму, навеянное истеблишментом. Благодаря глубоким корням «совкового» мировосприятия фанат воспринимается как хулиган. Но футбольный фанат – это не всегда хулиган, или, по крайней мере, не хулиган в первую очередь. Футбольный фанат – это человек, являющийся носителем саппорткультуры со всеми ее принципами и ценностями, ее специфической практикой и глубоким символизмом.

После распада СССР фан-движение в России стало развиваться семимильными шагами. Демократия позволила упасть железному занавесу, и теперь российские болельщики могли видеть, как обстоят дела с саппортом на Западе, проецируя новое для себя течение на современную Россию. Локализация движения футбольных фанатов как части общей субкультуры произошла в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге. Остальные населенные пункты России располагают лишь небольшими активными мобами, в то время как обе столицы благодаря многочисленности населения и возможности сублимировать и ассимилировать любые социокультурные явления стали настоящими флагманами организованного саппорта.

Впрочем, и сама система саппорта стала меняться. В столице слишком сильно подражали английским фанатам (у которых, к слову, все обстоит не так прекрасно, как описывается в книгах Дуги Бримсона). Мобы Москвы перешли непосредственно к околофутбольному хулиганизму – они не ставили своей целью посещение матчей любимого клуба, главным стали «третьи таймы» – выяснение отношений с саппортерами противника. То есть возникла ситуация, когда фирма ставится выше клуба.

Институт российской фирмы

Институт фирмы в России существенно отличается от западного аналога. Дело в том, что большинство российских фанатов не состоят ни в каких фирмах и мобах. Россия слишком большая страна, и около семидесяти процентов болельщиков, поддерживающих российские клубы, никогда не видели своих любимцев воочию на стадионе. Интернет и периодика позволяют им быть в курсе всех дел любимого клуба. На периферии появляются даже мобы некоторых московских клубов, но мобы опять же весьма и весьма специфические. К примеру, моб московского «Динамо», в рядах которого насчитывается десять человек разного возраста, находится в Тюмени. Обычная практика – совместный поход в местный спортбар на выходные, дабы лицезреть любимую команду. Пару раз в год члены моба пытаются выбраться в столицу, чтобы посмотреть на «Динамо» воочию. Понятно, что ни о какой активной практике выездов не может быть и речи – Тюмень удалена от Москвы более чем на две тысячи километров, и цены за проезд в российском транспорте попросту не позволяют постоянно ездить в столицу и обратно.

Поэтому многие россияне болеют за зарубежные клубы. Представим себе вполне обычную ситуацию – россиянин, обожающий футбол, живет где-нибудь на Камчатке. Здесь его окружает вечная мерзлота и полгода царит полярная ночь. Никаких профессиональных футбольных команд на Камчатке нет. Благодаря телевидению можно смотреть футбол – как российский, так и западный. При этом не происходит никакой самоидентификации с командами из России. Камчатский болельщик не имеет возможности с трибуны насладиться живым футболом, из двух равноудаленных и показываемых с телеэкрана – российского футбола и западного – нередко выбирает зарубежный клуб. Эта практика чрезвычайно распространена в России.

В России стали даже возникать мобы зарубежных клубов. Слияние и локализация болельщиков при этом происходит в основном в Сети – опять же по причине удаленности друг от друга. В Москве достаточно долго и продуктивно работает «Moscow Reds» – филиал фанатов «Манчестер Юнайтед», активно сотрудничающий с английскими саппортерами. В Казани более десяти лет (с 1996 года) действует группировка BGA («Blau Grana Agressia» – «Сине-гранатовая агрессия»), поддерживающая «Барселону». Она объединяет около тридцати человек, большинство из которых проживает на территории Татарстана. В отличие от «Moscow Reds», казанская группировка более радикальна – нередки случаи, когда члены BGA набрасывались на фанатов мадридского «Реала» в спортбарах столицы Татарстана.

Активные фирмы, поддерживающие российские клубы, как было уже сказано, базируются в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Большая фирма обычно образуется из целого ряда самостоятельных мобов (от семи до тридцати человек), которые объединяются по территориальному принципу. В России нет жесткой иерархии фирмы, которая царит, допустим, в Англии. В группировке есть лидер, и зачастую это единственное, что о ней можно сказать. Институт споттеров не слишком развит: во-первых, в Москву приезжает не так уж и много залетных футбольных хулиганов, как может показаться, а во-вторых, и так всем понятно, где их нужно встречать. Если есть информация о движении в Белокаменную питерского моба, то он высадится на Ленинградском вокзале, ярославский моб – на Ярославском, и т. д.

В отличие от западных аналогов, зачастую имеющих специальные зондеркоманды в лице отряда траблмейкеров, в России хардкором практически во всех случаях выступает вся фирма. Впрочем, известны отдельные мобы, ведущие крайне «отмороженную» деятельность. С такими предпочитают не связываться.

Обычно лидером является один из старших фанатов-фирмачей, обладающий широкими взглядами как на футбол в целом, так и на своих врагов вне футбольного поля – в частности. Элита фирмы – ферстлайнеры, главной задачей которых является группирование первого ряда во время махача с другими саппортерами. Этих людей зачастую называют и траблмейкерами – именно они выступают зачинщиками многих побоищ. И именно по ним большинство обывателей и характеризует фанатский социум в целом. Хуллз чаще всего совершают выезды, иногда даже двойники (два выезда подряд) и тройники (три выезда подряд). Некоторые члены хардкора носят номерную символику, несколько отличную от той, что предпочитают другие члены фирмы. В девяностых было широко распространено уничижение фанатской символики соперника – из розеток и футболок команды-врага делали тряпки для пола, рвали на лоскуты и использовали вместо туалетной бумаги. Сейчас этим занимаются только самые молодые фанаты – карлы, едва вступившие на путь футбольного хулиганизма.

Но сила фирмы не только в кулаках хардкора. Львиная доля членов фирмы состоит в небольших и мобильных автономных мобах. Обычно в мобе консолидируются представители какого-то определенного района, поселка или пригорода, ощущающие некоторую долю независимости. Если российские фирмы довольно часто разваливаются и создаются заново, то мобы в этом отношении считаются долгожителями. После того как фирма почила в бозе, моб может либо вести самостоятельную деятельность, либо войти в состав другой фирмы. Некоторые мобы используют практику регулярных членских взносов, фирма же практикует их всегда. Финансы – важный аспект деятельности фанатской организации. Дать взятку милиционеру, помочь фирмачу, оставшемуся без билета, устроить небольшой корпоративный сейшен – на все это требуются деньги.

Неписаный кодекс ведения войны между фирмами в России поддерживается не столь яро, как в Европе. Теоретически, правда, существуют пункты, которые нельзя нарушать, но все это весьма и весьма условно. Первый постулат – в фанатских войнах должны участвовать только хуллз, безо всякого втягивания в конфликт мирных болельщиков. Кроме того, запрещается использовать колющие и режущие предметы – в таком случае схватка может завершиться смертью. Перед махачом мобы частенько оговаривают условия побоища – будет ли драка «с говном» или «без говна» – фэйр плэй. При первом варианте на ристалище используются кастеты и заостренные палки, бутылки, розочки, отрезки арматуры, ремни с металлическими бляхами, камни, дубины. Единственное правило, которое свято соблюдается фанатами, – табу на стукачество. Попав в отделение милиции, ты не должен сотрудничать с органами правопорядка, сдавать «подельников», рассказывать об истинных причинах конфликта.

О том, как функционирует типичный моб, повествует следующий небольшой рассказ.

Свои среди чужих, чужие среди своих

Для начала хочу сказать три вещи. Я из Питера. Я «мясной». И все, что пишут о русских фирмах, – лажа полная. Я читаю газеты, и в инете каждый день бываю, так что знаю, о чем говорю. Примеры? Пожалуйста. Вот в «Новых известиях» статья «Бойня от кутюр». Ну полная хрень! Какой-то журналюга пишет, что «типичный портрет представителя фирмы – молодой человек от двадцати трех лет, имеющий высшее образование и хорошую работу, для которого футбольный фанатизм является способом бросить вызов обществу». Пипец… Этот чел хоть раз на стадио был? Это в Европе после двадцати трех лет люди начинают движ мутить, а в России после двадцати трех болеют уже с друзьями и обычно безо всяких столкновений. И вообще движ на Западе и движ у нас – это две большие разницы. На Западе всем заправляют старшаки, бригадирам лет по сорок – не меньше.

Во главе фирм стоят солидные серьезные люди, а основной поток саппортеров и траблмейкеров составляют двадцатипяти – тридцатилетние парни. У нас средний возраст актива – пятнадцать – двадцать лет. Поэтому в России куда больше спонтанных столкновений, махачей «по глупости» или драк-провокаций. Для западных больших фирм это неприемлемо, и драка между серьезными мобами или фирмами априори не может возникнуть на пустом месте: там заранее ведут долгие переговоры, просчитывание всех мелочей (безлюдное место, с оружием или нет, оказание помощи раненым в столкновении).

Там у них и движуха другая, и акции продуманы, и споттеры имеются, и казуалы одежду дорогую покупают. Чтобы у нас кто-то тратил по 1000 баксов на фанатскую одежду? Да хрен! Можно, конечно, «гриндеры» себе купить с набойным носком, чтобы было чем пинать. Но не более того. Иногда возникает ощущение, что многое из написанного в прессе о российском фанатском движе просто придумано журналистами, начитавшимися Дуги Бримсона.

В той же статье сказано, что члены российской фирмы читают Ницше и за постой качают железо в тренажерке. Гонево это! Конечно, кто-то качается в тренажерке – спорить не буду. Но это – максимум – треть процента от общего количества. А кто такой Ницше – большинство даже и не догадываются. А журналюги тут такую романтику развели!.. На самом деле моб – это просто моб. Те же пацаны, которых вы видите каждый день. Просто одни в подворотнях тусуются, а другие на стадион идут.

Расскажу, как у нас было. Сам я из Питера, уже говорил… Ясное дело, у нас народ за «зенитчиков» саппортит. А я с детства «мясо» уважал. Еще Родионова с Черенковым застал, как-то постепенно и прикипел. На «Зенит» с пацанами ходил, но не болеть, а так просто на стадионе посидеть, посвистеть.

В 2001 году познакомился с пацанами – они тоже питерские, но «мясные». Так и стали потихоньку вместе собираться, мутить что-то. Шли в какой-нибудь бар, там саппортили. В Москву несколько раз на футбол ездили – в общем, все, как у людей. Через два года нас было человек двенадцать. Махаться мы ни к кому не лезли и в спартаковских розетках старались не светиться. Днем-то по Невскому можно пройти в красно-белой футболке, а ночью – уже понты. По-любому окликнут, подзовут.

Два года назад пошли на мячик – как раз «Спартак» приехал в Питер. Хотя атрибутику мы не одевали, но после игры все равно люлей отхватили, потому что полезли брататься к «мясным» из Москвы. Однако с ними отношения как-то не сложились – мы ведь из Питера. У них это как штамп: Питер – значит «Зенит». И никаких разговоров. Будь ты там хоть из Ярославля или Оймякона, к тебе нормально отнесутся, но если ты из Питера – полная жопа. Со временем, в общем, мы стали саппортить сами. Сами на выезда ездили, к москвичам уже не подбивались. Сами с «зенитчиками» в городе бились, когда они на нас прыгали. Так и остались – вроде и наш город, а вроде и чужие мы в нем…

Кузьмичи, шарфисты и глории

Как в местах не столь отдаленных существует категория опущенных и оскорбленных, как в Индии существуют презираемые касты, так и в среде футбольных фанатов существуют определенные категории болельщиков, отношение к которым весьма специфическое.

Кузьмичи – первая из таких категорий. Если вспомнить слова Солженицына о том, что вся российская действительность в большей или меньшей степени – зона, то эту фанатскую прослойку можно сравнить с тюремной кастой мужиков. Кузьмичи – люди с виду правильные, но живущие «не по понятиям». Они составляют наибольший процент среди всех футбольных фанатов. Они не ввязываются в драки, редко посещают стадионы, предпочитая мирно поглощать пиво перед телевизором во время футбольных трансляций. То есть с точки зрения фирмачей кузьмичи не соответствуют высокому званию истинного фаната.

Шарфисты – тоже презираемы. Вообще шарфистом зовется тот, кто напропалую накупает символику какого-либо клуба и носит ее, не проникнувшись при этом идеологическим духом команды. Шарфистам в большинстве случаев плевать на историю футбольного клуба, ривалы и тому подобные «святые» для фирмачей вещи. Он – что-то вроде кузьмича, однако при этом пытается себя позиционировать как ультрафанат.

Однако наиболее ненавистная каста болельщиков – так называемые глорихантеры, или просто глории. Термин образован от английского словосочетания «glory hunters», которое переводится как «охотники за трофеями», «охотники за славой». Глорихантеры поддерживают (усердно демонстрируя это) наиболее успешные и преуспевающие футбольные коллективы. В списке их фаворитов числились «Реал» Флорентино Переса и «Челси» Романа Абрамовича. Эти clubs импонировали им в первую очередь потому, что являлись скопищем сонма звезд, были на слуху, выигрывали турниры и болеть за них было модно. Глорихантеры выбирали не сам клуб, а успех, который его окружал.

Кузьмичи, шарфисты и глории составляют категорию болельщиков, или «болел», которая является пассивной частью футбольного фанатства. Активная часть саппорта – это фирмачи, люди, которые хотят не просто смотреть на любимую футбольную команду, но и совершать некие действия, иногда силового порядка, во имя клуба.

Таким образом, существует некое противостояние болельщиков (пассива) и саппортеров (актива). Стоит также сказать, что в междуусобных битвах саппортеры избегают драться с кузьмичами или шарфистами. Выражаясь на тюремном жаргоне, это западло.

Самые молодые фанаты составляют категорию карлов, или карланов. Обычно это младший филиал какой-либо фирмы, ее будущее. Карланы тоже принимают участие в акциях старших товарищей: во время столкновений либо добивают врагов, либо провоцируют драку, нападая первыми. Традиционным разводом на драку в России является так называемое «заслание гонца». В каком-нибудь спальном районе, который держит конкретная уличная банда, к позднему прохожему подходит малец с требованием сигарет и денег для начала. Едва только «гонцу» будет отказано в добровольной выдаче материальных ценностей, как тут же подлетает вся остальная группировка. Аналогичную тактику применяют и карланы. В девяностых годах львиная доля всех фанатских столкновений в России начиналась именно так, и эта практика до сих пор существует в провинции.

Выезда

На фанатском сленге так и произносится – «выезда», с ударением на последний слог. Выездам в фанатской среде отведена важная роль: их число зачастую определяет «лэвел» фана и его серьезность. Любой фирмач обязан бывать на выездах, и чем больше, тем лучше.

Следует помнить, что российская практика выездов среди фанатов в корне отличается от западной. В Европе за пару часов можно добраться до другой страны, пользуясь комфортным транспортом. Поскольку уровень жизни здесь достаточно высок, то нередко на места дислокации фаны отправляются на собственных автомобилях. Часто выезд для них – это приятная прогулка в компании друзей.

В России все иначе. Фанаты стоически преодолевают огромные расстояния от одного города к другому, иногда за раз проезжая пару-тройку тысяч километров. В свое время стали широко известны трое фанатов петербургского «Зенита», поехавшие на гостевой матч своего клуба во Владивосток. Ради этого они проехали практически через всю Россию, начав свой путь на северо-западе страны и завершив его на юго-востоке.

Нередко путешествовать приходится в экстремальных условиях, не считая заблеванных вагонов российских железных дорог. К тому же адреналина добавляет вынужденная необходимость ехать бесплатно по причине отсутствия достаточных денежных средств. Особенно передвижение подобным способом популярно на междугородных маршрутах с небольшими расстояниями, которые можно преодолеть на электричках и «собаках».

Что же происходит дальше? Выездные прибывают в город, где проходит матч. Следует быть готовым к тому, что в любой момент могут наброситься местные, особенно если приезжает московский моб. Местные стражи правопорядка не откажут себе в удовольствии лишний раз проучить приезжих саппортеров и продемонстрировать свое превосходство в качестве хозяев. С случае драки во всем обвинят приезжих фанатов.

Выезда в азиатскую часть – это двойной экстрим. Хорошо еще, что большая часть российских футбольных клубов обретается в западной части страны, которая простирается до Уральских гор, разделяющих бескрайние просторы России на Европу и Азию.

Таким образом, в России выезд оборачивается форменным экстримом. Это тяжелое, неблагодарное, а зачастую и вовсе опасное мероприятие.

Зная всю специфику практики выездов, все трудности и неоднозначность этого пути в России, с полной уверенностью можно сказать, что по сложности одна выездная акция на территории бывшего СССР сравнится разве что с парой-тройкой десятков выездов в Европе. Фанаты с Запада, изредка приезжавшие к нашим «по обмену опытом», в этом убеждались не раз.

Любопытная история произошла в 2006 году, когда небольшой моб московских армейцев планировал свозить с собой на три акции парней из Англии, фирмачей старой закалки. На первом выезде драки не было, зато в Казани москвичей отоварили по полной – причем произошло это прямо на вокзале столицы Татарстана. Самое интересное, что на фанатов прыгнули люди, никакого отношения к футболу не имевшие, – обыкновенная казанская бригада, орудовавшая на вокзале. На третий выезд парни из Англии не поехали, предпочтя слинять домой. В конце концов, какой-нибудь Бирмингем – это вам не суровая Казань.

Для российских фанатов, поездивших по стране, зарубежный выезд уже не страшен. Как-то в 1992 году около входа на стадион «Ноу Камп» на немногочисленных фанов московского ЦСКА набросились парни из хваленой «Boixos Nois» – самой известной фирмы «Барселоны». Надо сказать, что атаку проводил хардкор «Boixos Nois», бойцы которого на европейских ристалищах съели не одну собаку. Несмотря на то что больше половины фанатов ЦСКА были кузьмичами, армейцы, прижатые к бетонным парапетам стадиона, в течение пяти минут сдерживали атаки обезумевших каталонцев. В конце концов местная полиция отогнала барселонских траблмейкеров. Когда я спросил одного из «коней», как ему показались фанаты «Барсы», он ответил, махнув рукой: «Да… Ничего особенного. У нас в стране и похлеще можно огрести, если вечерком решишь прогуляться». И, улыбнувшись, многозначительно добавил: «Да мне-то что… Я же на рынке работаю…»

Поэтому неудивительно, что в фанатском течении России идеологическая роль практики выездов велика, как нигде в мире.

В некоторых литературных экзерсисах на тему фанатского движения, за которые берутся обычно люди чрезвычайно далекие от футбола, европейские выезда романтизированы и значимость российских акций неоправданно принижена. Поверьте, это не так. Ничего нет тяжелее выезда в России.

Самый первый выезд

В 1977 году фанаты московского «Спартака» совершили первый организованный выезд в истории футбольного фанатизма СССР – они поехали на гостевой матч с минским «Динамо». Газета «Вечерняя Москва» от 10 июля 1977 года одобрительно отозвалась об этой акции: «Как важна была для команды, проводящей матч на первенство страны, поддержка зрителей! У «Спартака» есть верные и преданные поклонники, которые своими аплодисментами вдохновляют игроков, придают им уверенность и, если хотите, в какой-то мере дополнительные силы».

Спартаковцы арендовали «Икарус», заплатив за него шестьсот рублей, и выехали из Москвы от станции метро «Ждановская». Провожающих было более двухсот человек. Прибывшие в Минск ранним утром москвичи пугали местных жителей фанатской раскраской, флагштоками, торчащими из окон автобуса, и культовым зарядом «В Союзе нет еще пока команды лучше «Спартака»!»

Естественно, в ту пору силовые хулиганские акции в СССР были немыслимым делом, поэтому спартачи ограничились прогулкой по городу и купанием в Комсомольском озере в центре Минска.

Несмотря на проигрыш со счетом 0:1, впечатления от первого выезда у спартаковцев остались самые положительные. После матча к болельщикам подошел Николай Петрович Старостин – легендарная личность для любого саппортера красно-белых – и с полчаса общался с москвичами.

Ночью фанаты несанкционированно просочились на стадион, сняли с флагштока спартаковский стяг на память и срезали сетку ворот.

В Москву они уезжали уже в несколько ином численном составе. В столицу СССР были захвачены пятеро местных представительниц прекрасного пола наилегчайшего поведения.

Легендарные выезда

В России неоднозначно относятся к США. Это давно началось, еще в эпоху противостояния сверхдержав, когда Штаты и Большая Красная Угроза разделили мир на две сферы влияния – соответственно «демократическую» (специально беру термин в кавычки, потому что после событий в Югославии и Ираке к американской экспансии можно относиться только так) и коммунистическую.

После падения «Русского Медведя» и осквернения его трупа отношение к американцам не изменилось. Изменились лишь названия. Раньше их называли «америкосы» и «янки», а теперь это сменилось на более презрительное – «пиндосы». Когда американские бомбардировщики сравнивали Югославию с землей, в России это вызвало бурную реакцию. А когда московский ЦСКА отправился на еврокубковый матч к белградскому «Партизану», «кони» не испытывали никакой вражды и ненависти к сопернику. Журналист Сергей Аляев был в составе многочисленной пишущей братии, полетевшей в Сербию.

«Меня поразила обстановка в самолете, – рассказывает он. – Не было ощущения, что мы летим на встречу с врагами, потому что они противостоят нашему клубу. Наоборот, все ребята очень тепло отзывались о Сербии».

На стадионе же произошло вообще из ряда вон выходящее событие – фанаты «Партизана» и ЦСКА, отгороженные металлической решеткой, стали перекидывать друг другу розетки и шарфы своих клубов, менялись футболками, братались, пожимая руки. Было такое ощущение, будто два армейских клуба из разных стран играли в этот день не друг против друга, а против общего безымянного врага. Впрочем, имя-то как раз было. Фанаты ЦСКА развернули большой американский флаг и подожгли его прямо на трибунах. Стадион отреагировал мгновенно – люди вставали со своих кресел и аплодировали, устраивая настоящую овацию. Больше в этот день никто не думал о футболе, а трибуны то и дело громко скандировали «Россия! Россия!» или «Сербия! Сербия!».

Фанат в России всегда больше, чем фанат. Это подтверждает и следующая небольшая история Дениса Granik’а, сургутского саппортера московского «Динамо».

Granik благодаря Интернету имел возможность виртуально приобщиться к фанатской субкультуре и был ее знатоком. Увы, но из-за удаленности (Сургут находится в Тюменской области, на расстоянии трех тысяч километров от Москвы) он не имел возможности поддержать любимую команду на месте с трибуны имени Льва Ивановича Яшина. Другим фактором, тормозившим его приезд в столицу, были деньги. Точнее, их недостаток. Как сержант милиции, он получал десять тысяч рублей. Две тысячи уходили на квартплату (благодаря пятидесятипроцентной скидке в ЖЭУ для работников российской милиции, иначе уходило бы больше), три – ежемесячно на интернет-расходы, а еще пять – на продукты. Как многие саппортеры, оторванные от любимого клуба подавляющей громадой российских расстояний, Granik находил утешение в спортбаре, где в одиночестве, накинув на плечи бело-голубую розу, саппортил «Динамо». Естественно, он копил деньги на московскую поездку – билет из Сургута в Москву стоит десять тысяч рублей. И столько же – обратно. Когда Granik наконец слетал-таки на динамовский матч, его разбитое лицо (участвовал в акции против фанатов московского «Спартака») светилось неподдельной радостью, граничащей со счастьем.

И это лишь небольшая выписка из одной фанатской истории. А сколько их еще, таких вот парней, живущих одной мечтой – увидеть любимую команду – и возвращающихся из поездки с разбитыми, но счастливыми лицами?

Это Россия. Это российские выезда, и западные акции не идут с ними ни в какое сравнение. Ничего подобного там нет и не было. Выезд российского фаната – это тяжелое испытание. Не следует сравнивать его с европейским детским праздником на лужайке.

Наиболее тяжко представителям столицы приходится в Калмыкии, Воронеже, Сочи и Омоновск-Сити – Нижнем Новгороде, печально известном жестким отношением к фанатам местного ОМОНа. Впрочем, локальные миноры – это как скелеты в шкафу – они есть у всех. Если ты из Уфы или Самары, то не жди приветливого приема в Казани; если ты из Питера, то москвичи не будут тебе широко улыбаться, и так далее.

Но существуют регионы, в которых вообще плохо относятся к любому представителю России. Некоторые из таких городов стали теперь заграницей, другие еще пока являются субъектами Российской Федерации. Те, кто там был, не дадут соврать. К примеру, какой-либо выезд в Закавказье чреват непредсказуемыми последствиями, телесные повреждения – это еще не самое плохое, что может случиться с фанатом…

Страшная ереванская история

В 1991 году ЦСКА приехал на матч с ереванским «Араратом». Группа поддержки «коней» состояла из двенадцати человек – в основном, молодые пацаны. Они прибыли из Москвы, Ростова и поселка Железнодорожный (московский пригород). На вокзале их никто специально не встречал, да и вообще мало кто внимание обращал, пока они не стали подходить к стадиону. Они в футболках были, и их то и дело подначивали – мол, мы сегодня вас порвем. Армейцы держались вместе и на рожон не лезли, видели, что местных гораздо больше и те только и ждут малейшего повода, чтобы на них прыгнуть. На стадионе пришлось еще хуже. Монетами их обкидали, орали все время – сваливайте домой, суки! «Кони» в отмашь не шли, но когда начался матч, заряжали кричалки. Правда, на фоне стадиона их особо не было слышно, но все равно они не переставали своих поддерживать. Во втором тайме, видя, что «коней» мало, местные вообще обнаглели. Кидали в них пустые пластиковые стаканы, всякий мусор, фрукты, объедки. В конце концов один из москвичей не сдержался и кинул кусок лаваша с мясом обратно в толпу местных. Те сразу опять орать начали: вам конец после игры, готовьте задницы и все такое. Тут к «коням» четверо ментовских подошли, охрана типа, чтобы столкновений не было. Но местным уже все по барабану было, они распалились и чувствовали собственную безнаказанность – ну не могут же четыре мента защитить двенадцать приезжих пацанов от всего стадиона «Раздан»!

Матч уже заканчивался, и менты предупредили «коней», чтобы те сидели на месте: пусть местные разойдутся, а через час-полтора после игры москвичей выведут отдельно. И тут на поле ЦСКА гол забил минут за пять до конца. Что тут началось! Толпа ринулась на поле. Человек пятнадцать, сбив с ног бокового судью, начали его пинать, а остальные принялись гоняться по всему полю за футболистами ЦСКА. Сергеева, который гол забил, пытались ударить сиденьем, а больше всего гонялись за Корнеевым, он среди армейцев был ниже всех ростом. С трибуны было видно, как он бежит по полю, словно маленькая точка, а сзади несется толпа разъяренных болельщиков «Арарата». Корнееву орали, что сейчас ему задницу рвать будут, у них, видимо, это самый любимый кипиш – по беспределу кого-нибудь в попу опустить. Короче, армейцы влетали в раздевалку, глаза у всех по пять копеек, на поле неизвестно что творится, а Пал Федорыч (Садырин) с поля до тех пор не уходил, пока все его футболисты в раздевалку не забежали. В конце концов толпа к нему подскочила, а он их в раздевалку не пускает. И тут они начали его бить. Вообще без разговоров: сразу, с лета гасят в морду и все тут. Пал Федорыч за лицо схватился, а всякие там массажисты, вторые тренеры, и я не знаю, кто там еще, его самого стали в раздевалку уводить.

Пацаны на трибунах, которые армейцам саппортили, увидели это и взбесились. Ну, представьте, приехали на футбол, а тут мало того что весь стадион тебя в задницу обещает сношать, да еще и футболистов с тренерами бьют. Они хотели тут же вниз бежать, к игрокам, но менты их держали, говорили, чтобы сидели на месте. Иначе они за последствия не отвечают.

Игроки ЦСКА перепугались насмерть и забаррикадировались в раздевалке. Им там дверь уже почти сломали. Но вовремя ОМОН прибыл.

Короче, такая постанова: местные ищут, кого бы припечатать, а все уже в раздевалке спрятались. И тут они видят на трибунах этих двенадцать пацанов-армейцев. И вся толпа, несколько тысяч человек, бежит к ним. Менты местные, которые, типа, «коней» охраняли на трибуне, сразу почуяли, что жареным пахнет, и ломанулись оттуда на хрен. А пацаны так и остались там стоять. Бежать им было некуда – со всех сторон зверье наступает.

Я не представляю, что им пришлось пережить, их массированно метелили минут пять может быть. Ногами били, с разбегу запрыгивали, вырывали сиденья и сиденьями прямо по башне окучивали – чего только с ними не делали… Тут раздались выстрелы – менты и ОМОН подсуетились. Некоторые местные испугались и свалили с трибуны. Трое или четверо пацанов-армейцев лежали в крови, не двигаясь. Остальных продолжали гасить – выстрелы не всех горцев распугали. Потом уже момон на трибуну взбежал и стал ереванцев вязать. Да еще и пожарники начали поливку из брандспойтов.

Короче, была жуть полная. Местные вели себя как настоящие звери. Я думал, пацанов там в клочья порвут… Их потом на «скорой помощи» всех увезли. Вроде по новостям говорили, что жизнь им удалось спасти. Но поломали их, конечно, основательно.

Самые громкие акции российских фанатов

 

Торпедоны против одесской гопоты

Дата: 31 августа 1991 года

Матч: «Черноморец» (Одесса) – «Торпедо» (Москва)

Это произошло на розыгрыше последнего чемпионата СССР. В районе Лонжерона около тридцати торпедовских фанатов скомпоновались со своими друзьями-одесситами, которых насчитывалось примерно пятьдесят человек. Мощные пивные возлияния вкупе с клятвами в вечной дружбе между двумя клубами вскоре возымели свое действие: в едином порыве взаимной любви фанаты устроили нудистскую акцию, сняв с себя полностью всю одежду. Около одного из местных баров саппортеры были атакованы местными уличными бригадами. Решив не форсировать события, фанаты «Торпедо» и «Черноморца» уклонились от стычки и отправились на вокзал, а сзади их неспешно преследовала толпа местных. Около вокзала ряды радикально настроенных одесситов насчитывали уже почти триста человек, когда они снова решили атаковать фанатов, прижав их в небольшом тупике близ вокзала. Но торпедовцы не растерялись – допив пиво, они вместе с саппортерами «Черноморца» вмиг превратили пустые бутылки в розочки и кинулись на противника, который числом превосходил их в шесть раз. Отчаянная храбрость сделала свое дело: местная гопота позорно бежала с поля боя.

Атакованные венграми

Дата: 29 сентября 1994 года

Матч: «Ференцварош» – ЦСКА

После игры, в которой ЦСКА уступил в ответном матче Кубка кубков венгерскому «Ференцварошу», фанаты армейцев в количестве девятнадцати человек были атакованы около местной гостиницы группировкой Fradi – сильнейшей фирмой будапештского клуба. Армейцы отбивались при помощи аргументов – камней, бутылок и ремней. В конце концов «коням» удалось погнать местных, а потом все-таки попасть в свою гостиницу. Однако Fradi не утихомирились – использовав в качестве метательного оружия камни и бутылки, они выбили в отеле несколько окон.

Спартачи на словацкой земле

Дата: 13 августа 1997 года

Матч: «Кошице» – «Спартак»

После матча на малочисленный моб «Спартака» набросились словацкие фанаты. «Мясные» держались молодцом и удерживали в схватке паритет до прибытия своих основных сил. Как только спартаковцы собрались в нормальном составе, они тут же обратили хозяев в бегство. В итоге словацкие фаны были вынуждены укрыться в трамвае, который спартачи успешно раскурочивали до прибытия полиции. Полицейские арестовали и депортировали из страны более двадцати спартаковских саппортеров.

«Мясо» – «кони»

Дата: 23 августа 1997 года

Матч: ЦСКА – «Спартак»

Перед матчем заклятых врагов фанаты ЦСКА где-то раздобыли маленького поросенка, который своими психотропными визгами сводил с ума трибуны на протяжении всего матча. На поросенка торжественно был надет красно-белый ошейник, который, по мнению армейцев, символизировал прямую связь животного с саппортерами «Спартака». Увы, в драке после матча свинья исчезла в неизвестном направлении, и дальнейшая ее судьба покрыта мраком. В столкновении же победу одержали «кони», обратив в бегство спартачей из фирм «Flint’s Crew» и «Gladiators».

Как «зенитчики» на Щелковском шоссе осрамились

Дата: 30 августа 1997 года

Матч: «Спартак» – «Зенит»

Один из немногочисленных выездов питерских фанатов «Зенита» завершился позорным бегством. Окрыленный рассказами саппортеров московских армейцев о том, как они гоняют спартачей по всей Москве, «Невский фронт» решил провести мощную выездную акцию в Москве. Питерцы шли от места своей встречи на автовокзале, когда около дома тринадцать по Щелковскому шоссе были атакованы «мясными». Спартачей, выдвинувшихся от стадиона «Локомотив», было меньше – около двухсот человек против семисот фанатов с берегов Невы, но дома и родные стены помогают. Они моментально погнали «зенитчиков», и те обратились в бегство. Лишь только очень малое число фанатов «Зенита» рискнуло принять бой, и впоследствии всем им пришлось оказывать медицинскую помощь.

Скандальная акция

Дата: 22 июля 1998 года

Матч: «Динамо» – «Тюмень»

После матча началась бутылочная перестрелка между «динамиками», засевшими около Западной трибуны, и спартачами, которые подошли к стадиону «Динамо» с Савеловского вокзала. В конце концов началась драка, и динамовские фаны, у которых в авангарде выступала самая крупная группировка «Blue-White Dynamite», прыгнули на красно-белых и погнали их до Ленинградского проспекта. «Мясные» бежали и вскоре были загнаны в метрополитен, где приняли битву, но в итоге безоговорочно капитулировали. Однако на этом история не кончилась. Фанзин спартаковской фирмы «Gladiators» напечатал статью, в которой динамовцы обвинялись в сговоре с милицией, что возмутило членов BWD.

Жестокая месть

Дата: 29 июля 1998 года

Матч: «Спартак» – «Динамо»

Перед матчем «Спартак» – «Динамо», «мясные» вычислили место сбора своих противников на Малой арене стадиона «Динамо». Несмотря на то что спартаковцев было меньше (сто человек против трехсот), быстрая и продуманная атака принесла успех – «динамики» растерялись и пустились наутек. Малая арена окружена высоким заборам, поэтому не все фанаты «Динамо» смогли через него перемахнуть. «Динамиков» добивали с особой жестокостью.

Побоище в Сокольниках

Дата: 26 сентября 1998 года

Матч: ЦСКА – «Спартак»

Массированная драка между фанатами ЦСКА и «Спартака» стала апофеозом стычек фанатов этих команд на протяжении всего сезона. В акции принимали участие около тысячи человек – триста армейцев и семьсот спартачей. Битва длилась двадцать минут, а после ее окончания четыре человека были увезены в каретах «скорой помощи». Около ста пятидесяти человек получили повреждения различной степени тяжести. Победу одержали армейские фанаты.

Беспорядки на Манежной площади

Дата: 9 июня 2002 года

Матч: Япония – Россия После неудачного для сборной России матча с японцами на Манежной площади, где был установлен огромный экран для массового просмотра, начались беспорядки. До сих пор не ясно, кем они были спровоцированы и с какой целью, однако в них принимало участие множество футбольных фанатов из «несознательных». В результате один человек убит (заколот ножом), более семидесяти получили ранения, повреждено более ста автомобилей, разбиты и разграблены витрины и лавки близ места просмотра матча. На данный момент по различным статьям осуждено семь участников инцидента.

Продолжение следует...