Персони

Статті

Андрей Стеценко. Миссия невыполнима

Главным событием уходящей недели, а заодно огромным разочарованием, стало выступление «Днепра» в Лиге чемпионов. А урок, который преподнес нашим вице-чемпионам далеко не выдающийся «Копенгаген», натолкнул на определенные мысли… 

Влад БЕЛЫЙ, «Футбольный клуб»

2014-08-09 12:25

Вы, к примеру, не находите, что постоянные «обломы» днепрян – звенья цепочки, которая ведет к одному и тому же человеку?..

Чтобы команда добивалась успехов, недостаточно построить новый стадион, нанять классного тренера, собрать хороших футболистов. Важно еще, чтобы структура клуба на всех уровнях работала, как часы. Это – прописная истина.

В «Днепре» такую работу уполномочен обеспечивать Андрей Стеценко, занимающий пост генерального директора. По сути, он держит в руках все нити управления клубом, пользуясь большим кредитом доверия у президента и владельца «Днепра» Игоря Коломойского. 

Это, в общем-то, ни для кого ни секрет. И в этом, в принципе, нет ничего плохого. Но только в том случае, когда топ-менеджер, как говорится, умеет решать вопросы. А у Стеценко это получается не лучшим образом. По большому счету - прокол за проколом. Вот сами посудите…

ОТНОШЕНИЯ С ТРЕНЕРАМИ 

Ни один из наставников, возглавлявших «Днепре» в последние годы, не может сказать, что сработался со Стеценко. Они, правда, никогда и не жаловались на гендиректора. Думается, не нужно объяснять почему. Но зато люди, приближенные к «Днепру», периодически выдают кое-какую информацию. 

К примеру, двукратный чемпион СССР Владимир Лютый, объясняя в свое время отставку Олега Протасова, так прямо и заявил: «Я постоянно был на связи с Олегом. По его словам, генеральный директор клуба Андрей Стеценко просто не дал ему нормально работать…» Или вот вам фраза защитника Андрея Ещенко, который играл за «Днепр» в сезоне-2007/2008: «Андрей Стеценко все решал, а Владимир Бессонов молчал…»

Ну и у Хуанде Рамоса постоянно возникали терки в отношениях с прямым начальником, который настолько увлекся, что даже стал вмешиваться в тренировочный процесс (не зря, выходит, получал тренерскую лицензию). 

Испанец, к примеру, сетовал на недостаточное усиление состава, а гендиректор указывал ему на предыдущие покупки. Тренер вроде бы передавал ему список потенциальных новичков, но Андрей Викторович потом заявлял в прессе, что никаких конкретных пожеланий не было. Рамос просил Стеценко организовать встречу с Коломойским, а в ответ – только обещания…

А чего стоит злополучная история с телефоном, приключившаяся во время сборов в начале 2012 года?! 

Стеценко и Хуанде Рамос пообщались в холле отеля, после чего Андрей Викторович отправился к себе в номер, но тут же вернулся, поскольку забыл на столике телефон. Поскольку его там не оказалось, он отправился в номер к Хуанде Рамосу. «Нет, не видел», – сказал тот. Однако через каких-то полчаса служба безопасности отеля, просмотрев запись с видеокамер, выяснила, что именно испанец и прихватил аппарат Стеценко. 

Зачем Рамосу понадобился телефон Андрея Викторовича – загадка. Вряд ли человек с зарплатой около пяти миллионов евро позарился на него из корысти. Остается одна версия: Рамос очень хотел иметь прямую связь с Игорем Коломойским, вот и решил подсмотреть номер владельца клуба в телефоне гендиректора. 

А еще очень удивителен тот факт, что эта история всплыла в нашей прессе. В таких ситуациях, вообще-то, сор из избы не выносят. Так что невольно напрашивается вывод, что кто-то рассчитывал таким образом дискредитировать Рамоса в глазах общественности, и в глазах Игоря Валерьевича – в первую очередь. И не исключено, что Рамос отказался продлевать контракт с «Днепром» не только по причине сложной ситуации в Украине…

ГАЗОН «ДНЕПР-АРЕНЫ» 

Наболевшая тема. В 2008 году «Днепр» обзавелся новенькой ареной на 30 000 мест. Довольно уютной и комфортной. Но вскоре после того, как стадион был сдан в эксплуатацию, выяснилась одна проблема. 

Газон!.. Поздней осенью и особенно ранней весной на «Днепр-Арене» игра в футбол зачастую превращается в настоящие мучения. Поляна больше похожа на картофельный огород, демонстрировать на ней скоростную и техничную игру просто нереально. 

И, кстати, отсюда немалые очковые потери «Днепра», которые он нес в предыдущих сезонах. Ведь при Хуанде Рамосе «Днепр» был остроатакующей командой, а созидать на плохом поле гораздо сложнее, чем разрушать. Вот соперники классом пониже и получали на «Днепр-Арене» дополнительный козырь. 

Специалисты утверждают, что проблемы с газоном на днепропетровском стадионе вызваны с недостаточной вентиляцией, нехваткой солнечных лучей и технологическими ошибками при укладке почвосмеси еще во время строительства. 

Понятно, что тут в первую очередь вопросы к подрядчику – немецкой компании Hochtief Solutons AG. Но и менеджерский просчет «Днепра» налицо – ведь Hochtief Solutons AG, хотя и возводит сверхсложные объекты (первая атомная электростанция Германии, аэропорт в Афинах, еще раньше – бункер Гитлера в Берлине), но на строительстве стадионов не специализируется. Этот нюанс, наверное, следовало учесть. И гендиректор, думается, обязан был изучить рынок, как следует. 

Теперь же Стеценко носится с газоном «Днепр-Арены», как с писаной торбой. Накануне сезона-2014/15 его снова перестелили, угрохав кучу денег. Интересно, надолго ли хватит?

КОНФУЗЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЛАНА 

Старт чемпионата Украины-2014/15 задержался на добрую четверть часа. Никто не мог понять, почему же арбитр не дает свисток о начале матча «Металлург» Д – «Днепр», и с какой стати новичок днепрян Лео Матос вдруг убежал в подтрибунное помещение? 

Оказалось, днепряне напутали: Лео в заявке значился под 20-м номером, а на поле вышел под 12-м. Вот и пришлось ему в срочном порядке снимать 20-й номер с Бруно Гамы и заклеивать скотчем фамилию на спине. 

Конечно, банальная ошибка, вроде бы мелочь. Но в футболе мелочей не бывает. А у «Днепра» и раньше случались конфузы организационного плана. Из последних достаточно вспомнить, как в матче с «Зарей» на поле вышел на поле лишний легионер. Или – наделавшую немало шума историю с сорванным кубковым матчем в Одессе, куда «Днепр» попросту не прибыл. 

Причина была вроде бы уважительная – из-за сильного тумана аэропорт Одессы не принимал рейсы. Но существуют же альтернативные виды транспорта. Во времена СССР команды, к примеру, немало ездили на поездах, и никто не умер. 

Скажете, номера на футболках, замены и переезды команды – это вопросы не уровня генерального директора, для этого есть администраторы? Так-то оно так. Но гендиректор для того и существует, чтобы все подразделения клуба работали четко и без проколов. 

Как сказал бы один популярный киноперсонаж: «Это твои люди, Андрей! И за такую подготовку я с тебя так спрошу, что мало не покажется…»

ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ 

В принципе, с финансами у «Днепра» проблем нет, все-таки владелец команды – один из самых богатых людей Украины. Но периодически возникают, так сказать, нюансы. 

К примеру, «Днепр» слишком долго тянул с выплатой долга перед клубами «Брно» и «Хайдук» по платежам солидарности за трансферы Ондржея Мазуха и Николы Калинича. Немало шума наделало «дело Боатенга», которое рассматривал суд Лозанны. Возникли финансовые проблемы с Hochtief Solutons AG: при строительстве стадиона компания-подрядчик в связи с рядом непредвиденных обстоятельств на превысила изначально заложенную смету 9,5 млн евро, естественно их не получила, после чего подала иск и выиграла суд. 

Все эти истории вряд ли позитивно сказываются на имидже «Днепра». Андрей Викторович должен это понимать, и должен организовывать процесс так, чтобы у владельца команды не возникло сомнений по поводу оплаты счетов. 

Стеценко же, кстати, прочувствовал на себе, что такое – европейское законодательство. Летом 2013 года, когда «Днепр» находился на сборах в Австрии, к нему в гостиничный номер нагрянули местные… судебные приставы и, ссылаясь на иск Hochtief Solutons AG, изъяли у генерального директора «Днепра» всю наличность – несколько тысяч долларов и евро. В счет оплаты долга. 

Ну и последняя ситуация – с задержкой игрокам «Днепра» премиальных за прошлый сезон. Собственно, из-за этого и разгорелся конфликт с Русланом Ротанем, который, по словам Стеценко, решил поиграть в Робин Гуда и выставил условие: мол, если долг перед командой не будет погашен, я уйду.

Кто в этом конфликте прав, а кто нет – вопрос второй. Тут можно рассуждать с разных сторон. Но вот сам факт задержки премиальных – момент очень щепетильный. Если есть договор, то клуб (а, тем более, клуб с европейскими амбициями) должен его выполнять. Иначе он подрывает свой авторитет. В футбольном мире сарафанное радио работает очень хорошо. 

ТРАНСФЕРНАЯ ПОЛИТИКА 

«Трансферная политика – это компетенция Андрея Стеценко», – сказал однажды Хуанде Рамос. И поспешно добавил: «При моем, разумеется, участии».

В чем же заключалась транферная политика «Днепра» последних лет? Четко прослеживается только одно направление: «Днепр» с радостью покупал отечественных игроков, отбракованных в Киеве и Донецке. И, в принципе, часть этих ребят при Ромосе заметно прибавили, став ключевыми игроками. 

Те же экс-динамовцы Роман Зозуля и Денис Бойко, воспитанник донецкого футбола Евгений Селезнев. Но были и проколы, причем обошедшиеся в круглую копеечку. Так и не раскрылся в Днепропетровске Александр Гладкий, за которого было уплачено 7 млн долларов, не прижился Денис Олейник, обошедшийся приблизительно в те же деньги. 

Еще больше в минус клуб работал на зарубежном трансферном рынке. По-настоящему удачными приобретениями стали только Жулиано, Матеус, Ондржей Мазух и Иван Стринич. Эти футболисты вполне соответствуют задачам, стоящими перед командой. 

Но потрачено, между тем, за последние пять лет более 40 млн евро. Можно было бы распорядиться ими как-то более разумно. Не платить, к примеру, сумасшедшую арендную плату за неадекватного Нери Кастильо, а купить еще молодого тогда Роберта Левандовски, чью кандидатуру помниться настойчиво предлагал Бессонов. А уж сколько раз селекция «Днепра» прокололась с чисто человеческими качествами игроков…

Главное же, что в трансферах «Днепра» не прослеживалось какого-то определенного курса, как это было у тех же «Шахтера» и «Металлиста». При этом Стеценко абсолютно не дорожил футболистами, которые провели в клубе долгое время. К примеру, Сергею Назаренко был предложен такой скромный контракт, что он предпочел уйти в «Таврию», хотя, думается, мог бы принести еще немало пользы «Днепру». 

Интересно получилось с Андреем Русолом, когда он преждевременно завершил карьеру из-за травмы спины. Футболисту вроде была обещана вакансия в клубной структуре, но спустя время со слов самого Андрея выяснилось, что никто ему ничего не предложил, и на самом деле он – безработный. И лишь после этого, бывшего капитана вернули в клуб, специально под него прописав в штатном расписании должность исполнительного директора. 

Ну а нынешним летом «Днепр» и вовсе поразил. Понятно, что серьезные покупки сейчас маловероятны. Тут претензий нет, хотя на внутреннем рынке можно было бы и удачней «пошустрить». Но ведь Стеценко, мало того, что не попытался оставить тренера, так еще и с несколькими ключевыми игроками не смог договорится. 
Ну ладно – Джулиано. Он давно мечтал вернуться в Бразилию. Но ведь с Ротанем и Стриничем как-то можно было найти общий язык. Неужели генеральный директор не понимал, что с оголенным центром и без классного левого защитника, который мог бы развязать руки Евгению Коноплянке, «Днепр» может провалиться?..

В итоге, это и произошло. Так что неудача «Днепра» в матчах с «Копенгагеном» – это не только провал футболистов и нового тренера. Это еще и провал Андрея Стеценко. Причем, его провал – в первую очередь.

footclub.com.ua