Персони

Статті

Конспект Леонида Кравчука. О футболе

Присоединяясь к поздравлениям по случаю 80-летнего юбилея первого президента Украины, «Футбольный клуб» вспоминает самое важное и интересное, что он говорил о любимой игре.

Влад МИРЕНКО, «Футбольный клуб»

2014-01-10 22:00

Общеизвестно, что всерьез футбол пришел в жизнь Леонида Кравчука в советскую эпоху, когда он курировал в ЦК компартии УССР киевское «Динамо». Со временем служебная необходимость переросла в привязанность и любовь. Годы спустя первый президент Независимой Украины возглавил наблюдательный совет «Динамо», страстным болельщиком которого является до сих пор. Принимал активное участие в продвижении заявки на ЕВРО-2012, был в составе национальной делегации в Кардиффе, где Украина и Польша выиграли исторический тендер.

Леонид Макарович держит руку на пульсе футбольной жизни и сейчас: следит за событиями, посещает матчи и с удовольствием общается с журналистами на темы, связанные с любимой игрой.

ОБ ИНДУСАХ, ЩЕРБИЦКОМ И ИДЕОЛОГИИ

«Я очень люблю ходить на стадион, вместе со всеми переживать восторг победы или разочарование поражения. Когда пересекаю границу арены, забываю о других делах и просто впитываю энергию футбола. Я бывал, наверное, на всех известных аренах Европы, ездил на финалы многих турниров – впервые, кажется, на ЕВРО-1996 в Англии, болел за сборную Украины и на ЧМ-2006 в Германии».

«Первый свой матч я посетил в Киеве, студентом. «Динамо» встречалось с индийской командой. Помню, как поразился тому, что индусы играли босиком. Но духом, настроением, подъемом футбольным проникся. Есть выражение: «Самое сладкое для демократии – это шум зала». А для футбола – шум трибун. Человек обожает внутренне сливаться с командой, с игроками. Вот в боксе такого нет, там спортсмен с болельщиками не сливается. А в футболе есть. Здесь ты становишься частью единого фантастического действа».

«В 1979 году, когда стал заведующим отделом ЦК, на меня возложили весь спорт, но с учетом пристрастий Владимира Щербицкого, первого секретаря ЦК, получилось, что главным образом – футбол. А еще точнее – «Динамо». Щербицкий много сделал для футбола, ходил на все матчи, когда была возможность. Естественно, раз Первый болел, все вокруг тоже записались в болельщики».

«Многие кадровые решения в «Динамо» принимались Щербицким. По предложению Лобановского. Первый секретарь тренера лично знал, часто ему звонил, они встречались. Однажды в моем присутствии Щербицкий говорит: «Валерий Васильевич, ну как это так, из «Днепра» взяли людей, они лавку у вас протирают, а мне звонят, спрашивают, зачем я обезглавил днепропетровскую команду». Лобановский посмотрел на него и отвечает: «Владимир Васильевич, когда вы ведете политбюро, я вам советую?». Мне стало плохо. Щербицкому никто ведь никогда не возражал, тем более в такой форме! Но Первый неожиданно замолчал. А Лобановский продолжает: «За команду и за игру отвечаю я, а не ЦК. Мне и решать». Щербицкий улыбнулся и выдал: «Наверное, ты прав».

«Советские люди были в основе своей послушны и дисциплинированны. Я, как заведующий отделом ЦК, должен был посещать команду перед играми, а накануне особо важных матчей со мной в Конча-Заспу ехал и секретарь ЦК. Мы собирали команду в зале и проводили самую примитивную накачку. Сегодня я бы себе никогда такого не позволил, но тогда это входило в должностные обязанности. Сейчас футболисты возмутились бы после первого же предложения, а тогда сидели и молча слушали. Я видел, что Лобановскому было крайне неприятно, но он ничего не мог поделать. К тому же он был человеком с хитринкой: понимал, что если я выступил, то взял долю ответственности на себя».

О ВОЗРОЖДЕНИИ «ДИНАМО»

«В 90-е годы была очень сложная ситуация: Союз распался, нарушились связи – экономические, политические и спортивные. «Динамо» не имело необходимого для работы. Даже футбольной амуниции. Могу сказать, что если бы не пришли такие люди, как Григорий и Игорь Суркисы, еще несколько других, которые понимали, что футбол нужно возрождать, не знаю, где бы мы были. То, что сейчас у нас развит футбол, не только «Динамо» и «Шахтер», а «Металлист» и «Днепр», «Карпаты», поспособствовали и они, а потом Ахметов, Коломойский, другие».

«В 1996 году Лобановский приехал ненадолго в Киев и зашел ко мне – принес какой-то сувенир. Я спросил, готов ли он вернуться в «Динамо», не советуясь при этом предварительно ни с Суркисом, ни с кем-то еще. Валерий Васильевич сразу задал контрвопрос – в качестве кого? Я, естественно, не мог решать за руководство клуба, но взял на себя смелость ответить: главного тренера. Тогда он сразу заявил, что его не возьмут – мол, о Лобановском в Киеве ходит слишком много нехороших слухов. Этот аргумент я парировал легко: если дело пойдет, то слухи сразу прекратятся. А уже потом узнал, что Суркис начал переговоры с Лобановским в то же самое время. То есть наши намерения полностью совпали».

О БРАТЬЯХ СУРКИСАХ

«С Григорием Суркисом мы очень тесно работали и в 90-е годы, и в 2000-е. Во многом благодаря его усилиям удалось сохранить для страны «Динамо», которое под его руководством в качестве президента и, разумеется, с гениальным Валерием Лобановским на тренерской скамейке обыгрывало лучшие команды Европы. В 2000-х Суркис проявил себя уже в новом качестве, сыграв определяющую роль не просто в жизни отдельного клуба, а в истории целой страны. Именно благодаря его исключительным качествам в Украину пришло ЕВРО-2012».


«С президентом «Динамо» мы и друзья, и партнеры. Видимся чуть ли не каждый день, ведь приходится решать много вопросов, связанных с жизнедеятельностью ФК «Динамо», акционерами которого оба являемся. Я вижу, как Игорь Михайлович работает, как общается с людьми. Довелось узнать этого человека в самых разных ипостасях – какой он в хорошем настроении и в плохом. В этом отношении он не отличается от любого другого живого человека».

О ВАЛЕРИИ ЛОБАНОВСКОМ

«Лобановский сделал для украинского футбола очень много. Своим трудом он заслужил безмерное уважение к себе. Это был по-настоящему счастливый человек – его любимое дело приносило удовольствие не только ему, но и поклонникам футбола».

«Мне посчастливилось знать его не только как игрока и тренера, но и как личность. Он очень много читал, ориентировался в политике, культуре. С ним было общаться крайне интересно. Ко всему относился очень и очень ответственно, ни в чем не видел мелочей. Он – терпеливый человек, воспитанный. У нас много спортсменов и тренеров, которые действительно не последние в своей сфере, но у них недостает как раз терпения, культуры».

О ЛЮБИМЫХ ИГРОКАХ

«Сразу же назову Блохина – он у меня всегда был и остается на первом месте. На втором сейчас Шевченко. Ну а на третье поставил бы Буряка».

«Олег Блохин – это настоящий символ «Динамо». Я помню, как в 1975 году он забивал голы в ворота «Баварии». Его не могли остановить самые сильные защитники мира! Очень важно, что в «Динамо», с приходом Блохина, восстановилась преемственность, ведь мы не должны забывать его учителя, Валерия Лобановского, который сделал команду одной из сильнейших в Европе».

«Андрей Шевченко для «Динамо», Украины, имиджа страны сделал больше, чем многие политики. Своим отношением к футболу Шевченко стал образцом для многих детей, которые мечтают повторить его путь в футболе».

О ЕВРО-2012 И ЕГО НАСЛЕДИИ

«Загорелся этой идеей, конечно, Григорий Суркис. Когда он пришел ко мне, я отнесся к этому скептически. Но у него так горели глаза, так он был эмоционально «заряжен», так был уверен в том, что мы действительно можем провести турнир подобного уровня, что ему нельзя было не поверить. Я ездил в составе украинской делегации в Кардифф и был свидетелем того, как нам дали право на ЕВРО-2012».

«Я не ошибся, когда еще в Кардиффе сказал, что ЕВРО-2012 не только принесет грандиозный футбольный праздник, но и сильно изменит всю страну. Теперь я вижу эти перемены. Я много езжу по Украине, бываю в принимающих городах, и постоянно слышу нечто вроде: эта дорога строится к ЕВРО-2012, и вот этот мост, и вокзал... Просто замечательно, что благодаря футбольному турниру возводятся новые пути, гостиницы, стадионы, реконструируются аэропорты, больницы и т.д. Заметьте, что развитие инфраструктуры – это лишь один из многих позитивных процессов, связанных с чемпионатом».

«Украина продемонстрировала мировой общественности, что может реализовывать такие масштабные проекты, и не случайно вслед за футбольным чемпионатом мы добились права проводить аренах европейские и мировые форумы в других популярных видах спорта. Украина становится привлекательной для зарубежных партнеров».

ОБ ОБЪЕДИНЕННОМ ЧЕМПИОНАТЕ

«Мне было бы абсолютно неинтересно смотреть матчи Объединенного чемпионата. Поединки на европейском и мировом уровне интереснее. Но, если бы «Динамо» играло там, конечно, я бы болел за киевлян. Тем не менее, УЕФА не согласится на то, чтобы футбол растягивать по политическим квартирам. Этот чемпионат усложняет календарь и прочее. Кто-то считает, что турнир будет объединять страны, но профессионального роста футболу он не придаст».

О СОВРЕМЕННОМ «ДИНАМО»

«Киевское «Динамо» в истории европейского и мирового футбола – знаковая команда. И я считаю, что ее величие не осталось в прошлом. Любой шторм или буря рано или поздно заканчиваются. Точно так же скоро завершится темная полоса в результатах нашего гранда. Для этого у динамовцев есть все – качественные поля и база, игроки, опытный тренерский штаб. И, конечно, руководители, сердца которых бьются вместе с пульсом «Динамо».

«Нынешние результаты неприятны, но я бы относился к случившемуся спокойно. В природе не существует процессов, когда все было бы спокойно, без спадов. И футбол – не исключение. Ведь за кризисом обязательно следует подъем. Это цикличное явление. Кризисы случались со всеми командами – «Барселоной», «Миланом», «Баварией». Подъем и развитие скоро придут. Главное – сделать выводы. Руководство клуба и Олег Блохин знают и понимают, что «Динамо» – это не просто команда, это наша украинская история».

По материалам: UEFA.com, «Спорт-Экспресс», «Команда», «День», fcdynamo.kiev.ua, «Прессинг», канал «Интер», «Комментарии», «Украинская правда».

footclub.com.ua