Україна

Прем'єр-ліга

Очередное дно: как УПЛ и ФФУ убивают футбол

С каждым годом украинский футбол удивляет все больше, и каждый раз задумываешься – куда уже дальше? Есть куда. Новый лайф-хак от УПЛ и ФФУ – вопрос формирования высшего дивизиона решать голосованием (а не по регламенту/статуту или, представьте себе, по спортивному принципу).

2018-07-04 22:19

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

Этим летом Премьер-лига пришла к очередной ступеньке своего кризиса – в турнире уже не могут набрать и 12 команд (что для Украины в нынешних реалиях, на самом деле, тоже многовато). Все было бы хорошо, если бы вышедшая из Первой лиги «Полтава» не начала капризничать и снимать команду. Но президент полтавчан посчитал, что у них нет ресурса играть в элитном дивизионе, поэтому сказал «адиос» и просто убрал «Полтаву» с карты УПЛ.

После этого Премьер-лига взялась восполнять вакантное место, но тут начались жесткие проблемы – вылетевшие «Сталь», «Зирка» и «Черноморец» уже фактически переформатировались с прицелом на Первую лигу (а «Сталь» в ее прошлом виде вообще распалась). Другие же (например, «Ингулец») не захотели выходить в вышку по тем или иным причинам.

Ситуация оказалась патовой – даром брать место в УПЛ никто не готов и особо не хочет.

КАКАЯ НА ЭТО РЕАКЦИЯ УПЛ И ФФУ?

Оказавшись в действительно трудном положении, украинские футбольные органы не решаются на радикальные шаги (играть в 11 команд или сократить до 10-ти), а отдают судьбу путевки на голосование самих участников УПЛ. Те голосуют за «Черноморец» (вроде как без левых мыслей), дальше дело передают в ФФУ, которая (а именно Исполком) должна утвердить это все. И федерация дает добро. Свершилось – в Премьер-лиге сезона 2018/19 будет играть команда, которая вылетела оттуда по всем законам и не сделала ничего, чтобы вернуться.

Как говорил классик, «Браво, федерация!»

В ЧЕМ ЖЕ АБСУРД?

В том, что приемом с голосованием УПЛ и ФФУ еще больше втоптали в землю (или даже уничтожили) спортивный принцип соревнований. Это, уже ставшее диким для украинских турниров словосочетание, – «спортивный принцип» – поддается издевательствам в самых разных случаях.

В Украине уже многие забыли, что спортивный принцип лежит в основе любого турнира и является одним из его стержней. Команды добывают результат и переходят из лиг в лигу именно благодаря спортивным успехам, и никаким иным. Сейчас же кризис и неумелый менеджмент в Украине довели до такого, что на спортивный принцип никто не смотрит.

Конечно, в ходе проведения турниров складываются разные ситуации (особенно в украинских реалиях). Но выбирать участника обычным голосованием – это вовсе не из мира спорта. Зато удобно. Этот метод полностью исключает личную ответственность (решение же принимается коллективно) и надобность проводить свежие-радикальные реформы. Оказавшись в тупике, руководство УПЛ с новым иностранным президентом (что тоже надо иметь ввиду) не решилось «резать по живому», придерживаясь логики и принципов турнира. «Давайте проголосуем» – сказать легче, чем «давайте что-то придумаем и найдем рациональный выход».

Почему голосуют только участники УПЛ, а не, скажем, также клубы Первой лиги, члены комитетов ФФУ и даже простые болельщики (ведь чемпионат Украины – это, в первую очередь, их достояние)?

Почему на голосование ставится кандидатура «Черноморца», а не «Зирки» (которая по итогам прошлого сезона заняла место выше одесситов)?

Почему в ключевых решениях нет логики и полностью игнорируются спортивные (и не только) основы Премьер-лиги?

На это никто уже не отвечает, даже ФФУ. Казалось бы, в федерации могли оценить абсурдность такого решения и не утвердить его. Но ФФУ по большему счету все равно – главное, чтобы все сохранялось тихо-мирно, а украинский футбол процветал с 12-ю командами «вышки» (которую скоро хотят расширить к 14-ти или даже 16-ти).

КАКОЙ ТОГДА ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ, ЕСЛИ НЕ ГОЛОСОВАНИЕ И КАБИНЕТНЫЕ РЕШЕНИЯ?

«Резать по живому» – принимать непопулярные решения и болезненные реформы, которые уже давно необходимы украинскому футболу. Да, это про очередное сокращение команд – до 10-ти. Сокращение, но адекватное и направленное на «выздоровление» лиги – финансовые гарантии, допуск к турниру только стабильных клубов, план развития самих клубов лично и от Лиги в целом. Пусть в соревновании будет и 10 (а хоть и 8) команд, но они будут реально хотя бы понемногу развиваться сами (не только в спортивном плане), и вместе с этим улучшать лигу. Никаких «сталей» и тому подобных – в Премьер-лиге играет не только тот, кто хочет, а кто может и гарантирует действия.

Само собой, в наших реалиях это очень сложная концепция. Большинство клубов не умеют зарабатывать, по-прежнему зависят от богатого хозяина, а большая часть их менеджемнта ориентирована только на личные выгоды путем трансферов непонятных игроков и агентских откатов. Но все же жизнь не стоит на месте, люди меняются, и с приходом новых лиц можно научиться новым вещам и поставить перед собой новые цели.

Но для этого нужно хотя бы старт, сдвиг от УПЛ и ФФУ. Именно в их руках все «карты», у них в арсенале абсолютно все инструменты влияния. Но вместо этого чиновники решили просто проголосовать вопреки регламенту и здравой логике (что уже не раз доказывалось раньше).

ЧТО ТЕПЕРЬ?

УПЛ хоть и полноценно укомплектована, вернув «Черноморец», но это никак не улучшит ее состояние и общее положение дел. В последние сезоны «Черноморец» все больше напоминает блеклую тень себя прежнего – проблемы с финансами, мутные истории с руководством и продажей стадиона из-за долгов, неудачная селекция и результаты. В последний сезон в Одессе не сделали почти ничего, чтобы иметь перспективу остаться в Премьер-лиге.

Но все уже решено. Вернее, проголосовано – Черноморец снова в УПЛ, на месте все 12 команд. Можно и дальше рассказывать, что украинский футбол остановил падение и вот-вот пойдет вверх.

obozrevatel.com