Україна

Прем'єр-ліга

УПЛ: для кого играем?

Анализируем статистику по посещаемости в Украине и Европе за последние полтора десятка лет. Сначала – даже не аплодисменты, а низкий поклон швейцарским коллегам. Если бы «Футбольной Обсерватории» не было, ее стоило бы придумать – причем придумать лет сто назад, чтобы всегда иметь доступ к статистике на принципиально другом уровне.

Виталий ПАСИЧНЫЙ, «СЭ в Украине»

2019-04-23 11:30

Только вдумайтесь: в очередном выпуске швейцарцы подготовили аналитику по посещаемости десятков лиг за 15 лет!

Критерий, который попал под прицел «Обсерватории» – динамика посещаемости. Отрезок с 2003-го по 2018 год включительно разбит на три пятилетки, по каждой из которых высчитан отдельный средний показатель.

Показатель третьей пятилетки сравнивается с первым, вследствие чего фиксируется рост или падение посещаемости в конкретной стране. В приведенной ниже таблице речь идет о количестве зрителей на трибунах именно высшего дивизиона.

* в 2013-2018 годах в сравнении с 2003-2008.

В минувшие годы всевозможные дифирамбы и призывы на нее равняться относительно Польши уже наверняка многих утомили, однако в контексте сферы услуг она этого точно заслуживает. Соседи сделали походы на стадион модными, сумели дополнить традиционно бешеные фанатские сектора заполненными центральными.

Конечно, поспособствовал этому рост уровня жизни: Польша вступила в Евросоюз в 2004 году, и уже через несколько лет намного большая часть населения страны оказалась в состоянии позволить себе комфортный досуг на выходных.

Относительная «сытость» (конечно, относительно такой страны, как наша, а не условных топ-лиг) помогла поднять посещаемость самим клубам: после того, как продажа медиа-прав начала приносить 30 миллионов евро за сезон, они смогли реализовывать билеты по более низким ценам. Как следствие, у той же «Ягеллонии» посещаемость выросла вдвое: с пяти тысяч в среднем на матче до десяти.

***

Никто в Польше не совершает чего-то новаторского, не изобрел какую-либо новую методику по привлечению зрителей. Все просто и не раз описывалось на страницах в том числе «СЭ»: билеты, к примеру, бесплатно раздаются в школах, чтобы со временем школьники начинали приходить с родителями, да и в принципе, вырастая, оставались болельщиками конкретной команды.

Маркетинг, реклама, работа с болельщиками – все это описано тысячу раз, но не все из этого делают отечественные клубы.

Впрочем, надо признать: чтобы подобные вещи работали, нужно, чтобы у населения были свободные деньги. Посещаемость у поляков именно что взлетела, а не была сто лет высокой, потому что повысилась платежеспособность населения…

Для Польши и девять тысяч на матче – рост, а для США с Бразилией и пятизначное количество – норма жизни. С Америкой все совсем просто: самой богатой стране мира главное стадионами разжиться, а люди придут. Даже не оспаривая пальму первенства у американского футбола, баскетбола и бейсбола, соккер собирает на матчи престарелых звезд десятки тысяч зрителей.

«Нью-Йорк Сити» продал десятки тысяч абонементов еще до первого матча в своей истории, «Атланта Юнайтед» с 51 547 зрителями в среднем на игре – самый посещаемый футбольный клуб за пределами Европы…

***

А самую футбольную страну мира, честно говоря, неловко хвалить за посещаемость чуть-чуть выше, чем в России. Рост явно связан со строительством новых, более современных арен к ЧМ-2014, но в мировом масштабе посещаемость не так уж впечатляет даже сейчас. И это Бразилия!

Вот, собственно, другая сторона тезиса о важности такого простого фактора, как платежеспособность. Уж где-где, а в стране диких обезьян бредят футболом решительно все – но кризис вынуждает смотреть футбол по телевизору, а не ходить на «Маракану».

Серьезный рост наблюдается в бундеслиге – но, честно говоря, делать глобальные выводы по странам «большой пятерки» немного наивно. В большинстве клубов топ-лиг болельщики готовы заполнять столько мест, сколько есть, доводить процент средней заполняемости до ста. И в такой ситуации «рост» и «падение» посещаемости связаны главным образом с вылетами и повышениями в классе команд с огромными аренами.

Конкретно в случае с Германией это связано с выходом в высшую лигу «Лейпцига», располагающего отличным, выстроенным специально для ЧМ-2006 стадионом. В 2014-2018 годах в бундеслиге играл «Кельн», собирающий почти 50 тысяч на каждом матче, постоянно там был «Гамбург»… А вот в сезоне-2018/19 оба эти клуба играют во второй бундеслиге, так что средняя посещаемость в текущем сезоне главной бундеслиги наверняка будет чуть ниже – зато до небес взлетит показатель в лиге низшей.

***

Шотландцам посещаемость подкосило простое отсутствие в элите «Рейнджерс» на протяжении трех лет: как известно, гранда сослали в четвертый дивизион за долги. Из двух клубов, собирающих на своих аренах пятизначное число болельщиков, временно в лиге остался один – здесь нет особых глубинных смыслов.

И, конечно, нельзя обойти вниманием наших орлов. Отображенное в таблице падение почти на четверть – это еще комплимент УПЛ. Прежде всего, сравниваются отрезки 2003-2008 и 2013-2018, а по сравнению с отрезком 2008-2013 посещаемость просела почти на сорок процентов. Во-вторых, посещаемость в сезоне-2013/14 все еще была отличной: 11 164 человека в среднем на матче еще очень долго будут третьим показателем в истории элитного дивизиона Украины.

А сразу после трехкратного падения курса гривны и сопряженных с ним банкротством клубов, отъездом лучших игроков, провалом в уровне и т.д. и т.п. посещаемость даже не пошла, а полетела вниз. Сезон-2014/15 – 6177 в среднем на матче, 2015/16 – 5018, а в двух последующих – зрителей на матчах УПЛ было в среднем около четырех тысяч.

Впрочем, что значит «в среднем»? Все мы прекрасно понимаем, что огромная часть игр премьер-лиги проходит при трехзначном числе зрителей, и даже до искомых четырех тысяч посещаемость подтягивают матчи «Динамо» и «Шахтера». Один раз сорок тысяч и десять раз по тысяче дают, конечно, среднюю посещаемость в 4,5 тысячи, но приличная картинка в итоге только на одной игре…

***

В целом из обозреваемой пятьдесят одной лиги премьер-лига Украины по посещаемости в 2003-2018 годах находится на 33-м месте. Это и близко не равно тридцать третьему месту в мире: навскидку та же Аргентина пользуется намного большим вниманием болельщиков, но под прицел специалистов из «Обсерватории» просто не попала. Зато теперь мы знаем, что посещаемость украинской лиги ниже, чем у третьего (!) по счету дивизиона Германии, второго дивизиона Англии, главных лиг Ирана, Кореи и даже второй лиги Японии.

По средней посещаемости после 2014 года УПЛ явно уступает чемпионатам Таиланда и Эквадора, а также четвертой лиге Англии. Данные дивизионы в таблице за 15 лет она обходит, но только за счет «богатых» сезонов в начале десятых годов. Но страны, в которых еще более ощутимые проблемы с болельщиками, все же есть. Греция в последние годы точно так же рухнула в плане посещаемости, и даже война для этого не понадобилась – впрочем, финансовые проблемы у клубов суперлиги похожи на наши.

Кадры с домашних матчей «Ференцвароша» смотрятся ярко, особенно когда «фради» играют дерби с «Уйпештом», но в среднем на матчи венгерской лиги в обозреваемый период ходили всего 2733 зрителя – позорно мало для великой футбольной нации. Всеобщий кризис повлиял на интерес и у еще одного соседа: в среднем на обозримой дистанции матч чемпионата Румынии собирал на трибунах 3510 человек.

Правда, это тот случай, когда внимание зрителей распылено по разным лигам. Например, «Стяуа» сейчас имеет две версии: одна за долги лишена прав на использование имени и играет под именем «ФКСБ», а другая выступает в низшей лиге и собирает на трибунах большинство фанатской торсиды…

За минувшие пятнадцать лет почти все клубы пережили или «спуск» в низшую лигу а-ля «Ювентус» в 2006-м, либо расформирование и рестарт с уровня трясины. Посему в низших лигах в определенные моменты могло быть даже больше прославленных и, как следствие, популярных клубов, чем в элите.

***

Как наверняка в этом месте подумали многие, схожая ситуация наблюдается уже второй год и в Украине. Не «Шахтер» или какая-нибудь «Ворскла», а «Металлист 1925» – вторая по посещаемости футбольная команда страны в сезоне-2018/19. Харьковчане в среднем собирают девять тысяч на одной домашней игре, и даже от «Динамо» по этому показателю отстают не очень сильно.

Команда Александра Горяинова далеко не факт что повысится в классе – прямо сейчас ей светят лишь стыковые матчи с десятой командой УПЛ. Но вполне очевидно, что и «Днепр-1» будет собирать на высшем уровне больше болельщиков – а уж он себе гарантировал место в элите на 90 с лишним процентов. И вообще, команды из Харькова, Днепра, Луцка могут остановить бесконечное падение посещаемости отечественного чемпионата.

Напоследок – немного индивидуальной статистики. Самый посещаемый клуб мира, согласно подсчетам швейцарцев – дортмундская «Боруссия», собирающая на трибунах больше 80 тысяч в среднем за матч. Даже больше поражают успехи в работе с аудиторией «Шальке» и «Штутгарта»: давно ничего не выигрывавшие клубы собирают на домашних матчах по 61 и 52 тысяче болельщиков соответственно.

Самый посещаемый клуб Европы не из топ-лиги – «Бенфика» с 50 тысячами в среднем на трибунах, но «Аякс» от нее отстает на считанные сотни болельщиков. Нашим футбольным руководителям такую статистику лучше даже не показывать – вгонит в депрессию…

sport-express.ua