Єврo-2012

Підготовка

Почему вне игры Одесса и Днепр?

«ПРЕССИНГ» Во вторник, 19 мая, в Доме футбола состоялась пресс-конференция президента Федерации футбола Украины Григория Суркиса. Предлагаем вашему вниманию наиболее существенные, на наш взгляд, тезисы, прозвучавшие из уст главы ФФУ на встрече с представителями СМИ.

pressing.net.ua

2009-05-19 17:00

– ФФУ получила копии пакета документов из штаб-квартиры УЕФА, содержащие официальную позицию Мишеля Платини относительно логики дальнейшего продвижения проекта Евро-2012 в тех городах, которые определены в Бухаресте 12-13 мая, – сообщил, открывая пресс-конференцию, Григорий Суркис.

В этом пакете находятся:

·       Официальное заявление Исполкома УЕФА

·       Письмо УЕФА Президенту, Премьер-министру, Председателю Верховной Рады Украины

·       Письмо УЕФА Федерации футбола Украины и Вице-премьер-министру Украины

·       Письмо УЕФА меру Донецка

·       Письмо УЕФА меру Харькова

·       Письмо УЕФА меру Киева

·       Письмо УЕФА меру Львова

·       Письмо УЕФА меру Одессы

·       Письмо УЕФА меру Днепропетровска

В интересах ускорения процесса работы украинской стороны над ошибками в рамках подготовки к Евро-2012, я считаю своим долгом обнародовать эти материалы в полном объеме. Сегодня все эти документы размещены на официальном сайте ФФУ, и на данный момент являются общедоступными.

В каждом из перечисленных писем президент УЕФА в корректной, уважительной форме информирует адресатов о принятых Исполкомом решениях, о том, какие конкретные требования выдвигаются на ближайшие полгода перед всеми четырьмя украинскими городами, оставшимися в списке наиболее вероятных претендентов на участие в проведении Турнира.

Я обращаюсь к представителям СМИ с убедительной просьбой – донести эту информацию к общественности страны с наименьшими искажениями ее оригинального смысла. Это очень важно для понимания миллионами людей истинных причин нынешнего положения дел. Поскольку своими безответственными заявлениями некоторые официальные лица Днепропетровска и Одессы умышленно дезориентируют широкое общественное мнение, при этом нанося ощутимый удар по репутации страны в глазах УЕФА и международной общественности.

Я, кстати, хотел бы зачитать вам выдержку из письма г-на Платини мэру Днепропетровска. «Ми хочемо подякувати Вам та Вашим колегам за Вашу особисту участь та працю у рамках підготовки до УЄФА ЄВРО 2012™ до сьогоднішнього моменту, а також за всі ваші зусилля та важку роботу. На жаль, ми мусили прийняти це важке рішення, проте ми віримо, що Ви продовжуватимете підтримувати проведення турніру Євро-2012». Аналогичная позиция была высказана и в письме, которое поступило к г-ну Гурвицу.

А что президент УЕФА получил в ответ… Если быть откровенным, я просто шокирован тем, как ведут себя сегодня представители Одессы и Днепропетровска. Мишель Платини фактически не сомневался в том, что эти два города и впредь будут преданы Турниру так, как это было на этапе отстаивания Украиной права на проведение Евро-2012. Однако у нас все – шиворот-навыворот…

 

В этой связи я хочу еще раз напомнить, что изначально на четыре места в проходном списке УЕФА претендовало шесть украинских городов. И до самого момента принятия решения в Бухаресте принцип состязательности между всеми кандидатами на право принять Турнир был соблюден публично и максимально демократично.

ФФУ обеспечила равные возможности всем городам для презентации их потенциала перед высоким жюри, которое, кстати, владеет эксклюзивным правом на вынесение любого вердикта относительно участия или неучастия кого бы то ни было в своих проектах. Это неотъемлемое право УЕФА – хозяина финальных турниров Чемпионата Европы – не подлежит оспариванию, потому как принимается коллегиально, в соответствии с правилами, определенными самой европейской ассоциацией.

Все это было обусловлено в договорах между УЕФА и каждым из участников соревнования за право принимать Турнир еще на этапе тендерной борьбы. А после победы украинско-польской заявки в Кардиффе эти четкие условия приобрели юридическую силу. Поэтому мне непонятна публичная истерика, доносящаяся из чиновничьих кабинетов Днепропетровска и Одессы, в силу объективных причин исключенных из списка принимающих территорий.

Давайте вернемся немного назад. На заседании Исполкома УЕФА, которое проходило в Бордо 25-26 сентября 2008 года, где в меньшей степени Польше и в большей степени Украине были предъявлены, говоря футбольной терминологией, желтые карточки. Я со стопроцентной гарантией утверждаю, что если бы не имевшаяся у меня, как члена Исполкома УЕФА, возможность лоббировать внутри него интересы нашей страны, кризис доверия настиг бы Украину уже тогда.

Уже тогда высокое жюри поставило перед украинской стороной конкретные задачи и, безусловно, потребовало, чтобы к маю 2009 года мы выровняли ситуацию.

Вы все помните о том, что Мишель Платини на пресс-конференции после заседания Исполкома в Бухаресте, уточнил, что УЕФА не исключает возможность несоблюдения паритетности распределения принимающих городов между странами. То есть, он не исключил, что в проекте будет задействовано меньше восьми городов, и что Польша – никак не Украина – будет представлена большим количеством городов. Платини также четко и ясно дал понять, что эксклюзивными правами на решение этого вопроса обладает УЕФА.

По сути, мы получили предупреждение и ограниченное время на исправление ошибок. Однако некоторые наши территории посчитали, что у них есть бесконечное количество времени для того, чтобы не торопясь устранять недочеты, на которые указал УЕФА. Отсюда и такой неутешительный результат…

 

Нужно уметь достойно проигрывать, не теряя лицо. Вместо этого, днепропетровские и одесские столоначальники опустились до примитивного передергивания очевидных фактов и огульного шельмования непричастных к их поражению субъектов подготовки к Евро-2012.

Виноваты все вокруг – Президент, премьер-министр, вице-премьер-министр. И, безусловно, виноват Суркис – президент принимающей ассоциации, который, видите ли, по мнению руководства проигравших городов, переместил свои интересы из Днепропетровска в Харьков.

Поскольку в этом черном списке упоминается и мое имя, я заявляю, что не собираюсь ни перед кем оправдываться. Вся хроника деятельности президента ФФУ в проекте Евро-2012 отображена в моих многочисленных публичных заявлениях, выступлениях, интервью, комментариях, которые размещены на официальном сайте Федерации футбола. Вся моя работа проходит на ваших глазах. Я никогда не скрывался от СМИ и всегда готов предоставить широкомасштабную информацию, дабы вы в полной мере владели предметом касательно подготовки к Евро-2012.

Кроме этого, можно обратиться к стенограммам заседаний Координационного совета и Оргкомитета, чтобы понять, какие именно принципы отстаивал Григорий Суркис перед высшим руководством страны в течение уже более чем двухлетнего периода подготовки к Турниру. В том числе и по факту приватизации Днепропетровского целостного имущественного комплекса «ДнепрАвиа».

И последнее. Я могу понять и простить смятение некоторых руководителей проигравших городов, в частности, г-на Куличенко, находящихся в состоянии эмоционального шока. Все мы люди…

Одновременно я поражен тем, насколько искажаются все эти события.

Я не считал необходимым говорить об этом на пресс-конференции в Укринформе по возвращении из Бухареста… Видя смятение на лице г-на Куличенко (вместе с представителем региональной федерации он летел со мной в одном самолете), я сказал ему: «Иван Иванович, жизнь на этом не заканчивается. На вашем месте я бы сконцентрировал все свои возможности и возможности региональной элиты для того, чтобы продавить решение, связанное с приватизацией, и решение, связанное с имущественным спором по «ДнепрАвиа».

Надо использовать свои возможности, прекратить трепать языками, закатать рукава и в очередной раз подтвердить днепропетровским, а в равной степени и одесским жителям, что их выбор мэра в полной мере соответствует знаку качества и стандарту поведения, этики, нравственности, морали, патриотичности по отношению не только к городу, но и ко всей стране.

А эти стенания напоминают в прямом и переносном смысле нашу действительность. У меня сгорела хата, давайте спалим и хату соседа, желательно вместе с коровником.

Я хочу, чтобы вы правильно меня понимали. Стенания о том, что, дескать, сегодня виноваты все, я не воспринимаю. Более того, губернатор Днепропетровщины Виктор Бондарь больше вхож в Секретариат Президента, нежели, скажем, Суркис и, возможно, даже премьер-министр. Вопрос, связанный с аэропортом, был всецело в компетенции тех лиц, которые этот момент в полной мере, извиняюсь, профукали.

Однако я категорически не приемлю распространения откровенной лжи, не говоря уже об оскорблениях личности.

Хочу предупредить некоторые всеядные СМИ, что как гражданин буду бескомпромиссно защищать свои честь и достоинство в суде от любых хамских, унизительных оценочных суждений.

Это была преамбула к сегодняшнему разговору. А теперь позвольте мне перейти к той документальной базе, которая не оставляет камня на камне от жалостливых стенаний якобы незаслуженно обиженных днепропетровских и одесских чиновников. На самом деле – они не выполнили взятых перед УЕФА обязательств, а потому и потеряли право на проведение Турнира в своих городах. Если сегодня мэр Днепропетровска в первую очередь заботится о своем имидже и своих упавших рейтингах, это не должно быть проблемой всей страны, центральной власти и ФФУ.

Вот конкретные доказательства вопиющей управленческой несостоятельности городских властей, которые теперь машут кулаками после драки…

Проблема днепропетровского стадиона

 

Кто-то из них заявляет, что Суркис, используя флаг строительства днепропетровского стадиона, получил для Украины право на проведения Евро-2012. Это – беспрецедентная ложь. Можно просто сравнить даты.

18 апреля 2007 года мы выиграли тендер, а стадион был сдан в эксплуатацию в сентябре 2008-го. Да, я мог говорить о том, что в Донецке и Днепропетровске строятся стадионы, но это вовсе не означало, что я строю стратегию тендерной кампании исключительно на факте возведения одной арены.

 

На сегодня стадион не соответствует требованиям УЕФА для проведения матчей ЕВРО-2012. Подчеркиваю, я ссылаюсь исключительно на отчеты экспертов. К сожалению, даже поданное в УЕФА задание на проектирование не предусматривало соответствие нового стадиона требованиям УЕФА по категории «Элит» и возможности выполнения требований УЕФА на период проведения ЕВРО-2012.

Анализ существующих несоответствий со стороны экспертной комиссии УЕФА показал, что для выполнения требований УЕФА потребуются значительные конструктивные изменения. В частности, это касается организации доступа и выхода со стадиона (увеличение количества турникетов в три раза, установка полноростовых турникетов), создания необходимых условий для работы представителей медиа, существенное увеличение количества сидений на стадионе (что в свою очередь повлечет за собой необходимость расширения или увеличения количества эвакуационных выходов) и др.

Другими словами, стадион стандарта УЕФА Евро-2012 должен иметь как минимум 30 000 мест одинакового уровня комфортности, с которых открывается одинаковый обзор. Днепропетровцы предлагали заменить сидения менее широкими и таким образом сделать так, чтобы стадион вместо 30 000 брутто имел 30 000 нетто. Но этот – не тот формат, в котором УЕФА был бы готов принять стадион.

Если объективно проследить логику и динамику всех экспертных оценок, то будет понятно, что УЕФА изначально считал невозможным допустить к соревнованиям одесскую и днепропетровскую арены.

Учитывая тот объем работ, который нужно проделать, эксперты УЕФА скептически оценивали возможность реализации таких масштабных изменений.

В тоже время, проектная команда не представила конкретное проектное решение по приведению стадиона к требованиям УЕФА на период проведения ЕВРО-2012, не определила заказчика, исполнителя и сроков выполнения таких работ, не дав, таким образом, предметный ответ на замечания УЕФА.

Наконец, несмотря на то, что стадион введен в эксплуатацию в сентябре 2008 года, до сих пор не разработан план управления стадионом и не создана профессиональная управленческая структура, как это требуется для аккредитации стадиона по требованиям категории «Элит».

Проблема одесского стадиона

 

В ходе мониторинга реализации проекта нового стадиона в Одессе, эксперты УЕФА неоднократно обращали внимание на многочисленные риски его несвоевременной реализации, которые возникали и продолжают возникать. Длительное время, проект фактически не двигался из-за отсутствия альтернативного стадиона для игр ФК «Черноморец» в чемпионате Украины.

Вдумайтесь. ФК «Черноморец» проводит реконструкцию стадиона, а команда высшей лиги одновременно играет на фактически разрушенной арене… И до приезда в феврале генерального секретаря УЕФА Давида Тэйлора, вице-премьера Ивана Васюника и Григория Суркиса и встречи в кабинете г-на Гурвица проблема, связанная с передачей в аренду коммунального стадиона «Спартак», никак не решалась. Ну, прямо тебе как собака на сене!

Только через несколько дней после нашего отъезда было издано соответствующее распоряжение мэра. Прямо таки подарок сделали Тэйлору, Суркису и Васюнику!  

Также, несмотря на предоставленные ранее финансовые гарантии обеспечения полного финансирования проекта из частных средств, в текущем году представители Одессы обратились к правительству за финансовой поддержкой, чем заставили экспертов УЕФА серьезно усомниться в наличии у инвестора достаточных средств для строительства стадиона. Тем более, что все еще не имея на руках проектно-стоимостной документации стадии «Проект», Заказчик не может с уверенностью оценить требуемый объем финансирования.

В условиях постоянной неопределенности и противоречивой информации, которая подавалась в рамках регулярной отчетности, особую тревогу экспертов УЕФА вызывало отсутствие у проектной команды опыта управления строительством стадионов. В связи с этим, экспертная комиссия неоднократно акцентировала внимание на необходимости привлечения в качестве представителя Заказчика профессиональной компании или индивидуальных специалистов с надлежащим опытом реализации таких проектов. Несколько раз представители Одесской команды заявляли о том, что практически решили данный вопрос, но, к сожалению, так и не смогли выполнить свои обещания.

Таким образом, с одной стороны, представив интересный, и по достоинству оцененный экспертами УЕФА, проект нового стадиона, с другой стороны – одесситы, к большому сожалению, так и не смогли убедить членов Исполкома УЕФА в его успешной и своевременной реализации.

 

Проблема размещения в Одессе

 

Учитывая сложную экономическую ситуацию в Украине, основным риском является – нереализация гостиничных проектов в срок (до 1 января 2012 года). При расчетах, которые были проведены экспертами УЕФА, только 25% гостиничных номеров были учтены, в связи с вводом в эксплуатацию большинства объектов в конце 2011 года. В таком случае, г. Одесса не хватает около 40% номеров категории 5*.

В качестве запасного плана для обеспечения целевых групп УЕФА 4-5* гостиничными номерами, город предложил использование высококачественных круизных лайнеров. К сожалению, городские власти не смогли предложить четкую экономическую модель фрахтования круизных суден и вдобавок к этому «взвалила» все финансовые риски на УЕФА, что противоречит формату проведения Турнира.

Проблема размещения в Днепропетровске

К сожалению, учитывая риски связанные с поздним вводом в эксплуатацию гостиниц категории 4-5*, согласно анализу экспертов УЕФА, инфраструктура гг.Днепропетровск, Запорожье, других городов-спутников состоянием на 1 января 2012 года сможет обеспечить только 45% от необходимых для целевых групп УЕФА гостиничных номеров.

Также город не предложил эффективной модели транспортного обеспечения большого количества ВИП-гостей из отелей, которые располагаются в г.Запорожье и других городах Днепропетровской и Запорожской областях.

В качестве запасного плана для обеспечения целевых групп УЕФА 4-5* гостиничными номерами, город предложил использование высококачественных речных (!!!) лайнеров. К сожалению, городские власти не смогли предложить четкую экономическую модель фрахтования суден и вдобавок к этому «взвалила» все финансовые риски на УЕФА, что противоречит формату проведения Турнира.

Проблема аэропорта в Днепропетровске

 

Еще 2 года назад Днепропетровск был определен потенциальным принимающим городом, в связи с этим был разработан Генеральный план подготовки города, в том числе, основного и вспомогательных аэропортов, где планировалось выполнить большой объем работ.

В аэропорту Днепропетровска планировалось выполнить реконструкцию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона, на общую сумму около 150 миллионов долларов США. К тому же, планировалось провести реконструкцию существующего терминала и построить новый терминал с общей пропускной способностью 1000 пассажиров в час, на что планировалось потратить около 100 миллионов долларов США. Все эти данные были подтверждены отчетами, которые подписывались руководителями аэропорта, руководством города и утверждались Министерством транспорта и связи Украины.

 

Несмотря на то, что Федерация Футбола Украины на протяжении 2 лет неоднократно обращалась во все государственные инстанции, в том числе в СНБО и к Президенту (был запрет СНБО на приватизацию целостного имущественного комплекса), которые могли бы разблокировать ситуацию с определением статуса аэропорта г. Днепропетровск, это не приносило никакого результата. И только в марте 2009 года благодаря титаническим усилиям в том числе центральных органов власти и ФФУ этот вопрос был разблокирован и сейчас находится в Фонде госимущества, где выписывается документ о приватизации. Мог ли УЕФА поверить в то, что аэропорт будет сдан в конкретные сроки при таких обстоятельствах? Однозначно – нет!

Есть такое понятие как доступность – это движение от Западной Европы, где проживают 69 процентов европейского населения к месту проведения матча Евро-2012. В отличие от польских городов, на дорогу, куда наземным транспортом из любой точки континента тратится до восьми часов, до Днепропетровска нужно ехать 24 часа. Так же, как и в Одессу. С учетом отсутствия аэропорта в Днепропетровске, мог ли УЕФА представить себе проведение там матчей Евро-2012? Безусловно, нет!

И вот еще один интересный момент. Г-н Куличенко говорит, что премьер-министр, вице-премьер и ФФУ виновны в том, что госфинансирование львовского аэропорта было подтверждено, а днепропетровского – нет. Вопрос даже по сути не может так стоять! Ведь Днепропетровский аэропорт, пребывая сегодня в государственной собственности, является предметом спора, предметом залога в Приватбанке данного комплекса. Я уверен, что если бы вопрос о приватизации аэропорта был своевременно разблокирован, г-н Коломойский стопроцентно реконструировал бы этот аэропорт. Но отцы города – г-н Куличенко и г-н Бондарь – должны были пресс-конференции на эту тему давать раньше – хотя бы полгода или год назад. А они опомнились только сегодня, когда клюнул петух…

Бороться за свой пошатнувшийся рейтинг надо не такими способами, распространяя ложь, искажая факты, и нанося непоправимый вред тем городам, которые продолжают участвовать в забеге. Объективно – Иван Куличенко при всей своей заинтересованности в Евро-2012 не сумел организовать процесс подготовки в своем городе. Более того, в Бухарест он летал не для того, чтобы высказать свои аргументы в пользу Днепропетровска, который выполнил все обязательства в срок. А для того, чтобы уговорить членов Исполкома – оттянуть вынесение окончательного решения еще на полгода, на декабрь!

Если говорить о сегодняшней ситуации, то ни один проект по реконструкции аэродрома и терминала еще не заказан, источники финансирования отсутствуют, а статус аэропорта не определен. 

Так вот, предложенные Министерством транспорта и связи вспомогательные аэропорты Запорожье и Кривой Рог также требуют выполнения большого объема работ, как по аэродрому, так и по аэровокзальной части. До сегодняшнего дня работы еще не начаты.

Согласно выводам экспертов УЕФА, даже если начать строительно-монтажные работы на объектах аэропорта в сентябре-октябре 2009 года, существует крайне низкая вероятность завершения этих работ до начала чемпионата ЕВРО 2012. Если добавить сюда время, необходимое для обучения персонала и налаживания всех процессов, то вероятность своевременной готовности аэропорта в г. Днепропетровск вызовет сомнения даже у самого большого оптимиста.

Проблема аэропорта в Одессе

Аналогичная ситуация сложилась в аэропорту Одессы. Для его подготовки требовалось провести строительство и реконструкцию аэродромного комплекса (взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки и перроны). Кстати, премьер-министр неоднократно в моем присутствии предлагала представителям одесской власти, Министерства транспорта передать целостный имущественный комплекс, находящийся на балансе коммунальной собственности города, вместе с полосой и терминалами в государственную собственность. Для этого выделялось 360 млн. грн. И перед отъездом в прошлом году на Исполком в Бордо я четко и ясно заявил на заседании межведомственной группы, что если они в ближайшее время не определятся с этим вопросом, то аэропорт окажется в зоне высокого риска.

Однако собственник аэропорта в лице руководителей города отказался от такой перспективы и гарантировал выполнить работы за счет инвестора. Согласно Генеральному плану подготовки аэропорта к ЕВРО-2012, предусматривалось провести реконструкцию существующего и построить новый терминалы общей пропускной способностью 1000 пас/час, а также построить на привокзальной площади выставочный павильон общей площадью 16000м2 для обслуживания пассажиров во время проведения турнира.

 

В результате инвестор был определен только в феврале 2009 года, однако договор между собственником и инвестором так до сих пор и не подписан, проекты реконструкции и строительства объектов аэропорта не заказаны, источники финансирования не подтверждены.

Работы по расширению одной из рулежных дорожек, которые аэропорт проводит за собственные средства, не решают проблему выполнения требований УЕФА по пропускной способности аэродрома и пассажирских терминалов во время обслуживания чемпионата ЕВРО-2012.

Несмотря на гарантии и генеральные планы подготовки предприятия, которые подписывались руководителями аэропорта и города, во время проверки экспертами УЕФА (5 апреля 2009 года) не нашли своего подтверждения в фактическом выполнении взятых на себя обязательств.

Все это дало экспертам УЕФА веские основания присвоить проекту реконструкции аэропорта Одессы высокую (красную) степень риска.

Проблема транспортного обеспечения Днепропетровска

 

Днепропетровск удалён от европейских городов, которые выступают транспортными хабами – Вены, Берлина и Москвы. Время сообщения Днепропетровска с этими столицами превышает 24 часа. Это, а также низкий уровень развития инфраструктуры междугороднего автодорожного и железнодорожного сообщения слишком усложняют его доступность наземным транспортом.

Стадион в Днепропетровске расположен в центральной части города, что само по себе усложняет организацию доступа к нему (историческая, густая застройка прилегающей территории), в то время как современные тенденции проведения масштабных спортивных событий мирового уровня предусматривают осуществление перевозки более чем на 80% общественным транспортом. А качество, как сетей общественного транспорта, так и подвижного состава в Днепропетровске крайне неудовлетворительное.

Проблема транспортного обеспечения Одессы

Одесса тоже достаточно удалёна от европейских городов, которые выступают транспортными хабами – Вены, Берлина и Москвы. Время сообщения Одессы с этими столицами превышает 24 часа. Это, а также низкий уровень развития инфраструктуры междугороднего автодорожного и железнодорожного сообщения делают доступность к ней наземным транспортом слишком сложной.

Стадион в Одессе расположен в парковой зоне центра города. Для создания к нему комфортного подъезда необходимо строить тоннель или эстакаду, которая соединит Таможенную площадь со спортивной ареной. Реализация данного проекта до начала Турнира даже при удачном стечении обстоятельств является очень сомнительной. А современные тенденции проведения масштабных спортивных событий мирового уровня предусматривают осуществление перевозки более чем на 80% общественным транспортом. Как и в Днепропетровске, качество сетей общественного транспорта и подвижного состава в Одессе тоже находится на очень низком уровне.

Повторяю, все эти выводы сделанные экспертами УЕФА, и легли в основу решения Исполкома в Бухаресте.

pressing.net.ua