Єврo-2012

Підготовка

О чем говорил Суркис в Бухаресте

Ffu.org.ua Выступление президента Федерации футбола Украины Григория Суркиса на Исполкоме УЕФА в Бухаресте 13 мая 2009 года.

2009-05-14 15:00

Изначально на этапе подготовки к участию в тендере за право стать принимающей Евро-2012 стороной, Украина и Польша руководствовались принципом: две страны – одна заявка – одна команда. Такую идеологию паритетных отношений в рамках европейского турнира окончательно закрепил выбор УЕФА, сделанный членами Исполкома 18 апреля 2007 года.

Отдавая свои голоса за продвижение стандартов европейского футбола на Восток, уважаемое жюри, очевидно, и не подозревало, что параллельно они закладывают качественно новую страницу в многотомную историю двух соседних народов. А уникальная ценность этой гуманитарной миссии УЕФА состоит в том, что при других обстоятельствах, в другом проекте трудно было бы себе представить Украину и Польшу в формате равноправных и паритетных согласованных действий. Однако это случилось в контексте Евро-2012.

Причем случилось вопреки мнениям скептиков, но благодаря последовательному и целеустремленному подходу УЕФА к реализации амбициозных задач Турнира. Именно так в наших странах было расценено создание в структуре УЕФА специального Наблюдательного совета, который уже полтора года настойчиво и скрупулезно шаг за шагом прописывает логику движения единой украинско-польской команды к намеченной цели.

Необратимость событий и дополнительную уверенность в своих силах мы особенно ощутили, когда УЕФА продемонстрировал беспрецедентный патронат над принимающей стороной. Фактически за год до проведения финальной части Евро-2008 в Австрии и Швейцарии было организовано тесное сотрудничество с украинскими и польскими специалистами в разных сферах подготовки к престижному футбольному Турниру. Кроме того, была запущена комплексная система мониторинга, дисциплинирующая весь управленческий механизм в потенциально принимающих городах.

Как результат, мы регулярно получаем бесценную помощь знаниями, опытом, советами и апробированными решениями, которые успешно адаптируем к местным условиям. Предложенная Вами, уважаемый господин Президент, Исполкомом УЕФА оригинальная стратегия подготовки к Евро-2012 без преувеличения является примером мудрого и прагматичного подхода к поиску наиболее оптимальной и результативной модели управления процессом. Такая формула деловых отношений обязывает правительство Украины и готовящиеся к Евро-2012 города еще более ответственно следить за своевременным выполнением всех гарантий и обязательств перед УЕФА.

В условиях экономического кризиса Правительство примет дополнительные меры к тому, чтобы обеспечить своевременную реализацию основных инфраструктурных проектов. Суть нашего плана состоит в том, чтобы сконцентрировать все ресурсы, управленческие и финансовые, на ключевых инфраструктурных проектах в 4-х городах, определенных УЕФА.

 

Позвольте в этой связи выполнить поручение руководства страны и передать уважаемому Исполкому УЕФА специальное послание за подписью Президента, Премьер-министра и спикера Парламента Украины. Высшие должностные лица государства сочли своим долгом еще раз заверить моих коллег в том, что проект Евро-2012 является общенациональным приоритетом для всех ветвей власти. А это гарантирует ему максимально благоприятную административную поддержку на любом уровне решения проблемных вопросов Турнира.

Кстати, немаловажным фактором финансовой стабильности для реализации многих задач в рамках подготовки к Чемпионату является совсем еще свежее решение МВФ о выделении Украине второго транша кредита по программе сотрудничества stand by в размере $2,8 млрд. Этот жест доброй воли со стороны авторитетной финансовой институции можно считать признанием реального оздоровления отечественной экономики, а также адекватности шагов украинской власти по пути выхода из экономического кризиса.

Эта мощная банковская поддержка позволит Украине не только выполнить правительственные гарантии по ключевым объектам инфраструктуры Турнира. Она станет хорошим сигналом и для других внешних инвесторов, готовых вкладывать свои средства в новостройки Евро-2012.

В Украине произошла стабилизация и в политической сфере, что является гарантией прогнозируемости страны в ближайшей перспективе.

Отдельно хочу отметить, вне зависимости от того, кто победит на предстоящих президентских выборах, будет сохранена полная преемственность в соблюдении обязательств Украины перед УЕФА, связанных с подготовкой и проведением турнира. Ведь все политические силы и претенденты на президентский пост, а самое главное – народ Украины, искренне хотят, чтобы Чемпионат в 2012 году в Украине состоялся в полном объеме. Проект Евро 2012 – вне политических рисков.

 

Если рассматривать украинско-польский тандем сквозь призму общеевропейских объединительных тенденций, нельзя не заметить очевидный прогресс футбольной дипломатии в ускорении реализации евроинтеграционных планов двух стран на гуманитарном уровне. Основоположные принципы УЕФА – солидарность, справедливость, и равные возможности в контексте проекта Евро-2012 лишены наслоений политической конъюнктуры, а потому воспринимаются большинством населения двух стран как непреложные правила честного партнерского поведения.

В то же время политические элиты Украины и Польши однозначно расценивают Евро-2012 как мощный геополитический проект, авторами которого совместно выступают УЕФА и две принимающие страны – новый член Европейского Союза и, я надеюсь, будущий. Большинство лидеров общественного мнения в наших дружественных государствах солидаризируются с той точкой зрения, что УЕФА предложил наиболее эффективный и перспективный способ расширения зоны европейского благополучия и стабильности на Восток.

Нужно сказать еще про один позитивный результат, который стал реальным благодаря скоординированным действиям двух стран в проекте Евро-2012. Возможно, впервые за многолетнюю историю непростых до недавнего времени взаимоотношений между Киевом и Варшавой именно вокруг Турнира удалось сформировать единый многонациональный пул активного общественного мнения, мобилизованный общими задачами на принципах взаимопомощи и тесного партнерского сотрудничества. Таким образом, своим ответственным решением УЕФА достигнул универсального баланса интересов 85-ти миллионов граждан, потенциальных участников футбольного праздника, которые ратуют за паритетность и респект в совместном продвижении к единой цели.

Поэтому, уважаемые члены Исполкома, вынося справедливый вердикт относительно состояния готовности соседствующих территорий, прошу вас учесть, что вышеназванный фактор является надежным морально-психологическим фундаментом безупречной репутация УЕФА в глазах широкой общественности Украины и Польши. Отсюда и солидарное одобрение задекларированной ранее модели организации турнира – поровну: 4 + 4. Отсюда и доверие к УЕФА как единственно полномочному гаранту соблюдения принципа численного равенства принимающих Евро-2012 городов.

В зависимости от того, насколько мудрым и взвешенным будет резюме Исполкома УЕФА в этом деликатном вопросе, можно с большой долей вероятности прогнозировать общественно-политический и социально-экономический резонанс от такого решения на общенациональном уровне обеих стран. Что касается настроений большинства граждан моего государства, могу уверенно сказать, что непаритетный подход в определении принимающих городов станет для них настоящей трагедией. Миллионы людей за три года до Турнира могут утратить всякую мотивацию, погрузившись в атмосферу массового безразличия и социальной апатии.

Учитывая ментальные, исторические и множество других оригинальных особенностей украинцев и поляков, в интересах успешной реализации проекта Евро-2012, было бы крайне важно соблюсти между странами принцип равенства в определении количества принимающих турнир городов. И в этой связи я искренне благодарен президенту Польского футбольного союза Гжегожу Лято, который тоже поддержал такой подход на недавнем заседании Наблюдательного совета в Женеве.

Большинство стратегически мыслящих людей, очевидно, понимают, что нарушение равновесия в данной сфере взаимоотношений повлечет за собой неконтролируемый поток событий, которые вызовут крайне негативные последствия для имиджа и репутации турнира в целом. Ощущая особую ответственность за судьбу Евро-2012, мы хотим создать наиболее благоприятные условия для подготовки и проведения Чемпионата на территории наших стран. Принцип паритетности – это ключевое условие выполнения всех обязательств и гарантий перед УЕФА. Это – путь к нашему общему успеху.

Спасибо за понимание.