Єврo-2012

Підготовка

Футбольные «мускулы» Донецка

Роман ПОБЕРЕЖНЮК, «2000» Футбол в Донбассе появился еще в XIX веке. Первыми футболистами в шахтерских степях были английские инженеры, строившие металлургический завод, вокруг которого и вырос нынешний Донецк. Простым рабочим не разрешали играть в заморскую игру. Поэтому одним из обязательных требований, которые предъявлял хозяин завода было…

news2000.org.ua

2008-01-12 06:00

Джон Юз требовал от инженеров, командированных в Юзовку, уметь играть в футбол. Чтоб не запятнать честь Британии перед местными болельщиками.

И вот Донецк – один из городов, которым выпала особая честь принимать финальную часть чемпионата Европы-2012 по футболу. Насколько удалось местной власти «нарастить мускулы» инфраструктуры для проведения континентального первенства с момента, когда Мишель Платини открыл конверт с именами победителей?

В самолет – по рукаву Стратегическое направление в развитии транспортной инфраструктуры – строительство международного аэропорта в Донецке. Подробностями о реконструкции и расширении аэроузла с корреспондентом «2000» поделилась генеральный директор КП «Дирекция по капитальному строительству и реконструкции международного аэропорта Донецк» Оксана Сальникова.

По мастерплану развития аэроузла, к 2009 г. будет построена четырехкилометровая независимая взлетно-посадочная полоса, а к 2012-му новый аэровокзальный комплекс.

«Когда есть две независимые полосы, одновременно могут взлетать и садиться два самолета, – говорит Оксана Николаевна. – Если же полосы зависимы, сначала нужно посадить один самолет, а уже потом можно взлетать второму».

Донецкая полоса будет аналогом бориспольской. «Новый аэропорт, оснащенный современным светосигнальным и радиотехническим оборудованием, сможет принимать самолеты при любой видимости», – сказала Оксана Сальникова.

На аэродроме из шести соединительных рулежных дорожек четыре – скоростные. То есть лайнер, не сбавляя скорости, сможет свернуть в сторону. Новая полоса будет принимать самолеты всех типов без ограничений. Каждый год с нее можно будет «снимать» до 30 млн. пассажиров.

Аэровокзальный комплекс спроектирован так, что не только автобус подвезет людей аккурат к трапу, но и сам самолет подрулит к группе туристов.

«Пройдя таможню и паспортный контроль, пассажиры смогут зайти в один из трех телетрапов. И пройдя

27 м по стеклянному рукаву, прямо из аэровокзала сядут в самолет. Точно также и прибывшие гости выйдут в город», – отметила г-жа Сальникова.

У спроектированного терминала площадью 27,5 тыс. кв. м пропускная способность – тысяча пассажиров в час. Старое здание аэропорта пристыкуют к комплексу 70-метровой галереей. К аэровокзалу планируют построить и дополнительную развязку для авто – эстакаду. В составе европейского комплекса будет открытый паркинг на 1 200 машин и закрытый – на 600.

Кроме обеспечения безопасности полетов, в аэропорту модернизируют систему защиты от террористов. Сейчас его территория ограждена по периметру более чем двухметровым бетонным забором. Сверху колючая проволока и система видеонаблюдения с оповещением. В случае попытки проникновения сработает сигнализация и сразу же выедет служба безопасности аэропорта. Есть и военизированная охрана.

По словам главного инженера «Дирекции по капстроительству международного аэропорта Донецк» Александра Точеного, наряду с системой досмотра на предмет, к примеру, наличия взрывчатки и оружия за пассажирами наблюдают и психологи. К Евро-2012 в аэропорту установят еще более чувствительные металлоискатели, усовершенствуют систему мониторов и датчиков.

По данным Оксаны Сальниковой, если взлетно-посадочная полоса уже строится за счет бюджетных средств (всего требуется 972 млн. грн.), то для возведения аэровокзала, эстакады и закрытой парковки будут привлечены частные инвестиции.

К тому же инвесторы будут подключены к строительству бизнес-центров, гостиниц, парковок и заправок, которые по евростандартам должны располагаться поблизости от аэропорта. Специалисты заканчивают расчеты, сколько каких объектов требуется с учетом пассажиропотока.

А пока в декабре прошлого года на Международном экономическом форуме «Открытый Донбасс-2007», куда съехались бизнесмены из 20 стран, был презентован инвестиционный проект «Комплексная реконструкция, расширение и техническое оснащение КП «Международный аэропорт Донецк». В начале нынешнего года этот проект планируют вынести на международный тендерный конкурс.

Строительство аэровокзала ориентировочно стоит 305 млн. грн., парковка – 35—40 млн. грн., эстакада – 40 млн. грн. Кстати, уже отводят площадки под гостиницы.

Новый «Шахтер» – только для футбола Как известно, один из основных стадионов для проведения матчей Евро-2012 – новая арена «Шахтер». О том, каким он предстанет на чемпионате перед болельщиками, на международном форуме рассказал заместитель начальника технического отдела ООО «Стадион Шахтер» Игорь Калашников.

«Шахтер» – первый в Украине объект, претендующий на аккредитацию УЕФА по классу «элит» в разряде 50 тыс. зрителей. На стадионе будут проходить только футбольные матчи. Вокруг поля не предусмотрены легкоатлетические дорожки.

Газон будет натуральным. Продумана система вентиляции травы. Стадион включает в себя три зрительских яруса. Согласно проекту места начинаются практически сразу от игрового поля. На западной трибуне будут расположены пресс-ложи для 144 представителей СМИ. На время финальных матчей предусмотрено 400 мест для пишущих корреспондентов и 45 комментаторских кабинок.

Остекленная крыша уклоном с севера на юг повторяет ландшафт. Часть кровли сделана из стекла, что нужно для роста травы на газоне. Уникален и прозрачный фасад. Внутри стадион классической овальной формы.

С лестниц виден будет ландшафт вокруг спортивного сооружения. Каждый зритель сможет наблюдать за всем, что происходит на поле. К тому же на стадионе установят два больших экрана.

Спортсооружение оснастят самыми современными технологиями для обеспечения безопасности. Все площади и подъезды будут централизованно контролироваться из диспетчерских, и в случае необходимости стюарды и правоохранители смогут оперативно вмешаться.

По словам г-на Калашникова, на четвертом и пятом уровнях будут расположены рестораны и фаст-фуды. Заведения общепита запроектированы по всей территории стадиона. На каждом уровне предусмотрены бары и киоски.

В южной части здания вдоль холла и административных офисов разместится футбольное кафе. Там же будет магазин со спортивной одеждой и сувенирами с символикой донецкого клуба.

На трибунах и уровнях будет не менее 170 мест для людей с ограниченными возможностями.

Стадион строят в парке. И, говорит Калашников, «проект ландшафта разрабатывают таким образом, что вокруг него смогут отдыхать родители с детьми. Стадион всегда будет открыт для горожан и гостей».

Открытие объекта запланировано на лето следующего года. «Рентген»-2009

Донецк и Мариуполь – принимающие города финальной части юношеского чемпионата-2009 по футболу. Евротурнир станет тем «рентгеном», который может высветить «слабое звено» в преддверии взрослого первенства.

Итак, в ходе двух континентальных турниров в Донецке и Мариуполе будет задействовано 14 спортивных баз для проведения турниров и тренировок. Большинство из них нужно подогнать до уровня международных норм и требований УЕФА.

Как рассказал зампредседателя Донецкого областного совета Игорь Коваль, региональный спорткомплекс «Олимпийский» аккредитован УЕФА для проведения матчей Лиги чемпионов. Сейчас идет его реконструкция до уровня четырех звезд. Специалисты устанавливают покрытие над трибунами и увеличивают количество зрительских мест до 30 тыс.

Стадион «Западный» – один из основных для проведения матчей Евро-2009 в Мариуполе. Там надо расширить футбольное поле до стандартных размеров, увеличить количество посадочных мест до 5 тыс., установить информационное табло и освещение, а также средства связи и оповещения.

Сейчас модернизация стадионов проводится в основном за счет местных бюджетов. В госпрограмме по Евро-2012 запланировано выделение части средств лишь в 2009 г. Если в начале нынешнего года, говорят чиновники, соответствующий пункт программы не пересмотрят, то, чтобы не сорвать сроки подготовки к чемпионату, придется изыскивать возможность привлечения инвестиций.

Инвестиции и имидж К Евро-2012 в Донецке появится новый железнодорожный вокзал и скоростная линия между крупными городами Украины. Такое решение принято на сессии горсовета V созыва. Кроме того, утверждена городская программа подготовки и проведения континентального первенства-2012.

Через пять лет поезда в направлении Донецка, Днепропетровска, Львова и Харькова будут ездить со скоростью 200 км/час. Развить такую скорость они смогут и на существующих рельсах, но после их модернизации. А вот на скоростных линиях составы будут ездить еще быстрее.

Строительство нового железнодорожного комплекса на станции Донецк увеличит пропускную способность узла до 20 тыс. пассажиров в сутки. Предполагаемое строительство обойдется в свыше 3 млрд. грн.

Кроме того, в рамках реализации программы в областном центре появятся новые дороги, гостиницы, спорткомплексы, отремонтированные общежития вузов и памятники архитектуры (об этом «2000» писали в № 389 от 9 ноября 2007 г.). Чтобы обеспечить европейский уровень сервиса во время проведения чемпионатов, уже сейчас надо интенсивно готовить около 2 тыс. правоохранителей, медиков и волонтеров.

В общем, Евро-2012 не за горами. Это чувствуют как отечественные, так и зарубежные деловые круги. На недавнем международном форуме «Открытый Донбасс» шахтерская столица, что называется, предлагала себя инвесторам.

Президент Донецкой торгово-промышленной палаты Геннадий Чижиков сказал «2000»: «Чтобы инфраструктуру региона поднять до европейского уровня, требуется почти 6,5 млрд. долл., из них больше половины – инвестиций. Сейчас к нам часто обращаются представители зарубежных бизнес-кругов. Они хотят знать, когда будет объявлен конкурс, когда проведут тендеры. Прежде всего иностранцев интересует возможность участия в строительстве аэропорта, гостиниц, дорог и мостов».

Прием чемпионата – это инвестиции в имидж. В случае удачного проведения Евро-2012 прибыль смогут подсчитывать не только инвесторы, но и новые поколения донетчан.

news2000.org.ua