Єврo-2012

Стадіони

«Олимпийский» туман

«Газета по-киевски» Михаил Дегтярев, искусствовед, член национального Союза художников Украины, сопредседатель Гражданского комитета защиты архитектуры Киева: «Из-за строительства рядом с центральным стадионом, входящим в зону исторической значимости, Киев может потерять право принимать европейский футбольный чемпионат».

2007-08-20 07:00

Территория исторического центра столицы разделена на три зоны регулирования застройки по степени историко-архитектурной значимости, НСК «Олимпийский» входит во вторую зону. Будучи памятником национального значения, стадион должен иметь охранную зону до 300 метров. Разговоры об антизаконном строи­тельстве торгово-офисного комплек­са рядом со стадионом «Олимпий­ский» ведутся уже несколько лет. В июне «Газета.....писала о результатах проверки ГУ МЧС, показавших, что строили там без разрешения государ­ственного пожарного надзора, а в плане не был решен вопрос эвакуации зрителей со стадиона. Комиссия МЧС решила приостановить строительство центра, но застройщик - резко против. Пока что город не может прийти к единому мнению в этом вопросе, а тем временем о стройке заговорили в УЕФА - в связи с угрозой запрета на проведение «Олимпийским» финаль­ного матча Евро-2012.

Происходит это, думаю, в связи с принципиальной позицией, которую заняли зарубежные эксперты по фут­болу. Они предполагают, что эвакуация зрителей со стадиона может быть опасной. Наверное, западные специа­листы обладают более стойким имму­нитетом к коррупции, чем наши, мест­ные, которые, участвуя в различных комиссиях, неоднократно создавав­шихся по поводу новостройки в тече­ние четырех лет, никаких претензий к ее инициаторам не высказывали.Сейчас застройщики из фирмы «Юджин» спохватились и призадума­лись над проблемой эвакуации людей, срочно дорабатывая первоначальный проект и предлагая варианты один аб­сурднее другого. Последний весьма впечатляет: устройство выходов пред­полагается на все четыре стороны све­та! Но представьте себе, что кто-то бросит в толпу петарду - возникнет па­ника, и тогда давка в узких и закрытых тоннелях неизбежна.

Многие скандальные решения бы­ли приняты в свое время в Киеве с гру­быми нарушениями градостроительно­го и памятникоохранного законодательства. Это и строительство гигант­ского стеклобетонного отеля с подзем­ными бассейнами вблизи Софийского собора, и уничтожение музея с фраг­ментами древнерусских Лядских ворот на Майдане Незалежности, и сооруже­ние здания-монстра в историческом ландшафте на Печерском склоне.

Что касается Олимпийской площа­ди, то здесь тоже масса проблем и на­рушений закона. Территория историче­ского центра столицы (она составляет всего 7-8% общегородской) разделена на три зоны регулирования застройки по степени историко-архитектурной значимости. НСК «Олимпийский» вхо­дит во вторую зону. Здесь должен со­храняться общий колорит исторически сложившейся архитектурной среды. Если и допускаются новостройки, они не вправе менять сложившуюся плани­ровочную структуру. Этажность новых зданий не должна превышать этаж­ность исторических памятников.

Олимпийская площадь, в старину называвшаяся Троицкой, зафиксиро­вана на самом раннем генплане горо­да, составленном в 1837 году архитек­тором Викентием Беретти. Ко времени приезда в Киев из Петербурга, он уже имел большой опыт создания мас­штабных архитектурных ансамблей. Факт сооружения в данном месте в со­ветское время главной спортивной арены страны - Олимпийского стадиона, получившего статус памятника тех­ники национального значения, под­тверждает сложившуюся киевскую спортивную традицию. Еще в 1913 году на этом месте проводилась «Русская олимпиада». Так что, являясь памятни­ком национального значения, стадион должен иметь свою охранную зону -до 300 метров.

Сейчас мы видим, что к празд­нично-монументальной ограде и центральному входу почти вплотную примыкает нелепый объем комплек­са, а сама ограда потеряла некото­рые элементы - каменные шары, имитирующие футбольные мячи. При этом застройщики-варвары игнори­руют не только статус стадиона, но также охранную зону еще одного зда­ния - Киевского академического теа­тра оперетты, в котором из-за де­формации грунта образовались тре­щины.

Согласно закону об охране куль­турных памятников, проект любого нового масштабного сооружения во второй зоне регулирования застрой­ки должен утверждаться на конкурс­ной основе и согласовываться в Уп­равлении по охране историко-куль­турного наследия при КГГА. К обсуж­дению проектов должны привлекаться представители общественности. Ни одно из этих требований не со­блюдено. Автором одного-единственного проекта был архитектор Алек­сандр Комаровский, который не­сколько раз приносил многократно переделанный проект на обсуждение градсовета, но не получал там одоб­рения. Завершить начатое ему не удалось - Комаровский скончался, после этого за лоббирование проекта взялся Сергей Бабушкин, тогдашний главный архитектор города, которо­му на одном из очередных заседаний градсовета удалось добиться фор­мального согласования проекта.

В СМИ появились бравурные официальные сообщения о планиру­емой застройке площади, с заявлени­ями, что она «украсит город», сдела­ет его «инвестиционно привлекатель­ным». Это вызвало бурю негодова­ния среди научно-художественной общественности Киева. 16 апреля 2003 года на состоявшихся в Доме архитектора общественных слушани­ях намерения властей подверглись жесточайшей критике в присутствии заместителя мэра Фоменко. Но по­скольку реакции со стороны чинов­ников не последовало, за дело взял­ся Национальный союз архитекторов Украины. Из президентского совета Союза на имя мэра города и в Гос­строй Украины были направлены письма, в которых попунктно обосновывалось мнение об абсолютной недопустимости застройки площади. К президенту Украины Леониду Куч­ме обратился Гражданский комитет защиты архитектуры Киева. В Доме архитектора организовали выставку фотографий под названием «Гено­цид архитектуры». Однако, как ви­дим, все оказалось тщетно.

В заключение хочется упомянуть еще об одной детали. Французская фирма «Емсис», специализирующая­ся на «динамическом моделирова­нии пешеходных потоков», произвела в Киеве расчеты и заверила, что эва­куацию зрителей со стадиона «на че­тыре стороны» можно будет прово­дить вполне успешно, но при одном условии. Прилегающая к стадиону улично-дорожная сеть должна быть освобождена от транспорта. Видимо, французы плохо знакомы с ментали­тетом наших людей, если надеются, что транспорт уступит дорогу пеше­ходам. Да и VIP-персоны вряд ли от­кажутся от личных авто. А пожарни­ки, скорая помощь, милиция - как быть с ними? Проблема так и оста­нется нерешенной... А стройка вбли­зи Олимпийского продолжается. Знающий человек  Директор НСК «Олимпийский» Валерий Бугай:- Пока нет проекта реконструкции ста­диона, мы не можем делать никаких прогнозов, как будут размещаться объ­екты инфраструктуры и входы-выхо­ды. Эпопея со строительством тянется несколько лет, и для нас это неудобно. Лучше бы уже решили, что с этим де­лать: или сносить совсем, или достра­ивать. Но говорить о чем-то конкретно сможем после 5 сентября, когда не­мецкая фирма Hochtiff, презентовав­шая в Кардиффе материалы по подго­товке наших арен к Евро, представит эскизный проект реконструированного стадиона.