Єврo-2012
Стадіони
Фартовый Днепропетровск
Александр КРУЖКОВ, Борис ЛЕВИН, «СЭ» Продолжая путешествие по Украине, специальные корреспонденты «СЭ» побывали в Днепропетровске – одном из тех городов, что через пять лет примут футбольный чемпионат Европы. Он стал четвертым в заветном списке основных городов Euro-2012. Для этого ему хватило двоих оптимистов. Оба - фигуры весьма примечательные.
sport-express.ru
2007-07-16 12:25
Киев и Донецк сомнений не вызывали. Львов в силу своего географического положения в общем-то тоже. За единственную остающуюся вакансию вполне могли поспорить Одесса, Харьков, Симферополь. Да и Запорожье – не самая последняя футбольная точка на Украине. Но счастливый билет вытащил Днепропетровск. Пока остальные скептически выжидали, он уже подавал заявку. И стал четвертым в заветном списке основных городов Euro-2012.
Думаете, в Днепропетровске было больше оптимистов, веривших в успех безнадежного предприятия, чем в Одессе или Харькове? Ничего подобного – их количество по всей Украине можно было пересчитать по пальцам. Но для решения заявочной задачи Днепропетровску хватило и двоих из этого недлинного списка. Оба – фигуры весьма примечательные.
САМЫЙ МОЛОДОЙ ПРЕЗИДЕНТ
Не страны, конечно. И не клуба. Областной федерации футбола. Андрей Павелко возглавил ее в Днепропетровске в 24 года! Сейчас ему 32. Успешный бизнесмен, который, похоже, о своем бизнесе думает куда меньше, чем о футболе.
– Сразу загорелся идеей привезти в Днепропетровск чемпионат Европы, – признался Павелко корреспондентам «СЭ». – Хотя многие считали, что это утопия. Да ну, кривили губы, зачем тебе эта пустая трата времени и сил? Однако я никого не слушал и платил из своего кармана зарплату тем, кто готовил необходимые для заявки документы. Разумеется, только моих усилий было бы недостаточно. Требовалось содействие городских властей.
И тут самое время рассказать о втором оптимисте.
САМЫЙ ФУТБОЛЬНЫЙ МЭР
Именно так на Украине называют Ивана Куличенко, восьмой год занимающего в Днепропетровске пост градоначальника.
– Я действительно футбольный фанат и этого не стыжусь, – с порога заявил нам в своем кабинете днепропетровский мэр. – В студенческие годы ездил с «Днепром» на выезды. Помогал клубу, придя в горисполком. Иногда брал отпуск и, к удивлению окружающих, отправлялся с «Днепром» на сбор – хотелось быть поближе к команде. Поэтому можете представить мое состояние, когда меня назначили исполняющим обязанности мэра, а клуб как раз в тот момент оказался в шаге от вылета! На носу были выборы, но я публично заявил, что не пойду на них, если «Днепр» не останется в высшей лиге. Слава богу, все закончилось хеппи-эндом.»Днепр» в конце концов – это и есть, возможно, самый серьезный козырь города.
КАК МЕЛЕЛ «ДНЕПР»
«Разве может какой-нибудь украинский город (кроме Киева, понятно) похвастать двумя чемпионскими титулами советских времен? Правда, в самостийные годы «Днепр» былой лоск заметно подрастерял. В клубе царили нищета и неразбериха. Постоянно менялись тренеры – кто-то, как Штанге и Грозный, запомнились, кто-то просто мелькнул и пропал.Неравнодушный к «Днепру» бывший директор завода «Южмаш» (производившего ракеты, которыми мы пугали всю планету) Леонид Кучма убедил главного днепропетровского олигарха Игоря Коломойского помочь команде. Говорят, тот первым делом поинтересовался, сколько это будет стоить. «Около трех миллионов долларов в год», – был ответ. И Коломойский согласился, но исключительно на эту сумму – ни центом больше.Игорь Валерьевич был далек от футбола, почти не появлялся на матчах своей команды. Уникальным получился «кастинг» на должность генерального директора клуба. Парясь в бане с приятелями, Коломойский стал расспрашивать их про «Днепр». Познания у всех оказались скудными, лишь Андрей Стеценко смог назвать аж трех футболистов. Что и определило его судьбу.При таком финансировании команда продолжала едва сводить концы с концами. В беседах не под диктофон корреспондентам «СЭ» рассказывали невероятные подробности. На весь сезон футболисты получали один (!) комплект формы, имевшей гордую нашивку Adidas, но сшитой здесь же, в Днепропетровске, на какой-то местной Арнаутской улице. Обмундирование приходилось беречь как зеницу ока. Послематчевый обмен майками и в страшном сне нельзя было себе представить. А чего стоили использованные стаканчики из-под сметаны, которые на базе не выбрасывали – из них потом пили сок и минеральную воду!Долго продолжаться это не могло. Тем более что в «Днепр» возвратилась одна из его легенд.
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ КУЧЕРЕВСКОГО
Евгений Кучеревский совершил невозможное. Он воспитал вкус к футболу ни у кого-то – у хозяина клуба. И Коломойский, тот самый Коломойский, который заглядывал на базу от силы раз в год, стал вдруг все больше и больше погружаться в заботы «Днепра».О пресловутых трех миллионах скоро забыли. Кучеревский сколотил симпатичный молодой коллектив, тон в котором задавали Ротань, Рыкун, Русол, Венглинский, Езерский. Легионеров там практически не было, и «Днепр» на какое-то время стал даже базовой командой сборной Украины.
А самое главное – решили вкладывать деньги в клубную инфраструктуру.
КОРПУС ВРЕМЕН ЛОБАНОВСКОГО
Начали с базы. Старый корпус, возведенный в 72-м, когда «Днепр» тренировал Валерий Лобановский, отремонтировали и отдали в распоряжение дубля. Для основного состава построили 17 двухместных коттеджей из финской сосны – самой экологически чистой древесины в мире. Игроки, привыкшие жить вместе в одном здании, поначалу чувствовали себя не в своей тарелке. Раньше прошел в тапочках по коридору – и общайся, с кем хочешь. А тут еще сто раз подумаешь – выходить ли на улицу, особенно зимой. Домики разбросаны в радиусе ста метров. Кругом лес, резвятся белки, которых футболисты подкармливают орехами. Рядом небольшое озеро. Благодать!Но коттеджи коттеджами, а главное достояние базы – несколько полей, медицинский центр, укомплектованный не хуже, чем в Донецке или Киеве. Одной аппаратуры на миллион двести тысяч долларов. А если вдруг травма, за помощью в любую минуту можно обратиться в Германию к Николаю Линевичу. Врач «Гамбурга», пятнадцать лет назад уехавший из Днепропетровска, поддерживает тесную связь с родным клубом. И операции игрокам «Днепра» чаще всего делают именно в Гамбурге.
ПЕРВАЯ АРЕНА ДЛЯ EURO-2012
После базы руки дошли и до стадиона. Знаменитый «Метеор» долго служил верой и правдой, но современным требованиям постепенно отвечать перестал. Реконструкции же он не подлежит, поскольку расположен на краю оврага.
Проект для новой 31-тысячной арены подсмотрели в Менхенгладбахе. К работе приступили в январе 2006-го. Тогда, кстати, о Euro-2012 не было и речи. Зато, когда дело дошло до заявки на европейский чемпионат, Днепропетровск уже имел железобетонный аргумент. В прямом и переносном смысле слова.
– Изначально планировали открыть стадион к Дню города в сентябре 2007-го, – рассказывает Иван Куличенко. – Но с учетом Euro-2012 нельзя форсировать события и что-то недоделать. В том числе вокруг арены. Мы уже год занимаемся решением вопроса о передаче нам соседнего участка земли, принадлежащего войсковой части, – для создания тренировочного поля и парковок. И только сейчас благодаря правительству Украины процесс сдвинулся с мертвой точки.
День города отпал, однако возникла другая близкая к нему дата – 18 октября. На этот день назначено заседание координационного совета по организации Еurо-2012, возглавляемого президентом Украины Виктором Ющенко. Приурочено оно к отборочному матчу ЧЕ-2008 Украина – Фареры. И место заседания уже объявлено – Днепропетровск. Нетрудно догадаться, что команду с Овечьих островов предполагается принять на новом стадионе.
Вот только Андреас Лекманн, менеджер фирмы Hochtief, взявшей на себя строительство арены, считает, что 18 октября играть на ней, мягко говоря, опрометчиво.
– Газон мы уложим на исходе сентября, никак не раньше, – объяснил герр Лекманн, сопровождая корреспондентов «СЭ» во время экскурсии по стадиону – И он просто не успеет прижиться, если в октябре на него выйдут футболисты. К чему рисковать? Сыграешь раз – и головная боль с полем обеспечена надолго. Иных проблем для проведения матча Украина – Фареры я не вижу. Мы уже на финишной прямой, вскоре приступим к монтажу сидений на трибунах. В общем, все, кроме поля, через три месяца будет готово.
– Провести этот матч – не главное. Главное – сделать все как надо! – убежден мэр. – Случись потом на стадионе какое-то ЧП, найдется миллион желающих обвинить Днепропетровск в очковтирательстве. С другой стороны, стоит помнить и о том, что ложка дорога к обеду. Так что окончательное решение по игре с Фарерами примем чуть позже.
ЧЬЕ ИМЯ ДОЛЖЕН НОСИТЬ СТАДИОН?
Как бы там ни было, открытие стадиона не за горами. Пока его рабочее название «Днепр», и право на жизнь оно, несомненно, имеет. Но почему бы арене не дать имя Евгения Кучеревского? Человека, столько сделавшего для футбола в Днепропетровске и 26 августа прошлого года погибшего в автокатастрофе. Считайте это официальным предложением «СЭ».
Мы озвучили его в кабинете мэра Днепропетровска. Иван Иванович отреагировал с пониманием:
– Лично я проголосовал бы за это обеими руками. Но нужно обязательно изучить общественное мнение. Были ведь и Емец с Жиздиком, которые тоже очень много сделали для «Днепра». Вообще, увековечение памяти – тонкий вопрос. Приведу пример с памятником Сергею Перхуну. Я хотел поставить его перед «Метеором», но, увы, не сложилось – у владельцев стадиона существует перспективный план застройки территории, в который монумент не вписался. Мог, конечно, надавить, но вокруг этого поднялась бы такая волна, что мы обидели бы память Сережи. В итоге памятник установили перед институтом физкультуры. Что же касается Кучеревского, то имя Евгения Мефодиевича так или иначе будет увековечено в Днепропетровске: в частности, мы собираемся дать его одной из улиц.
sport-express.ru