Єврo-2012
Стадіони
5:0 в пользу Ярославского
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, «СЭ в Украине» В субботу в Харькове после реконструкции был официально открыт второй украинский стадион, на котором предполагается проведение матчей Евро-2012. Со стороны новый стадион напоминает гигантского краба, раскинувшего окрест две дюжины щупалец, и яркое освещение по мере приближения к арене этот визуальный эффект только усиливает.
2009-12-07 08:30
Щупальца эти на самом деле – уникальные вантовые опоры, позволяющие удерживать практически на весу накрывающую все трибуны трехтонную крышу. Архитектор Александр Чуб поделился любопытной информацией: еще до начала работ макет областного спорткомплекса «Металлист» продули в аэродинамической трубе, чтобы учесть любой, даже невероятный в наших условиях форс-мажор. Скажем, стальные конструкции, представляющие собой отечественное ноу-хау, способны противостоять и сроду не бывавшей в здешних местах стихии. Даже с развешанным на них тяжеленным оборудованием, позволяющим направлять свет и звук как на стадион целиком, так и на отдельные сектора, опорам не страшно 8-балльное землетрясение.
А вот потрясения организационные за два года работ проектировщикам и подрядчикам довелось пережить не раз: УЕФА многократно ужесточал свои требования – в частности, к вопросам безопасности публики и ее комфорта. Однако Харьков, мечтающий принять у себя не только матчи группового турнира Euro-2012, но и четвертьфинал, всякий раз брал под козырек, а главный инвестор подготовки города к чемпионату континента Александр Ярославский без колебаний выделял дополнительные средства.
– В некоторых моментах мы даже работали на опережение, – хитро улыбнулся в усы вице-губернатор Харьковской области и первый вице-президент Федерации футбола Украины Сергей Стороженко. – Возьмите требования к освещению игровой зоны: в 2007 году было достаточно 1200 люкс, затем стали говорить про 1400. Мы перестраховались и сделали на нашем стадионе 2400, чтобы уж наверняка ничего не переделывать. Затем потребовалось увеличить количество эвакуационных выходов, ширину лестничных маршей и площадь комнаты для допинг-контроля. Коснулись изменения и турникетов для публики: сначала мы предусмотрели полуростовые, однако специалисты УЕФА по безопасности настояли на полноростовых. Вследствие постоянной переработки проекта он увеличивался в цене и в конечном варианте обошелся в сумму порядка миллиона евро.
Первоначально мы, кстати, нацеливались на минимальную реконструкцию, которая позволила бы укрыть публику от непогоды и солнечных лучей современной крышей. Однако потом выяснилось, что арене необходимо звуковое обеспечение – пришлось покупать в Германии новейшую аппаратуру. Мы приобрели два огромных экрана и бегущую строку фирмы Barco, великолепную легкоатлетическую дорожку от Mondo, зрительские кресла Recara. Далее зашла речь о людях с ограниченными возможностями – для них и сопровождающих лиц существуют 144 места. Проект поначалу оценивался в 450 миллионов, но к концу его стоимость увеличилась более чем на треть.
– Вы называете сумму в гривнах?
– Да. И делаю это не только из патриотических соображений: в реконструкции оказались задействованы исключительно украинские специалисты, работавшие в три смены. Только отечественными были и строительные материалы – металл, песок, щебень, цемент. Самая большая сложность состояла в необходимости параллельно проводить здесь матчи самого разного уровня. Мало кто верил, что мы способны перед каждой игрой «Металлиста» или сборной Украины, встречавшейся у нас с Хорватией, освобождать территорию от кранов и прочих строительных механизмов, чтобы практически сразу после финального свистка вновь браться за дело. Не только представители игравших здесь «Сампдории» и «Герты» – делегаты УЕФА сомневались в реальности наших планов, но затем пожимали нам руки и восхищались.
– В своем нынешнем виде стадион готов принять четвертьфинал чемпионата Европы?
– Говорить об этом наверняка мы сможем лишь в июне 2010 года, когда окончательно утвердят регламент турнира.
– Между тем на пресс-конференции Александр Чуб заявил, что ОСК «Металлист» пока может рассчитывать лишь на игры группового турнира…
– Обсуждение спортивной составляющей не относится к его компетенции, – немедленно вскипел Стороженко. – Задача Чуба – заниматься проектированием стадиона под чутким руководством заказчика и вносить изменения в соответствии с его пожеланиями. Но не более того.
– О соответствии той или иной арены уровню разных стадий чемпионата Европы пока и в самом деле рано говорить, – с неизменной улыбкой подтвердил корреспонденту «СЭ» директор Euro-2012 Мартин Каллен. – За полгода требования могут измениться не раз. Но если вам интересно мое мнение как обывателя, то харьковский стадион впечатлил меня и внешним обликом, и инфраструктурой. Могу лишь пожелать городу и арене удачи…
Когда я вновь подошел к Сергею Стороженко, он уже находился в окружении польских репортеров. Тем было интересно узнать, что осталось сделать на ОСК «Металлист» для окончательного завершения работ и – углубляясь в сугубо практическую сторону дела – когда покрасят окружающие стадион дома не только с фасада, выходящего к арене.
– В принципе, благоустройство города не входит в обязанности клуба, – терпеливо просвещал их вице-губернатор. – Это задача местных властей, и они, согласно плану, приступят к ее выполнению в мае 2010 года. Нам же осталось обеспечить санитарно-гигиенические условия для зрителей. Премьер-министр подтвердила нам выделение заключительного финансового транша, что позволит закончить работы до конца года.
***
Стоило Стороженко упомянуть о Юлии Тимошенко, как та появилась в холле стадиона в сопровождении встречавшего ее в аэропорту Александра Ярославского. В Харьков она прилетела буквально на несколько часов, не оставшись на матч, в отличие от президента страны Виктора Ющенко и лидера оппозиции Виктора Януковича. Первым делом глава украинского оргкомитета Euro-2012 Маркиян Лубкивский познакомил ее с Калленом, и тот, краснея как мальчишка, сказал, что счастлив этой встрече. «А я буду по-настоящему счастлива в тот момент, когда подтвердится, что мы с Польшей проводим европейский чемпионат на паритетных правах, – улыбнулась она, и Каллен покраснел еще больше. – Для нашей страны этот турнир стал национальной идеей, и вы, надеюсь, имели случай в этом убедиться».
Тимошенко пожелала осмотреть стадион. Прошлась по застеленному пленкой газону. «В каблуках по траве – недобрая примета», – зашептались вокруг. Премьер, видимо, услыхала – и отправилась по беговой дорожке в сторону трибун. Устроилась рядом с Ярославским в одном из кресел первого ряда, заверила, вновь обращаясь к Каллену, что сидеть тут очень удобно. Тот согласился – и снова покраснел.
– Какой стадион лучше, Юлия Владимировна, в Харькове или в Донецке? – осведомились у нее на обратном пути.
– Думаю, все наши арены лучше зарубежных аналогов, – засмеялась она. – Но думаю, что нам, украинцам, не следует конкурировать друг с другом. Сравнивать себя необходимо с лучшими мировыми стандартами. Мы строим новые стадионы, аэропорты, отели, и они, как вы понимаете априори лучше тех, что возводились на Западе двадцать и даже десять лет назад. Вопреки кризису, Украина выполняет все требования УЕФА, доказывая, что способна не только ставить перед собой действительно уникальные задачи, но и делать их реальностью. Надеюсь, исполком Европейского футбольного союза на будущей неделе на Мадейре это учтет.
– Строительство арен к чемпионату Европы – заслуга крупного бизнеса в лице Ахметова и Ярославского?
– Если говорить конкретно о харьковском стадионе, то он – плод нашей общей работы. Правительство внесло на его реконструкцию 250 миллионов гривен, а это, согласитесь, немалая сумма. Значительная часть финансирования арены осуществлялась господином Ярославским, который не только выделил деньги, но и позаботился тут о великолепном менеджменте строительства объектов инфраструктуры. Не следует забывать об участии города и области, но движущей и вдохновляющей силы всех работ в Харькове была – и это очень важно – команда Александра Ярославского.
Обернувшись к президенту «Металлиста», Тимошенко поблагодарила его за работу, тот в ответ поцеловал ей руку. Позже журналисты спросят премьера, что она хочет подарить ко дню рождения Ярославскому. «А я уже подарила, – ответила она, улыбаясь не репортеру, а имениннику. – Небольшую икону с ликом Христа, которую Александр Владиленович сможет возить с собой в командировки, чтобы Бог оберегал его добрые дела и открывал ему все дороги».
– Мы становимся свидетелями настоящего чуда, – вновь повернулась Тимошенко к прессе. – Кто мог год назад поверить, что стадионы в Украине будут строиться вовремя? Причем – стадионы высочайшего уровня. Ради достижения этой цели бы объединены значительные силы. Хочется верить, что подобные результаты Украина будет демонстрировать впредь – в самых разных сферах нашей жизни.
Каллен, не сводивший с премьера глаз во время ее монолога, подтвердил, что в течение последних шести месяцев он наблюдает поразительный прогресс в подготовке страны к чемпионату Европы. «Что касается Харькова, – добавил он, – то при активном участии президента «Металлиста» город совершил качественный скачок вперед. Уверен, что при поддержке правительства Украина сделает все, чтобы успешно провести турнир в 2012 году. И я обязательно изложу свою точку зрения исполкому УЕФА, которому предстоит принять решение о формате чемпионата Европы».
– Между тем, в польской прессе все чаще можно встретить информацию о том, что паритетного разделения между двумя принимающими сторонами не будет, – заметил коллега с польского телевидения.
– В Польше можно встретиться с информацией, а у нас – с готовыми стадионами, – не удержался от реплики Ярославский, вызвав искренний смех премьера и аплодисменты окружающих.
– Мы сейчас идем с опережением графика как в плане финансирования, так и в работе по строительству инфраструктуры, – добавила Тимошенко. – Хотя в период кризиса никто от нас таких результатов не ожидал. Лично у меня нет никаких сомнений, что мы с Польшей будем проводить турнир на равных правах. А информация, прозвучавшая в вопросе, была актуальна, быть может, года полтора назад. Сейчас же, мне кажется, уже наши партнеры в числе отстающих.
***
Импровизированная пресс-конференция уже подходила к концу, когда журналисты вновь вспомнили, что день открытия ОСК «Металлист» после реконструкции совпал с юбилеем Ярославского: «Александр Владиленович, какие подарки, имевшие место в вашей жизни, сопоставимы с сегодняшним событием?» – «Вы знаете, – на секунду задумался президент клуба, – стадионы я себе прежде еще не дарил».
В ряду подарков, которые он ожидал в этот вечер (например, орден «За заслуги» II степени, который ему вручил лично президент Ющенко), наверняка значилась и победа его команды над «Оболонью». Но не сложилось: на обновленном стадионе «Металлист» провел, пожалуй, самый неудачный матч в сезоне, не использовав множество шансов, дважды попав в штангу и не сумев реализовать пенальти. Единственный же момент у «Оболони» оказался результативным. Что ж, видимо, футболистам придется искать для своего президента другой подарок.
Хотя самому Ярославскому, наблюдавшему после финального свистка за уникальным по красоте фейерверком, наверное, казалось, что самого главного подарка он не получил. И в тот самый момент, когда телекамера выхватила его лицо крупным планом, показав на табло стадиона, мужественный и не склонный к демонстрации чувств шеф «Металлиста» прослезился. Заметив же, что его видят все, поклонился харьковской публике, а та в ответ принялась скандировать его фамилию. И тогда Ярославский прослезился снова. Теперь уже, видимо, по другой причине.
…После игры встретил у конференц-зала главного подрядчика строительства стадиона Сергея Евеля. «А я считаю, что Ярославскому незачем грустить, – сказал он. – С каким бы результатом игра ни закончилась, он все равно выиграл. И цифры его возраста предлагаю считать счетом 5:0 в его пользу…»