Єврo-2012

Турнір

Платини: «Я рад, что мы доверили турнир Украине»

Президент УЕФА Мишель Платини рассказал «Корреспонденту» об украинском спортивном прорыве, лучших игроках национальной сборной и возможности для Украины вновь получить европейский турнир.

Ирина СОЛОМКО, «Корреспондент»

2012-07-13 12:00

Последние четыре с половиной года этот кудрявый француз, некогда национальная футбольная гордость своей страны, а сейчас главный европейский футбольный функционер, часто бывал в Украине. Теперь украинский период его жизни – в прошлом: после финального матча Евро-2012 Мишель Платини, президент УЕФА, покинул Киев. И вряд ли вернется сюда вновь в ближайшем будущем: на носу у него подготовка к очередному европейскому турниру, который в 2016 году пройдет на родине Платини, во Франции.

Даже оставив восток континента, галантный француз не устает говорить комплименты в адрес Украины – пожалуй, самой рискованной его "инвестиции" за последнее время. Платини доверил ей вместе с Польшей провести Евро-2012. И хотя страна неоднократно срывала сроки подготовки, она в итоге блестяще справилась со всеми трудностями и произвела благоприятное впечатление на гостей турнира – приехавших футболистов и фанатов, а также на всю Европу. Корреспондент убедил Платини поделиться впечатлениями о турнире, когда француз уже вернулся домой.

– Четыре с половиной года назад вы отдали право проведения Евро-2012 Украине и Польше. Насколько вы тогда рисковали? Превзошла ли Украина ваши ожидания относительно подготовки?
– Исполнительный комитет УЕФА принял решение доверить организацию турнира Польше и Украине с целью популяризовать футбол в этой части Европы. И хотя такой выбор был смелым и рискованным, мы приложили все возможные усилия, чтобы реализовать этот сложный проект.

Должен сказать, что мы великолепно справились благодаря работе украинского правительства, Федерации футбола и местного оргкомитета Евро-2012, а также принимающим городам и многим другим, кто внес огромный вклад в этот проект.

– Появились ли у вас седые волосы, пока Украина готовилась к чемпионату? Ведь возникало много сложностей.
– У меня были определенные сомнения и опасения, но в то же время я твердо верил в тех, кто работал, чтобы провести этот исторический турнир. И мое доверие было оправдано.

– Вы могли два с половиной года назад отобрать у Украины право проведения чемпионата, поскольку страна не успевала с графиком подготовки. Почему не сделали этого?
– Ситуация становилась критичной. И у нас была последняя возможность изменить место или формат проведения Евро-2012. Но Президент Украины и Григорий Суркис, глава Федерации футбола Украины (ФФУ), смогли убедить членов исполкома УЕФА не забирать у государства право воплотить свою мечту. Сегодня я рад, что мы доверили Украине проведение турнира, ведь результат оказался фантастическим.

– Кому страна обязана тем, что Евро-2012 все же состоялось?
– Прежде всего, Украина должна быть признательна своим гражданам, ведь решающим оказался именно их энтузиазм. Также надо отдать должное и главе ФФУ, и всем тем, кто работал все это время за кадром, чтобы организовать Евро-2012 в Киеве, Львове, Харькове или Донецке. Украина может быть невероятно горда тем, как она показала всему миру свои возможности.

– Как думаете, что дало Евро-2012 Украине?
– Турнир оставил Украине потрясающее наследие. За несколько лет была модернизирована инфраструктура страны, притом что такие изменения обычно требуют от 20 до 30 лет. Аэропорты, дороги, поезда, автобусы, стадионы – это все материальные результаты. Но мне также хотелось бы обратить внимание на настроение, созданное Евро-2012.

Этот масштабный проект стал национальной идеей, объединил народ и создал страницу в истории молодого государства. Я считаю, что благодаря Евро-2012 Украина открылась миру.

– Насколько украинцы использовали потенциал, который чемпионат дает стране-хозяйке?
– Украине удалось выйти сухой из воды, и она в полной мере оправдала возложенные на нее ожидания. Страна представила себя с очень выгодной стороны – показала как культурные богатства, так и красоту городов, продемонстрировав при этом и гостеприимство своих граждан, и их умение веселиться.

Кроме инфраструктуры, которую я уже упоминал, нужно также не забывать о том, что очень много людей обрели неоценимый профессиональный опыт. Если говорить о примерах, то возьмем те же процедуры пересечения границы, которые были упрощены накануне турнира, и многое другое.

– Что вам хотелось бы еще улучшить в подготовке?
– Соблюдение сроков! (Смеется.) Но так происходит каждый раз. Еще в 1998 году, когда мы организовывали чемпионат мира во Франции [Платини был сопредседателем оргкомитета], мы завершали строительство стадионов в последние дни. Буквально в последний момент заканчивали покраску. Эта проблема часто встречается при организации таких масштабных спортивных мероприятий.

Правда и то, что я бы был намного спокойнее, если бы все было сделано заблаговременно. Но я прекрасно понимаю, что такого, наверное, не будет никогда.

– Не слишком ли высока цена подготовки к чемпионату для украинцев? Страна потратила, по подсчетам Корреспондента, почти 8 млрд евро на это. В Европе подобные мероприятия обходятся дешевле.
– Это правда, что организация подобных мероприятий отражается на бюджете страны. Но если посмотреть на созданную инфраструктуру (а ведь ею смогут пользоваться и следующие поколения), то, думаю, деньги были вложены не зря. Не стоит пытаться оценивать пользу от инвестиций только в рамках одного года, нужно рассматривать долгосрочную перспективу. Ведь с развитием государства и с привлечением к нему все большего внимания всего мира будут развиваться торговля и туризм, что повлечет положительные экономические последствия в течение длительного времени.

– Поступали ли в УЕФА какие-то жалобы со стороны команд или болельщиков?
– Как раз наоборот, УЕФА получил поздравления как от команд-участниц, так и от болельщиков. Все участники турнира незабываемо провели июнь, о чем поблагодарили и нас, и принимающие страны, и федерации.

– Что скажете о незасчитанном голе в ворота Украины? Будут ли какие-то последствия для судьи Виктора Кашшаи, допустившего эту ошибку?
– Во время турнира судейство проходило на высоком уровне, хотя, к сожалению, и было принято ошибочное решение, и гол не засчитали.

Я не думаю, что из-за этого репутация турнира сильно пострадала. И я также хотел бы обратить внимание на fair play [принципы честной игры] игроков и граждан Украины, которые с достоинством, вызывающим уважение, смирились с этой ошибкой.

Все арбитры оцениваются по результатам своей работы, и такая оценка является базой для назначения их на последующие матчи. Мы должны смириться с тем, что человеку свойственно ошибаться, и должны дать тому, кто ошибся, второй шанс.

– Кого из украинских игроков вы открыли для себя на турнире?
– Конечно же, мы все видели, что Андрей Шевченко не растерял своего мастерства и постоянно был угрозой для защитников команды-соперника. Но и в целом сборная Украины показала хороший футбол. Ей не хватило совсем немного для того, чтобы продолжить участие в турнире.

– Сколько УЕФА заработал на чемпионате? Насколько эти цифры отличаются от тех, которые ожидали получить?
– Общий бюджет в среднем составляет 1,35 млрд евро. Расходы УЕФА на организацию достигают 600 млн евро, из них около 200 млн евро – расходы на команды-участницы и 100 млн евро делятся между клубами, которые на время турнира предоставляли своих игроков. Остальные средств идут на покрытие организационных расходов – безопасность, аренда стадионов, сотрудники, транспорт, проживание, телевизионное производство, оплата услуг принимающих городов и т. д.

Оставшаяся прибыль распределяется следующим образом: около 500 млн предназначены для финансирования развития футбола в 53 странах, которые являются членами УЕФА, в течение следующих четырех лет в рамках проекта HatTrick [программа УЕФА по стимулированию и популяризации футбола].

Остальные средства используются для образовательных мероприятий УЕФА, в частности в области судейства и тренерской работы, на организацию юношеских и женских соревнований последующих лет, а также на покрытие расходов администрации УЕФА.

Таким образом, вся прибыль •повторно инвестируется в нашу миссию – развитие футбола в Европе. Но хотел бы отметить, что окончательные цифры по итогам Евро-2012 станут известны весной 2013 года.

– Какие выводы сделают функционеры УЕФА на будущее относительно подготовки к чемпионатам?
– Нужно сохранять уверенность, а упорство и целеустремленность в работе приведут к отличным результатам.

– Есть ли вероятность, что УЕФА вновь рискнет и предоставит право провести чемпионат странам, которые развиваются? Вы лично считаете это правильной практикой? Должен ли футбол или спорт быть двигателем развития страны?
– Как вы уже знаете, в 2016-м чемпионат Европы пройдет во Франции. Процедура же выбора принимающей страны для турнира 2020 года еще не была утверждена. Поэтому сложно с уверенностью сказать, что может произойти в будущем.

Но я думаю, УЕФА продолжит достойно выполнять свою миссию, а возможность организовать евротурнир еще раз будет дана странам, в которых, вероятно, не очень развита инфраструктура.

Думаю, что Польша и Украина будут примером и доказательством того, что при наличии любви к футболу все возможно!

– Есть ли у Украины шанс получить какое-то ЕВРО самостоятельно?
– Украина – это большая страна со значительным числом населения и достаточным количеством крупных городов. Но сегодня сложно сказать, сможет ли Украина когда-нибудь самостоятельно организовать Евро. Думаю, с моей стороны отвечать на такой вопрос будет слишком самонадеянно. Ведь когда такое случится, я уже не буду президентом УЕФА!

komentator.net