Персони

Статті

Пенсионер бразильского значения

Алексей МОЛОСТОВ, «Киевский телеграфъ» Вот мы все кричим: Бразилия, футбол, «волшебники мяча»… А ведь лучший из всей блестящей череды чемпионов мира и прочих Зико, Леонидасов и т. д. – не кто иной, как Марио Загало. Во всяком случае, по титулам. Четырем победам на пяти мундиалях Бразилия обязана именно ему. 16 марта Загало исполнилось 77 лет.

versii.com

2008-03-16 06:30

Таких сейчас практически не осталось. Штучный товар. Думаю, что даже более штучный, чем Пеле. Хотя бы потому, что регулярно появляются «новый Пеле», «второй Пеле» и т. д. А Загало – один. Никому даже в голову не приходит искать его преемника.

Как игрок он никогда не переоценивал себя. Вспоминая чемпионат мира 1958 года, он о том же Пеле сказал так: «Мне было 27, а ему – 17. Это не я играл с ним, а он со мной...».

Марио не участвовал в легендарном и самом трагичном для бразильской сборной финале ЧМ 1950 года на «Маракане», когда бразильцы уступили уругвайцам. Он тогда работал на стадионе стюардом. Но лет через пять он будет полноправным участником сборной и вплоть до недавнего времени будет гонять уругвайцев в хвост и в гриву. Сначала как игрок, потом как тренер.

От больших футбольных дел он отошел только пять лет назад. 20 ноября 2002 года он вернулся на один товарищеский матч со сборной Южной Кореи – 3:2. Это был его 100-й поединок в качестве наставника лучшей футбольной сборной в мире.

По большому счету, если бы не стечение обстоятельств, быть бы Загало не четырехкратным чемпионом мира, а пятикратным. Давайте считать. Два раза он стал таковым как игрок – на мундиалях 1958-го и 1962 годов. Один раз как главный тренер сборной 1970 года (лучшей, по мнению бразильцев, за всю историю) и, наконец, как первый помощник главного тренера (Карлоса Альберто Паррейры) на ЧМ-1994. Удача от него и его команды отвернулась на первенстве 1998 года, когда сборная, под его руководством блестяще пройдя всю турнирную дистанцию, оступилась в финальном поединке с хозяевами чемпионата – французами. Многие считают, что если уж французы и доковыляли тогда до финала, то в нем никак не проиграли бы. Да, великолепен был Зидан. Но кто знает, во что вылилось бы его великолепие, если бы был здоров Роналдо, который, напомню, «выдавал» тогда просто блестящий турнир, однако какая-то эпилептическая напасть подкосила его буквально накануне финала. Роналдо вышел, но был лишь бледной тенью самого себя. Для полноты ощущений предлагаю добавить в коллекцию из четырех титулов Загало и «серебро» того злополучного 1998-го. Кто и когда сможет хотя бы приблизиться к подобному достижению?! У меня есть только два человека на примете: Кафу и Роналдо. Двукратными чемпионами мира они уже являются, а там, глядишь, и с тренерством что-нибудь «замутят». (Хотя я не очень-то в это верю. Особенно в отношении Роналдо.)

Но вернемся к Загало. Он никогда не был кумиром «торсиды». Она любила и любит кого угодно: от эстетов вроде Сократеса и Кака до откровенных разгильдяев типа Гарринчи или Эдмундо. А такие маленькие «трудовые муравьи», как Загало, остаются вне ее внимания. Кто сейчас вспомнит игроков Зиньо, Мазиньо?.. А ведь тоже чемпионы мира. Из той же серии и футбольная судьба Марио. Весь мир восторгался первыми тремя из блестящей четверки нападающих 1956 года – Вава, Пеле, Гарринча, Загало (пожалуй, только они и могли воплотить в жизнь некогда железное правило бразильской сборной: «Вы нам забьете сколько сможете, мы вам – сколько захотим»), но последний всегда оставался за бортом. Болельщики ему даже прозвища звучного не дали (иногда зовут Лобо – что означает «волк», но и это к Загало как-то не приклеилось), что, на мой взгляд, свидетельствует о недооценке его как игрока. А тренеров там по прозвищам называть не принято. (правда, обзывать в случае неудачи – всегда пожалуйста). Так он и остался в истории бразильского футбола одним из немногих, кого непривычно величают по имени и фамилии. Хотя ценили – не ценили, какая разница. Что и кому ему нужно доказывать? Старый партнер Марио по сборной Нилтон Сантос сказал о нем так: «Все, к чему он прикасается, превращается в «золото».

После того как в 1970-м бразильцы завоевали «Нике», став трехкратными чемпионами мира, его команду ругали за… неоправданные оборонческие настроения. В шести матчах она забила 19 мячей! Если лень считать, скажу, что подобной результативности – больше трех мячей за игру – не добивался после ни один победитель чемпионатов. Остальным бы чемпионам такие настроения…

Сейчас Марио Загало – персональный футбольный пенсионер бразильского значения. Любит поворчать с высоты своих лет и побед на нынешние реалии. «В современном футболе технику вытесняет сила. Только таким образом тренеры более слабых команд могут надеяться победить более сильную. Талантливых индивидуальностей становится все меньше. Мышцы важнее таланта. Поэтому и традиционные европейские фавориты испытывают в последнее время всевозрастающие трудности. Сегодняшний футбол – пленник жестких систем, сковывающих индивидуально сильных игроков». Знаете, мне тоже кажется, что время его футбола безвозвратно уходит. А жаль…

www.versii.com