Персони
Статті
Восхождение с Луческу
Юрий ЮРИС, «СЭ в Украине» Международная федерации футбольной истории и статистики (IFFHS) отвела тренеру «Шахтера» Мирче Луческу пятую строчку в рейтинге лучших клубных тренеров мира за 2009 год. Выше рулевого горняков оказались Хосеп Гвардиола, Алекс Фергюсон, Жозе Моуринью и Алехандро Сабелла, ниже – Арсен Венгер, Гус Хиддинк и прочие представители тренерской элиты.
2010-01-14 06:25
Для тренера, работающего с украинским клубом, восхождение Луческу следует считать уникальным. Хотя 64-летнего румынского специалиста, как он сам признается, больше тешит не личное достижение, а четвертое место «Шахтера» в мировом клубном рейтинге за минувший год.
Возраст Луческу упомянут не ради того, чтобы подчеркнуть его принадлежность к старой тренерской гвардии, у которой по неумолимым законам природы остается все меньше времени для футбольного творчества. Такие люди под общий ранжир не подходят, а союз Луческу с «Шахтером», начало которому было положено весной 2004 года, можно считать счастливым подарком судьбы, как для тренера, так и для донецкого клуба.
Любопытно, что Луческу, и без того теперь самый «долгоиграющий» иностранный тренер на всем постсоветском пространстве, мог оказаться в «Шахтере» на два года раньше, чем это произошло. По признанию президента донецкого клуба Рината Ахметова, который в свое время пришел к твердому убеждению, что вывести горняков на европейскую орбиту суждено будет только тренеру-легионеру, не Невио Скала, а именно Луческу, мог появиться в Донецке в качестве первопроходца. Если бы не его занятость в Турции, где румын, до этого восемь с половиной лет поварившийся в итальянской серии А, привел к чемпионскому титулу «Бешикташ» и «Галатасарай».
За время работы в Донецке Луческу не просто выиграл три комплекта золотых медалей, оспорив гегемонию «Динамо» в украинском чемпионате, и взял Кубок УЕФА. Он создал новую команду – как по составу, так и по игровой философии. Из тех, кто пришел в «Шахтер» раньше Луческу, продолжают надевать оранжево-черные футболки Дарио Срна, Разван Рац, Игор Дуляй и Мариуш Левандовски. Формально этот перечень могут продолжить Алексей Гай с Джулиусом Агаховой, однако эти двое вправе считаться, скорее, «возвращенцами», потому что при Луческу они на какое-то время покидали «Шахтер».
Еще один важный момент, связанный с работой румына в Донецке: «Шахтер» вышел на трансферный рынок не только как покупатель с толстым кошельком, но и как удачливый продавец. Трансфер Анатолия Тимощука в питерский «Зенит» ценой в 20 миллионов долларов теперь уже не кажется умопомрачительным на фоне 25 миллионов евро, которые «Барселона» сочла возможным выложить за Дмитрия Чигринского.
Среди множества эпитетов, которыми щедро одаривают футбол, с подачи президента «Шахтера», рассуждающего о том, какой он хочет видеть игру своей команды, появился еще один – «вкусный» футбол. Принято считать, что о вкусах не спорят, однако у Ахметова и Луческу они совпали – и ставка была сделана на скоростных и техничных бразильцев.
Но не только поэтому президент клуба вставал на защиту главного тренера, когда кресло под ним по всем законам футбольного жанра должно было зашататься. Такое случалось дважды: в 2007-м, когда после двух стартовых побед в групповом турнире Лиги чемпионов «Шахтер» не попал даже в Кубок УЕФА, и в 2008-м, когда два гола Лионеля Месси на последних минутах матча с «Барселоной» в Донецке в очередной раз перечеркнули надежды пробиться, наконец, в плей-офф Лиги чемпионов. Плюс провальная игра в первом круге чемпионата страны, не оставившая никаких шансов на золото.
– Давление со стороны прессы и болельщиков, которое я тогда испытал, превратилось в алиби для игроков, и это особенно удручало, – признается Луческу.
Трудно сказать, какое шестое чувство подсказало Ахметову снова не делать резких движений и оставить румына у штурвала команды.
– Поверьте, на меня давили не меньше, если не больше, чем на Луческу, – вспоминает президент «Шахтера». – Такого прессинга со стороны даже близких людей не ощущал никогда! Все ждали, что мы расстанемся. Но были три вещи, которые удержали от опрометчивого шага. Это несомненный профессионализм Луческу, позволивший до неузнаваемости измениться команде. Это его востребованность как тренера, которого по-прежнему мечтают заполучить многие клубы. Это, наконец, человеческая порядочность: он не держался за контракт, как кое-кто думал, а искренне и самозабвенно стремился к тому, чтобы о «Шахтере» заговорила вся футбольная Европа.
Долго ждать не пришлось: Европа в полный голос заговорила о «Шахтере» и его главном тренере 20 мая 2009 года после стамбульского финала Кубка УЕФА…