Персони
Статті
Штанге: жизнь как ралли
Андрей ВОРОНОВ, «Команда» Эта заметка появилась в немецком издании Welt не так давно, в конце мая, накануне матча сборной Белоруссии в Кайзерслаутерне против бундестима, и вызвала немалый резонанс. Приведем лишь несколько цитат из нее: «Бывший информатор Штази под именем «Курт Вегенер», испытавший неудачи в Лейпциге и Берлине, искал счастья во многих уголках мира...
komanda.com.ua
2008-09-05 06:25
… После нескольких лет работы с вассалами Саддама Хуссейна лишь убийство одного из помощников заставило его возвратиться обратно в Германию. Для того, чтобы совсем скоро вернуться работать в страну, которая считается последним оплотом диктатуры в Европе...»
Вспоминая о наставнике первого соперника сборной Украины в квалификационном турнире на пути в Южную Африку на чемпионат мира не упомянуть о политике просто невозможно. Равно как и о том, что Бернд Штанге сменил за двенадцать последних лет шесть стран, успев поработать в Украине, Австралии, Ираке, Омане, на Кипре и вот теперь – в Белоруссии: «На самом деле шесть стран это не так много, не нужно заблуждаться по этому поводу. Практически на всех рабочих местах я находился по два-три года. Исключением является Оман, где я не смог прижиться – мой менталитет совсем не соответствовал местному».
В марте Бернду Штанге исполнилось 60 лет и его абсолютно не волнуют политические вопросы, которые так часто задают журналисты: «Мне абсолютно безразлична политика, а если у кого-то есть какие-то вопросы на сей счет, то ему лучше обратиться в посольство или консульство, а не ко мне. Все говорят о нарушении прав человека Минском, а что, в Европе не проходят демонстрации? Или, может быть, немецкая полиция не направляла за последний год водометы на головы демонстрантов, разгоняя их?» Над «феноменом Штанге» стоит задуматься. Австралийский Перт, Маскат в Омане, иракский Багдад, кипрский Лимассол. Рабочие места тренера по футбольным меркам были не всегда, мягко говоря, «нормальными». По крайней мере, в спортивном плане. На этом фоне его пребывание в Украине и работа с днепропетровским «Днепром», а также попытка руководить киевским ЦСКА, совершенно не кажутся экзотикой. «Вы спрашиваете, почему я ездил в Перт или Лимассол? Так случилось. Ну не позвали меня в «Баварию» или «Боруссию» (Дортмунд)! Между прочим, в Украине я был своеобразным тренером-пионером, первым из иностранцев. Первым, замечу, на огромной постсоветской территории. Это уже потом туда приехал Бернд Шустер, а теперь в России работают такие известные специалисты как Дик Адвокат и Гус Хиддинк».
Между тем тренерская карьера Бернда Штанге с самого начала развивалсь весьма оригинально. Уже в 22 года (!) он был привлечен к работе в тренерский штаб клуба «Карл-Цейсс» (Йена), который выступал в оберлиге ГДР. Спустя восемь лет Штанге перешел в Федерацию футбола ГДР, а еще через пять – возглавил национальную сборную. Стоит ли воспринимать пятилетнее пребывание на посту тренера сборной ГДР пиком карьеры тренера Штанге? Или победа в чемпионате Кипра и национальном суперкубке с «Аполлоном» из Лимассола в 2006 году достойна более высокой оценки? Это, как говорится, дело болельщицкого вкуса.
Тем более, что в начале 90-х годов стало ясно: что говорить о Бернде Штанге-тренере только с футбольной точки зрения вряд ли удастся. Ведь именно тогда стало известно о его сотрудничестве со Штази... «Я становлюсь очень раздражительным, когда меня спрашивают о политике. Но скажу, я не думаю, что мое прошлое помешало добиться успеха на посту тренера в Германии. Я просто не смог прорваться со спортивной точки зрения. Футбольные системы на Западе и Востоке Германии тогда были слишком разными. В ФРГ игроков просеивали и отбирали лучших, а мы в ГДР создавали команды по крупицам – из тех, кто находился в нашем распоряжении. Только десять лет спустя тренеры из Восточной Германии стали чего-то добиваться в бундеслиге. К примеру, Ханс Майер или Эдвард Гейер».
Можно спорить о том, что в карьере Штанге стоит оценивать выше – работу со сборной ГДР или чемпионство на Кипре. Но то, что созданная им в тяжелейших условиях сборная Ирака в конечном итоге стала чемпионом Азии и заняла четвертое место на Олимпиаде в Афинах (уже без Штанге на тренерском мостике), – это факт, отмеченный даже президентом ФИФА Зеппом Блатером, вручившем Штанге по этому поводу свою личную президентскую награду. «Вы знаете, я «послевоенный» ребенок и, наверное, именно поэтому особого страха во время работы в Ираке у меня не возникало. Хотя я видел, как умирают люди и забыть такое невозможно».
Приехав в Минск летом 2007 года, Бернд Штанге сразу же заявил о своем нежелании смешивать футбол с политикой, а по поводу возможных проблем ответил очень оригинально: «Вы знаете, в Йене, когда моя жена шла вечером в кино без меня, я обязательно встречал ее после сеанса. Ведь мы всерьез опасались насилия на вечерних улицах города».
По всей видимости в Минске таких проблем не существует, зато оказалось, что там есть минусы другого характера – футбольного! На волне эйфории от нового назначения Бернд Штанге пообещал совершить чуть ли не прорыв в белорусском футболе, но уже совсем скоро понял: пока цели своих новых подопечных стоит оценивать более умеренно: «Я здесь для того, чтобы создать команду, способную преподнести пару-тройку сенсаций на европейской арене».
Надо сказать, что 60-летнему немцу это удается довольно регулярно. Боевая ничья (2:2) в поединке против сборной Турции, победа (2:1) над Голландией и недавняя мировая (0:0) против Аргентины, вполне могут быть отнесены к неожиданностям, пусть Аргентина и расположена на карте совсем не на европейской территории.
О своем новом месте работы Бернд Штанге рассказывает с восторгом: «Город сияет, на улицах чистота. В огромных супермаркетах в продаже есть все. А машины в Минске, между прочим, больше, чем в Германии. Видимо, потому что здесь дешевый бензин».
Впрочем, не обошлось и без первой конфликтной ситуации, когда, комментируя ситуацию в местном футболе, немецкий специалист пожаловался на проблемы с резервом: «Здесь нет системы молодежного футбола, единого механизма подготовки игроков». Слова, опубликованные в немецких СМИ, которые затем сам Штанге (кстати, владеющий русским языком), опровергал в местной прессе. Но дыма без огня, как известно, не бывает: «Мы хотим добиться очень многого и как можно быстрее, но мне совершенно ясно, что процесс будет непростым и потребует немало времени. И не стоит строить особых планов на предмет чемпионата мира 2010 года в Южной Африке».
Руководители белорусского футбола запланировали для своей национальной сборной третье место в групповом турнире. Непроходное по своему содержанию, но победное по своей сути. А если не удастся?.. Что ж, по крайней мере тогда у Бернда Штанге останутся о Минске самые приятные воспоминания. О больших машинах и чистых улицах, о европейских супермаркетах и желании людей помогать ему буквально во всем...
www.komanda.com.ua