Персони
Статті
Конспект Красникова. «Клубнику надо выбирать в глубине рынка»
Он решает практически все вопросы в «Металлисте», который разрывает Первую лигу и обещает стать серьезной силой в УПЛ.
Никита ШМЕЛЕВ, «Футбольный клуб»
2021-12-03 11:10
Евгения Красникова нередко называют лучшим футбольным менеджером страны. В свое время он сыграл важнейшую роль в формировании того «Металлиста», который был готов всерьез конкурировать с «Динамо» и «Шахтером». А если вспомнить всех игроков, которые появились в Украине или раскрылись при его участии, то получится просто суперкоманда. Милан Обрадович, Александр Кучер, Жажа Коэльо, Папа Гуйе, Марко Девич, Хавьер Соса, Клейтон Шавьер, Алехандро Гомес, Хонатан Кристальдо, Кристиан Вильягра, Марлос, Тайсон…
В общем, в своем деле Красников – супрефпрофи. Хотя нельзя сказать, что в его карьере все складывалось гладко. Случались, конечно, и неудачные трансферы. И недопонимание с руководством. И дисквалификация, связанная со скандально известным договорняком «Карпаты» – «Металлист»...
Впрочем, как бы там ни было, а сегодня Красников снова в деле. И снова – в центре внимания. В 2019 году он стал у истоков клуба «Металл», который с недавних пор трансформировался в «Металлист» вернувшегося в футбол Александра Ярославского.
Теперь Красников, занимающий пост вице-президента возрожденного клуба, снова везет в Харьков классных южноамериканцев и заправляет ключевыми процессами.
Предваряя появление «Металлиста» в УПЛ «Футбольный клуб» предлагает прислушаться к выдержкам из интервью Красникова разных лет. Возможно, они помогут разобраться, почему у него в Харькове всегда все получалось…
О карьере игрока
«Всегда мечтал быть футболистом, однако игрока из меня не вышло. Я и сам это вовремя понял. Моя карьера начиналась в харьковском «Арсенале», за который я сначала играл, но после выступлений на КФК мне предложили выбор: либо продолжать играть, либо заниматься селекцией. Я подумал, пришел к выводу, что хорошего футболиста из меня никогда не выйдет, поэтому решил перейти на новую должность»
О том, как в 2005 году он стал спортивным директором «Металлиста»
«С харьковским «Арсеналом» был пройден довольно долгий путь – от первенства города в высшую лигу. Затем в команду пришел новый акционер Виталий Данилов. У нас состоялся разговор. Я понял, что у него есть своя команда…
Через несколько дней мне позвонил генеральный директор «Металлиста» Алексей Алехин, а затем у меня состоялась встреча с Александром Ярославским. Мы договорились о сотрудничестве. Вот таким образом я оказался в «Металлисте».
Мне понравилось то, что предстояло начинать с нуля. Из «Металлиста» ушла большая группа игроков, пришлось набирать новый менеджмент, строить новую команду...
Поначалу мы собирали только бесплатных игроков, исходя из возможностей. Деньги на трансферы первый год не выделялись вообще. Свободными агентами пригласили Слюсаря, Валяева, Яроша, Джакобию, Бордияна. Единственный, за кого мы тогда заплатили – Александр Кучер, игравший в донецком Металлурге. 70 или 80 тысяч долларов. И, тем не менее, с той командой мы с первого раза заняли пятое место».
О первом дорогом трансфере
«Рыкун был настолько талантливый, что вообще никаких переживаний не возникало! И, поверьте, все, что о нем говорят, в разы преувеличено, чем есть на самом деле. Нюансы какие-то были, но Саня – гений. Один их самых гениальных футболистов за всю историю украинского футбола.
Мы взяли его в аренду, и когда он выдал прекрасный сезон, пришло время поговорить о полноценном контракте. Но мы были главным конкурентом «Днепра», которому он принадлежал. Вот именно тогда «Металлистом» были уплачены первые большие деньги – если до этого мы покупали футболистов за 100-200 тысяч, то за Рыкуна заплатили миллионы».
О принципах трансферного поиска
«Как сказал Александр Ярославский, не надо покупать клубнику у входа на рынок, где она красивая, большая, красная и самая дорогая. Он советовал идти вдоль, в самый конец, к бабушкам – поковыряться у них и найти самую вкусную».
О приоритетах
«Когда футболист ставит финансы превыше всего, то нам с ним не по пути. Футболист должен зарабатывать много, и клуб с такими задачами, как у нас, не может не платить достойную зарплату. Но главное – это идея.
…Я всегда вспоминаю момент, когда в 2005-м пригласили Руслана Яроша из Закарпатья. Он был лучшим игроком команды, лидером, стал кандидатом в сборную. Но когда мы практически договорились через год о его новом контракте, он пришел, и честно сказал: «В Мариуполе мне дают существенно больше денег».
В принципе, как профессионал, он все сделал правильно. Но сразу после этого перехода его карьера сломалась и сошла на нет»
О разнице между аргентинцами и бразильцами
«С игровой точки зрения, аргентинцы охотней отрабатывают в защите, а бразильцы в большей мере романтики. Хотя если посмотреть на объем работы, который проделывал на поле Шавьер, то можно смело говорить о том, что и в Бразилии люди умеют и атаковать, и обороняться. А с ментальной точки зрения, и те, и другие – нормальные ребята. Какие-то различия есть, но незначительные. И между собой они тоже находят общий язык».
О самом сложном трансфере
«…Хосе Соса. За ним мы следили около трех лет, когда он еще играл в «Эстудиантосе». И понятно, что наше первое предложение он отклонил. У него на горизонте был более серьезный проект – это мюнхенская «Бавария», куда он и перешел. За него заплатили серьезные деньги, тренером тогда был Юрген Клинсман.
Когда он перестал попадать в состав «Баварии», мы опять вступили в переговоры. Но Соса снова наотрез отказался – перешел в «Наполи». Там он считался легионером, поскольку не имел паспорта гражданина ЕС, и мы дождались момента, когда итальянский клуб был готов отпустить его.
Наше желание видеть этого игрока у себя сыграло решающую роль. Плюс долгий переговорный процесс с агентами, которые убедили Хосе и его агентов переехать в наш клуб. Думаю ни мы, ни Хосе об этом не пожалели. Ведь из «Металлиста» он вернулся в сборную».
О самом большом разочаровании
«Когда мы покупали Себастьяна Бланко, это был один из самых ярких плеймейкеров аргентинского чемпионата. Молодой, чемпион Аргентины, в 20 лет уже капитан «Лануса».
Первый сбор – и он получает такую травму: крестообразные… Выпадает из футбола на год. После таких травм многие с футболом заканчивают. Это было самое большое разочарование».
О тех, кого не удалось купить
«Общались с Радамелем Фалькао, когда он он был еще совсем юным и играл в «Ривер Плейт». Кстати, из той команды мы потом перевезли Вильягру.
Из мировых звезд могу также рассказать о Пасторе. Команда «Уракан» была открытием аргентинского чемпионат. Все думали, что они вылетят, а в результате коллективу не хватило одного очка для того, чтобы стать чемпионами. Тогда мы звали к нам Пасторе и Фалькао, но ребята дали понять, что собираются ехать в более сильные чемпионаты. Они наотрез отказались ехать в Украину.
Еще был эпизод, когда мы общались через агента с Робертом Левандовски. Он тогда стал лучшим бомбардиром первой польской лиги, после чего стал лучшим и в высшей лиге. Но ехать к нам он также отказался».
О провальном трансфере
«У «Металлиста» был спад, травмировался Рыкун и Жажа, следовательно необходимо было найти им равноценную замену. Тогда мы подписали Марцина Буркхардта. Но с его кандидатурой вышел прокол.
Хотя на самом деле он игрок достаточно высокого уровня, однако чего-то ему в Харькове хватило, не смог он проявить себя так, как того ожидал главный тренер. Видно, «Металлист» – это была не его команда. А когда восстановились Рыкун с Жажей, перспективы Марцина в клубе оказались равны нулю».
О выходках Жажи
«После Жажи вообще ничего не страшно было. Он классный парень. Просто любил гулять, много друзей… Жажа жил в самом центре города. Они могли выйти шашлыки жарить на балконе, что чуть полдома не загорелось. Или все бразильцы до утра танцевали у него дома. Соседний дом весь не спал.
Хотя выходил на поле и давал. Считаю, Жажа был одним из самых сильных легионеров, которые играли «Металлисте».
Об отказе продать Папу Гуйе за 25 миллионов
«Мы играли в атакующий футбол, он обладал очень сильной дистанционной скоростью. Я защитника с такой дистанционной скоростью не видел.
Когда играешь первым номером, то все равно нарываешься на несколько контратак. И он эти моменты за счет своей скорости гасил, очень много пользы приносил.
Мы и в Лиге Европы играли, против очень быстрых футболистов, но он справлялся. За него предлагали серьезные деньги, но это была наша позиция.
Когда мы сыграли с «Сампдорией» первую игру, и обыграли ее со счетом 1:0, позвонили из Италии серьезные люди. Они не назвали клуб, но назвали цифру – в районе 25 млн. евро.
Но мы не хотели его продавать вообще. Это тот футболист, который... Вот Ринат Леонидович смотрите как просчитал. Когда 25 миллионов за Тайсона давал «Милан», за 31-летнего игрока, а он не продал.
А почему? Потому что Тайсон давал результат. Результат давал больше денег. Папа – это был столп всей команды. Второго бы мы такого не нашли. Совсем другой результат мог быть».
О Курченко
«Мы бы с Курченко не остались. Но Ярославский, когда уходил из клуба, сказал, чтобы мы поработали и сохранили «Металлист».
Когда я первый раз встретился с Курченко – сразу все понял… Мы приехали на встречу и… прождали 12 или 13 часов. Он назначил встречу на 9, а встретились... Может, он сильно занят был.
У Курченко спрашивают: «Зачем вы купили «Металлист»?», а он: «Пригласить друга по бизнесу, начать разговор с бизнесменом»…
Никогда в жизни не смотрел с ним футбол. Говорили, что он вообще понятия не имеет, что это такое. Он бизнесмен, пытался заработать правдами и неправдами. Но футбол он не понимал, вникать не хотел. «Металлист» под откос он пустил.
Меня тошнит от этого Курченко, он похоронил все начинания. Мы бы могли и с «Шахтером» побороться, если бы он заднюю не дал...»
О своей дисквалификации
«Я спокойно прожил эти два года, можно сказать, что практически ничего не поменялось. Может Бог дал чуточку отдохнуть, потому что за почти 10 лет ни разу не был в отпуске, настолько был увлечен работой. Это, конечно, сказывалось и на здоровье…
У меня ни к кому нет претензий, думаю, что и ко мне нет претензий у кого-либо. Мне некому мстить. Сколько раз говорил, что все, что произошло – недоразумение».
О том, почему не заиграли бразильцы, которых он привез в «Динамо»
«В «Динамо» я поработал совсем недолго. Игорь Суркис – прекрасный человек, он дал мне серьезную должность в клубе. Но, немного поработав, я понял, что у Александра Хацкевича, который тогда был главным тренером команды, чуть другое направление и видение.
У меня отличные отношения с Хацкевичем. Хотя разговоров на эту тему было много. С Чече, насколько я понимаю, у него просто не сложились отношения. Это сложноватый парень. Сидклею не повезло, потому что вырос Миколенко. За Чече они какие-то деньги получили, Сидклей уехал в ПАОК. Так что убытков я Динамо не нанес. Может, принес мало пользы, но у меня просто было чуть другое видение. Я хотел добавить креатива в дисциплинированный динамовский футбол».
Об уходе из «Динамо»
«Просто очень хотел вернуться в Харьков. Дело не в «Динамо». Меня пригласили, во время работы относились с пониманием. У меня только слова благодарности президенту киевского клуба и его брату.
С Игорем Суркисом разговаривали. Сейчас не буду говорить все детали. Но я когда узнал, что есть возможность создать в Харькове клуб, пусть и второй лиги... Игорь Суркис отнесся с пониманием».
О предложениях агентов
«Кого мне только не шлют… Каждый день. И втюхать пытаются. И деньги предлагают: мол, все будут довольны. Но я такие разговоры сразу пресекаю. Один раз разменяешься на какую-то сумму – и все пойдет в там-тарарым».
Об отношениях с Ярославским
«Александром Владиленович – это человек, с которым я на связи 24 часа в сутки с 2005 года. Для меня он… Ну вот – есть родители и есть Ярославский».
О бюджете нынешнего «Металлиста»
«Не могу сказать, что у «Металлиста» рекордный бюджет для первой лиги. Но, скажем так, это серьезный бюджет относительно уровня Премьер-лиги с учетом нынешних реалий. Александр Ярославский готов инвестировать разумные средства для того, чтобы воплотить те цели и задачи, которые он поставил, когда вернулся в футбол.
Словом у нас нет проблем с финансами. Но мы очень аккуратно относимся к деньгам. И топ-покупок не делаем.
Пять миллионов, три миллиона… Мы таких денег на игроков не тратим. Допустим, Балули пришел в нам свободным агентом. По Риаскосу была ситуация с клаусулой, поскольку его клуб вылетел из высшего дивизиона. У Пейшото заканчивался контракт… Считаю, мы собрали качественный состав, которому по силам выйти в УПЛ.
…И еще. Александр Ярославский делает серьезные вложения в инфраструктуру. Взять, к примеру, восстановление полей Академии. Это очень важно для клуба».
О системе оплаты труда футболистов
«Да, у нас есть несколько человек, получающих на уровне третьей-четвертой команд УПЛ. Но в основном все поставлено на бонусы. Прописаны бонусы за победы. Есть – за какие-то личные достижения, к примеру, у нападающих – за забитые голы. Но главное – за попадание в УПЛ. Там очень хорошие цифры. Практика показывает, что такая система стимулирует лучше всего. Футболист должен помнить, что важно решить задачу».
О слухах по поводу интереса «Шахтера» к Пейшото
«Информация о том, что «Шахтер сделал предложение по Пейшото, не соответствует действительности. Мы строим новую команду, и в ближайшее время «Металлист» никого не планирует продавать. Наоборот, президентом клуба Александром Ярославским выделен бюджет на приобретение новых исполнителей. Все усилия руководства, тренерского штаба и игроков направлены на создание боеспособной команды».
О тренерском потенциале Кучера
«Александр Кучер – родной для меня человек. Я его практически с детства знаю, веду его, я крестный его сына. Мое мнение может быть субъективным, но я вижу в нем огромный потенциал. Его понимание футбола есть на любой позиции. Он любому может подсказать по делу.
Молодой тренер, взял команду со второй лиги, на одном дыхании прошел ее. Сейчас команда показывает, как мне кажется, лучший футбол в первой лиге. Это его заслуга.
Я надеюсь, что он выведет «Металлист» на высокий уровень вместе с Александром Ярославским. А я буду помогать».
О скандалах вокруг судейства матчей «Металлиста» с конкурентами по Первой лиге
«С начала чемпионата наши соперники, а именно «Альянс» и «Оболонь», публично пытаются опорочить честное имя футбольного клуба «Металлист».
Я обращаюсь к руководству Украинской ассоциации футбола и Профессиональной футбольной лиги не оставлять данные слова без внимания. После нашей игры с «Альянсом» клуб из Липовой Долины сделал массу заявлений о предвзятом судействе, о том, что они снимаются с чемпионата, высказались о каком-то изнасиловании. Сегодня такую же позицию, как «Альянс», занимает «Оболонь»...
Руководству же футбольных клубов «Оболонь» и «Альянс» рекомендую воспринимать заслуженные поражения с достоинством, а не сваливать на судей, изнасилование и т.д.»
О своих нынешних обязанностях в «Металлисте»
«Основные мои функции – это спортивная школа, команда, тренерский штаб, селекция. В перспективе – создание команды U-19 и выполнение задачи по завоеванию путевки в еврокубки. Все это для меня не вызов. «Металлист» – это зов сердца и душа».
footclub.com.ua