Персони
Статті
Заменивший Анри
Александр ХАРЛАМОВ, Sports.ru «Он мобилен, силен, быстр, храбр. Сегодня он лучший нападающий в премьер-лиге», – наставник «Арсенала» Арсен Венгер не скупится на похвалы в адрес Адебайора, который не уходит без гола в чемпионате уже шесть матчей кряду. О переводе имени форварда, пророчестве Тьерри Анри и особом отношении Адебайора к женщинам – в материале Sports.ru.
sports.ru
2008-02-10 06:00
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ГАНГСТЕР 12 марта 2006 года. «Арсенал» благодаря двум уколам Тьерри Анри обыгрывает «Ливерпуль» (2:1). После матча лондонский бомбардир пересекся в подтрибунном помещении тогда еще «Хайбери» с только-только принявшим сборную Того немцем Отто Пфистером, который, как оказалось, приехал понаблюдать за игрой Адебайора. «Совсем скоро так же будут нахваливать Эмму», – указывая пальцем вверх, где лились песни в его честь, сообщил Анри немецкому тренеру. И оказался прав. Всхлипывать поклонникам «канониров» по отчалившему в «Барсу» французу сегодня ни к чему – уж больно хорош тоголезский верзила. «Adebayor, Adebayor, give him the ball, and Ade will score», – ныне самая исполняемая кричалка на «Эмирэйтс». И футболист из Того, которого Арсен Венгер называет «нападающим-мечтой», ей неустанно внимает.
Шейи Эммануэль Адебайор, которому 26 февраля исполнится лишь 24 года, сказал свое первое «у-а-а!» в одном из самых убогих кварталов столицы Того Ломе. Родители парнишки, в свое время бежавшие из Нигерии подальше от ужасов гражданской войны, не имели постоянной работы, а потому каждый день решали одну и ту же задачу – как прокормить своих шестерых детей, включая Шейи. Кстати, Шейи – нигерийское имя – родители называли сына «Olou A Sheyi», что в переводе означает «Его создал Господь». «У нас на завтрак, обед и ужин было картофельное пюре, – вспоминает Адебайор. – Но я не жалуюсь – мы жили очень дружно».
В возрасте 11 лет Шейи посчастливилось попасть с городских пустырей, где он гонял мяч со сверстниками, в одну из трех профессиональных футбольных школ Того. Впрочем, понятие «профессионализм» в данном случае довольно условно – мальчуганы в основном гоняли мяч на песке – разве что под присмотром. «Да, мои учителя не были совершенны, но я им очень обязан. Не попади я в их руки, наверняка стал бы гангстером, как большинство парней из моего района. Я – большой везунчик», – признается тоголезец, у которого сегодня есть своя команда в Ломе – AC Merlan. Эмма платит ее игрокам зарплату, обеспечивает как может, и когда выбирается на родину навестить родных, которые до сих пор живут в Того, с удовольствием гоняет с «мерланцами» в «дыр-дыр».
ВТОРОЙ КАНУ В Европу Адебайор перебрался в 15 лет. В составе юношеской сборной Того он участвовал в турнире в Швеции, где его и заприметил спортивный директор «Метца» Франсуа Ди Таддео. «В столь юном возрасте решиться покинуть свою семью было невероятно сложно. Но Франсуа сумел убедить меня, внушив, что со временем я вырасту в хорошего игрока. Также он дал мне полезный совет – оставаться самим собой и никогда не зазнаваться», – говорит Адебайор, четыре года отбегавший за «драконов» из Меца.
В 2003 году Эмма был признан лучшим игроком второго дивизиона Франции, а вскоре форвард перебрался в амбициозный «Монако». В команде Дидье Дешама молодой африканец играл роль джокера – на передовой солировали Дадо Пршо и Фернандо Морьентес. Что, впрочем, не мешало Эмме регулярно утолять свой здоровый голевой аппетит. Помните, как этот крепыш намял бока бекам московского «Локомотива» в 1/8 финала Лиги чемпионов-2003/04? В том сезоне «Монако» добрался до финала, но трофей в итоге отчалил в Порту. А Шейи – в начале 2006-го за 7 млн. фунтов – в «Арсенал».
В Лондоне Эмма взял себе 25-й номер, который до этого принадлежал человеку, чьими постерами он обклеивал стены своей квартиры – Нванкво Кану. Примечательно, что за сборную Адебайор играет под четвертым номером – все потому, что Кану выступал за «суперорлов» с этой цифрой на спине. За неистовое преклонение перед талантом Кану Эмму в Лондоне называют Baby Kanu, а Арсен Венгер считает, что Адебайор и есть второй Нванкво, только значительно быстрее на поле. «Не люблю, когда меня с кем-либо сравнивают. Ни с Кану, ни с Дрогба ни даже с Индзаги. Я другой, и мне есть еще чему учиться», – считает Эмма.
С «ФОНАРЕМ» ПОД ГЛАЗОМ Осенью 2005 года сборная Того впервые в своей истории пробилась в финальную часть чемпионата мира. Адебайор в квалификации к мундиалю забил 11 голов в 13 матчах и тут же забыл совет своего давнего наставника про зазнайство, принявшись сачковать на тренировках. Что, разумеется, не понравилось главному тренеру тоголезцев Стивену Кеши. Последний решил наказать Эмму, не поставив его в основу на матч Кубка Африки. Шейи разобиделся и послал тренера ко всем чертям. А боссы федерации – в отставку.
Уже на мундиале Адебайор поддержал товарищей по команде, отказывавшихся выходить на матч со Швейцарией из-за того, что не были выплачены премиальные в размере 110 тысяч фунтов. После же чемпионата мира Эмма получил письмо с угрозами расправы над его семьей, если он не прекратит отказываться играть за сборную. «Мне лично не нужны деньги. Я всего лишь пытаюсь сделать футбол в Того лучше и помочь нашей сборной. И это выходит мне боком…» – сокрушался Адебайор, сосредоточившийся на матчах за «Арсенал».
В раздевалке «канониров», как признается Арсен Венгер, тоголезец – главный весельчак, а на футбольном поле – неутомимый боец, который ради победы не щадит никого, даже партнеров по команде. Никлас Бендтнер убедился в этом во время недавнего матча с «Тоттенхэмом». «Подобный конфликт мог случиться в любой команде. На матче работали 200 фотографов и 7 телекамер, и все пытались найти, где же там Адебайор ударил Бендтнера – но никто ничего не увидел. Откуда же тогда все эти пересуды о драке?» – вопрошает Венгер.
Вспыльчив лучший игрок Африки 2007 года по версии Би-Би-Си и в личной жизни. В декабре 2006 года на его квартиру в западном Лондоне прибыл наряд полиции, вызванный соседями. Черити, подруга Адебайора, встретила служителей правопорядка с улыбкой на лице и… приличным «фонарем» под глазом. Виновника задержали, но вскоре выпустили – пострадавшая отказалась писать заявление. Эммануэль же недвусмысленно намекнул, что у них на родине не принято, чтобы женщина перечила мужчине. Гангстер в Адебайоре, похоже, не умер, а только дремлет.
«Я мечтаю стать лучшим игроком мира. Но свою главную задачу в этой жизни я уже считаю выполненной – не каждому в моей стране удается обеспечить своим родным достойное существование», – признается Эмма. Вот такой он неоднозначный парень.
sports.ru