Персони
Статті
Зеркало донецкой эволюции
Александр СИМАНОВСКИЙ, «Террикон» Надо сказать, что Генрих Мхитарян – своего рода феномен, с мышлением и целеустремленностью далеко не рядового порядка. Поэтому относиться к его словам и поступкам следует соответственно – понимая, что сказанное – это часть его жизненных установок, в которых футболу отдан безусловный и единственный приоритет.
terrikon.dn.ua
2010-10-18 07:00
«Совсем скоро мне предстоит в Лиге чемпионов дважды сыграть с командой моей мечты – лондонским «Арсеналом». Мне предоставляется уникальная возможность показать свое мастерство Арсену Венгеру, и в этих матчах попытаюсь выступить так, чтобы восхитить его. Понимаю, что в случае успешного выступления в составе «Шахтера» передо мной откроются другие перспективы», – эти слова из недавнего интервью Генриха Мхитаряна вызвали неоднозначную реакцию болельщиков (причем не только донецкой команды). И дело даже не в том, насколько сказанное соответствует привычным представлениям о чувствах, которые должен испытывать молодой футболист, совсем недавно заключивший контракт с более сильным и известным клубом, чем его предыдущий. Понятно, что Генрих не стал отделываться общими фразами о желании приносить пользу «Шахтеру» и обещаниями радовать его болельщиков. Для такого фанатично преданного футболу человека как он, это предполагается изначально – выходя на поле, играть на максимуме возможностей. Необычным выглядит другое – молодой футболист из скромной (по футбольным меркам) Армении смело и откровенно заявляет о своем стремлении играть в одном из лучших европейских клубов. И это сказано не просто по случаю и настроению, а выглядит постановкой вполне конкретной задачи ближайшего будущего.
Надо сказать, что Генрих Мхитарян – своего рода феномен, с мышлением и целеустремленностью далеко не рядового порядка. Поэтому относиться к его словам и поступкам следует соответственно – понимая, что сказанное – это часть его жизненных установок, в которых футболу отдан безусловный и единственный приоритет. Что же касается клубного патриотизма, думаю, что пока его с успехом заменяет высокий профессионализм во всех, в том числе и нефутбольных, проявлениях. И не стоит винить Генриха в недостаточной любви к его нынешнему клубу. Учитывая его личные качества и имеющиеся стимулы, не приходится сомневаться, что отрабатывать свой хлеб в «Шахтере» он будет на самом высоком для себя уровне.
В общем, будем считать Мхитаряна образцовым легионером, который знает, что ему нужно от «Шахтера», и который готов дать команде то, что потребует от него главный тренер. Достаточно ли таких взаимоотношений между игроком и клубом, предполагающих скорее обоюдовыгодное сотрудничество, чем другие, в большей степени основанные на эмоциях, составляющие? В случае с Генрихом – наверное, да. К тому же не будем забывать, что союз, заключенный поначалу лишь на деловой основе, со временем может укрепиться и чувствами. Недаром неоднократно признавался самый уважаемый на сегодня легионер «Шахтера» Дарио Срна в том, что переехав в Донецк, он рассматривал свою новую команду, как временный, промежуточный этап в карьере, намереваясь, поиграв в украинском чемпионате год – два, трудоустроится в одном из более известных европейских клубов. Прошло уже 6 лет, а ставший зрелым и востребованным мастером хорват до сих пор в «Шахтере», давшем ему по его же словам все, о чем он мечтал: материальное благополучие, любовь болельщиков, европейские победы.
Что касается Мхитаряна – он трудится в «Шахтере» для того, чтобы поднять уровень своего мастерства на следующую, более высокую ступень, соответствующую требованиям топ-клубов. И в этом его личные интересы и интересы команды совпадают – «Шахтер» ведь тоже строит планы закрепиться в европейской элите. В том же случае, если рост самого игрока со временем станет опережать общекомандный уровень, не вижу ничего плохого в стремлении футболиста оказаться в клубе-гранде. Наоборот, как известно, «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом».
А как же наше общее желание видеть «Шахтер» на вершине успеха? Не будут ли периодические потери лучших игроков команды ограничивать ее возможности – ведь нельзя не учитывать, что трансферы, например, Фернандиньо, Косты или даже кого-то из украинцев могут оказаться реальностью уже зимнего межсезонья? Не раз задавал себе эти вопросы и прихожу к выводу: уход лидеров – объективный процесс для такого молодого (имея в виду опыт больших побед) клуба, как «Шахтер». При этом важно, чтобы сохранялось общее поступательное движение к новым турнирным достижениям, шаг за шагом, сезон за сезоном необходимо добиваться совершенствования командного стиля и мастерства футболистов. Тогда и уровень легионеров, попадающих в «Шахтер» взамен ушедших, будет все выше и выше уже в начале их донецкой карьеры, и, самое главное, все более серьезной и привлекательной будет цель – попадание в «Шахтер» – для мальчишек собственной академии. Вот у кого точно не будет недостатка в эмоциональной составляющей – играть за родной и при этом по-настоящему большой клуб – можно ли хотеть большего?
Рассуждая таким образом, приходим к выводу – рано или поздно настанет время, когда сам «Шахтер» станет европейским грандом. И тогда многие молодые футболисты, и не только украинские, будут с детства мечтать оказаться в его составе, а переход из «Шахтера» в другую команду будут считать понижением статуса даже такие амбициозные и по-европейски продвинутые таланты, как Генрих Мхитарян.
www.terrikon.dn.ua