Персони
Статті
Человек из двух флаконов
Виктор ПРОХОРОВ, «ПРЕССИНГ» Москва слезам не верит. Она верит слухам. Которые распространяет о себе великий тренер Анатолий Бышовец. В преддверии скорого своего увольнения из московского «Локомотива» он начал готовить почву для возвращения в Украину. Правда, не в Киев, а в Донецк.
ПРЕССИНГ
2007-08-02 12:00
Речь идет о «Металлурге», с эмиссарами которого Бышовец уже встречался в Москве…
Как Анатолий Бышовец сам себя сделал «великим»? Почему он каждодневно занят поисками врагов и заговорщиков? Как нынешний тренер московского «Локомотива» хотел занять место Валерия Лобановского? Дорос ли современный футбол до Бышовца? Ответы на эти вопросы в набросках к портрету экс-киевлянина Бышовца, сделанных «Прессингом».
В прошлом году журнал «Proспорт» задал Анатолию Бышовцу, постоянно в профессии простаивавшему, логичный вопрос: почему тренер не работает ни с одним из российских клубов. Ответ поразил даже тех, кто был осведомлен о «скромности» специалиста, гипнотическим образом заставившего заговорить о своем величии: «Российский футбол еще не дорос до Бышовца».
Что означало это «не дорос»? Только одно: клубы, делавшие Бышовцу предложения, не устраивали его финансовые запросы, явно не соответствовавшие тренерской квалификации фигуры, во многом придуманной.
Тренерская карьера Бышовца, стоит напомнить, началась в Киеве в динамовской школе в 1974 году. Потом он (в 1986 году) перебрался в Москву и работал в Центральном совете «Динамо». Затем возглавил олимпийскую сборную СССР, с которой в 1988 году выиграл Олимпийские игры в Сеуле. Это была действительно серьезная победа, но в карьере Бышовца она оказалась первой и последней.
Больше (до Кубка России нынешнего года) никогда и нигде он ничего не выигрывал. Даже чемпионат страны ни разу ему не покорился. Более того, в течение двадцати (до «Локомотива») лет Бышовец в общей сложности работал всего семь, причем три сезона в московском «Динамо», два – в «Зените», а в остальных пяти клубах – урывками: от нескольких месяцев до полугода, как в донецком «Шахтере», откуда он был благополучно уволен за плохие результаты и неумение найти контакт с командой.
Бышовец, однако, поставил дело самопиара таким образом, что его постоянно называют «одним из самых титулованных тренеров на постсоветском пространстве».
У Бышовца не возникает ни малейших угрызений совести, когда речь заходит о его возможном появлении в том или ином клубе на «живом» тренерском месте. В свое время он непостижимым образом внедрился на короткое время (на 6 матчей) в махачкалинскую команду «Анжи», у которой был действующий тренер Гаджи Гаджиев, и Гаджиеву пришлось терпеть Бышовца рядом на скамейке, в том числе, и во время финала Кубка России с «Локомотивом». Во второй половине чемпионата России 2005 года Бышовец примерно так же появился в Томске, в котором с «Томью» работал Борис Стукалов, нынешний тренер молодежной сборной России. Стукалов, в отличие от Гаджиева, скамейку запасных делить с Бышовцем, договорившемся за спиной действующего тренера с начальством о роли консультанта, не захотел и Томск немедленно покинул.
Бышовец дважды предпринимал попытки заменить Валерия Лобановского на посту главного тренера киевского «Динамо». Первый случай для широкой публики малоизвестен. Относится он к 1976 году, когда после Олимпиады в Монреале в «Динамо» вспыхнул нешуточный конфликт, потребовавший вмешательства и применения кардинальных мер со стороны высшего партийного руководства Украины. Тогда, стоит напомнить, динамовские футболисты настаивали на отставке Валерия Лобановского и Олега Базилевича, и тренер динамовской школы Анатолий Бышовец без ложной скромности считал, что именно он должен возглавить «Динамо» и пытался задействовать все связи, имевшиеся у него на тот момент в кругах, близких к тогдашним вершителям судеб.
Связей в ту пору не хватило. В первой половине 80-х годов их стало больше. Сначала Бышовец попытался внедриться в «Динамо» после ухода Лобановского в сборную СССР в 1983 году – в роли помощника Юрия Морозова. Ничего не вышло. Еще одну попытку возглавить динамовскую команду Бышовец предпринял после неудачного для нее (уже при вернувшемся из Москвы Лобановском) сезона 1984 года: он включил все «рычаги», привлек на свою сторону некоторых высокопоставленных деятелей из ЦК Компартии Украины и Совета Министров страны, но история завершилась лаконичным резюме Владимира Щербицкого: «Тренером остается Лобановский».
Фантазиям и саморекламе Бышовца нет предела. Он старательно называет многих российских тренеров своими учениками, а «ученики» от учительства этого постоянно открещиваются, потому что никогда в «школе Бышовца» не учились, поскольку ее не существовало в природе. Очень многих футболистов, хотя бы раз соприкоснувшихся в карьере с Бышовцем, он немедленно выдает за своих воспитанников. О португальском хавбеке московского «Динамо» Данни, в частности, с которым Бышовца судьба свела на короткое время в «Маритиму», тренер говорит как об игроке, которого он воспитал. Бышовец умудрился даже имя Андрея Шевченко «привязать» к себе, заявив, что Шевченко нашел Александр Шпаков, которого он, Бышовец, как тренера воспитал в динамовское школе.
Сейчас в России до Бышовца «дорос» московский «Локомотив». Получив в свои руки самый сильный в российской премьер-лиге состав (летом он, к тому же, заметно укрепился), Бышовец начал с увольнения ведущего игрока обороны Вадима Евсеева, заявив ему, ни разу не видя в деле, что тот не подходит под его тренерскую концепцию. Потом настала очередь многолетнего капитана «Локо» Дмитрия Лоськова, играющего теперь в «Сатурне». Бышовцу казалось, что футболисты-ветераны примутся по указанию президента клуба Юрия Семина «сплавлять» тренера. Ему во время неудачных матчей до сих пор мерещатся «сплавы». Бышовец спокойно может подойти к ведущему форварду команды и спросить у него: «Ты не сумел сегодня забить или не захотел?».
Турнирное положение «Локомотива», до прихода в команду Бышовца постоянно занимавшего в последние годы призовые места, на сегодня не самое, мягко говоря, лучшее. По потерянным очкам команда, перед которой стоит задача как минимум попасть в Лигу чемпионов, делит в настоящее время места с 9-го по 14-е, имея их – потерянных очков – на 12 больше, чем лидирующий «Спартак» и на 10 больше занимающего второе место «Зенита». «Локомотив» по чемпионату идет, отставая от прошлогоднего графика на 12 очков. Кроме того, команда занимает последнее – шестнадцатое! – место по пропущенным голам: 27 в 19 матчах.
…Мания величия («российский футбол еще не дорос до Бышовца») и мания преследования («против нас развернута целенаправленная, спланированная травля») в одном флаконе – жуткая смесь.
СЛОВО – ГЕРОЮ
Наставник «Локомотива» Анатолий Бышовец рассказал корреспонденту «Советского спорта» о проблемах во вратарской линии и с дисциплиной у русских игроков, разговоре с Мутко и отношениях с Овчинниковым. О том, сколько времени требуется для построения команды: «У нас в основном составе семь человек от 19 до 23 лет – Янбаев, Ефимов, Иванович, Концедалов, Сычёв, Самедов, Билялетдинов – что бы по этому поводу ни писали некоторые газеты. Происходящее с «Локомотивом» для них – серьёзное испытание. Но работать нам приходится «с колес», результат нужен уже сейчас. Хотя, по моему глубокому убеждению, для построения команды нужно не меньше года. В «Зените» уже на второй сезон мы боролись за золотые медали».
О том, насколько за эти десять лет изменились его тренерские взгляды: «Принципы, методика, отношение к делу, отношение к подопечным – это величина постоянная. И она на самом высоком уровне, поскольку футбол, игроки, болельщики для меня святое. Разница в том, что в «Зените» не было иностранцев. А в «Локомотиве» сейчас много ребят с другим менталитетом, другой культурой, и с этим надо считаться. Но я не вижу в этом проблемы. Общий пульс у команды нормальный».
О том, чего не хватает «молодым волкам» Билялетдинову, Сычёву, Самедову, чтобы взять на себя бремя лидерства: «Будет результат, будут положительные эмоции – возмужание пойдет быстрее. А на фоне не самых удачных выступлений команды – это процесс болезненный. К тому же в 23 года бремя ответственности не только за себя, а и за партнёра за команду несколько давит. Так что это вопрос возраста, опыта».
О том, делается ли в «Локомотиве» ставка на молодых игроков: «Мы очень надеялись на наших ветеранов. Но их «износ», я имею в виду травмы, оказался слишком велик и не позволил им вписаться в состав. Оптимальная же, на мой взгляд, команда напоминает слоёный пирог, это сплав молодости и опыта. Сегодня мне не хватает футболистов, на которых можно было бы опереться. Но это не вопрос опыта, это вопрос, я бы сказал, «звёздности», когда игрок может помочь становлению другого игрока».
О том, чем можно объяснить то, что в первом круге вратарём номер один «Локомотива» считался Якупович, а Пелиццоли, не попадав тогда в заявку, теперь играет в основе: «Травмами. Пелиццоли приехал с повреждением руки, у него был перелом пальца. У Якуповича сейчас есть проблемы с паховыми кольцами».
О том, что Пелиццоли не знает ни одного русского слова: «Для «Локомотива» это больной вопрос. Вратарь обязан руководить обороной. Почему Лев Яшин в 38 лет был сильнее многих молодых вратарей? Потому что даже не в лучшей физической форме он так управлял защитниками, что они чувствовали: за ними стена».
О том, не было ли мысли дать проявить себя молодому Рыжикову: «В Кубке РЖД Рыжиков выйдет на поле. Как, наверное, и Пелиццоли, и, если позволит здоровье, Якупович. Скажу честно: перед началом сезона Рыжиков рассматривался как первый вратарь команды. Но в какой-то момент Якупович стал выглядеть лучше».
О том, как часто общается с Сергеем Овчинниковым: «Он не работает с вратарями основной команды, так что на тренировках мы не встречаемся. Что неудивительно: у него своя работа, у меня – своя».
О слухах о том, что он настаивал на увольнении Овчинникова: «Я помню Сергея ещё в то время, когда он был молодым и играл за дубль московского «Динамо». Потом мы замечательно общались в Португалии, у нас были добрые семейные отношения».
О том, как относится к словам Овчинникова, который утверждает, что готов возглавить «Локомотив»: «Очень серьёзно!»
О том, уживается ли он с Сёминым: «У нас разные участки работы. И если у меня нет возможности влиять на его деятельность, то у Юрия Павловича такая возможность есть…»
О том, пользуется ли этим Сёмин: «Не могу сказать».
О том, какой разговор состоялся на днях с Мутко: «Это была встреча давних знакомых. После матча «Локомотив» – «Динамо» Виталий Леонтьевич вместе с руководителями РЖД зашёл в раздевалку и поздравил нас с достойной игрой. А потом пригласил пообщаться, вспомнить времена, которые мы провели вместе в «Зените».
О том, насколько российские футболисты избалованы деньгами и вниманием к себе: «У корейцев на генетическом уровне заложено уважение к старшему, что значительно помогает тренерской работе. Но сегодня в России футбол – это бизнес, который диктует свои правила. И поэтому на тренировках нередко приходится говорить игрокам: «Если хочешь, чтобы уважали тебя, уважай других». Эту мысль не я придумал, её озвучил ещё Конфуций. А через полтысячи лет повторил Иисус Христос».
О том, действительно ли в «Локомотиве» берут деньги за попадание в состав: «Вчера видел Гуса Хиддинка, он по этому поводу высказался однозначно: «Такие разговоры возможны только в России!» С трудом представляю, как Сычёв или Билялетдинов платят мне деньги за то, что они играют. Это очередная провокация. Правда, меня ими задеть сложно, но жаль, если они влияют на игроков».
О том, будет ли поражением добровольное сложение полномочий: «Нет. Более того, я всегда прощался сам и ещё ни разу не был уволен. Но уйти из команды по собственному желанию имеет смысл, когда у тебя нет контакта с игроками, когда ты не видишь перспективы. В «Локомотиве» ситуация иная. А что до пресса, под которым мне приходится работать, то отношусь к этому философски. Бог испытывает сильных. Как говорят, Бог дал войну, даст и оружие…»