Персони
Статті
Москва вспомнила трагедию
Павел ГОГНИДЗЕ, uefa.com «Эх, лучше бы я не забивал этот гол...», – много лет спустя скажет форвард «Спартака» Сергей Швецов, вспоминая трагические события 20 октября 1982 года. В этот день москвичи в рамках второго круга Кубка УЕФА встречались с голландским клубом «Харлем». Матч уже подходил к концу, когда Швецов провел второй гол в ворота гостей...
uefa.com
2007-10-28 06:10
Самая страшная трагедия
За этим последовала самая страшная трагедия в истории европейского футбола. В соответствии с официальными данными советских властей, в давке на трибунах «Лужников» погибло 66 человек, однако независимые расследования, проведенные несколько лет спустя, называют цифру более чем в 300 болельщиков. Тогда, в 1982 году, цензура не пропустила в советские газеты ни строчки о том, что произошло на стадионе имени Ленина, как тогда назывались «Лужники». Даже сейчас, перед Матчем памяти, в котором ветераны-спартаковцы сыграют с командой «Харлема», чтобы отметить 25-ю годовщину трагедии, никому точно не известно, что именно произошло тем октябрьским вечером.
Цепная реакция
В этот день в Москве ударил сильный мороз, и ступеньки, ведущие вниз с трибуны, заледенели. «Спартак» на последних минутах вел со счетом 1:0, и многие зрители начали покидать свои места. Как раз в этот момент Швецов и забил второй гол. По одним данным, милиция направляла людей вниз по ступеням, по другим – был открыт только один выход с трибуны, на которой собрались 15 тысяч поклонников «Спартака». Услышав рев фанатов после гола Швецова, те, кто покинул трибуны, повернули назад и столкнулись с потоком людей, идущих вниз. В узком, обледенелом пространстве возникла давка. Кто-то упал, и началась цепная реакция. Неконтролируемая, обезумевшая толпа затаптывала упавших...
«Толпа прошла по людям»
«О жертвах мы ничего не знали, – вспоминает Эдгар Гесс, автор первого гола в ворота «Харлема». – В раздевалке сидели и понятия не имели, что творится в нескольких метрах от нас. Когда ехали после игры в Тарасовку, навстречу автобусу «скорые» летели. Говорят, по «Голосу Америки» сообщили о трагедии тем же вечером, но только на следующий день Старостин выяснил – толпа, мол, по людям прошла».
Воспоминания Хаара
Капитан «Харлема» Мартин Хаар, как и вся Голландия, узнал о масштабе трагедии на стадионе лишь в 1989 году. «Я помню, что после игры нам пришлось быстро покинуть стадион. Мы были расстроены поражением и нам надо было как-то обсудить свою игру, но нам было сказано, что надо уезжать – прочь, прямо сейчас. Когда вспоминаешь это, становится ясно, что все это было связано с тем, что произошло на трибунах. По пути назад мы слышали огромное количество работающих сирен. Но тогда мы были слишком расстроены поражением и не обратили на это внимания», – говорит Хаар.
Матч памяти
Только в 1992 году в «Лужниках» был открыт памятник жертвам трагедии. В субботу о них вспомнят еще раз, когда ветераны «Спартака» и «Харлема» сыграют в Матче памяти, доходы от которого будут переданы семьям погибших. Идея встречи подала голландская сторона, а в оргкомитет входит посол Нидерландов в России, мэр Харлема, наставник сборной России Гус Хиддинк и главный тренер «Зенита» Дик Адвокаат, который тренировал «Харлем» в период с 1987 по 1989 год.
«Это немыслимо» «Я до сих пор помню этот матч. Столько смертей – это немыслимая трагедия. Я полностью поддерживаю инициативу проведения матча в память о жертвах», – сказал Адвокаат. Голландский журналист Эдвин Стрейс, которому принадлежит идея встречи «Спартака» и «Харлема», тоже отлично помнит события 25-летней давности. «Матчи со спартаковцами были для «Харлема» особенными. Выход во второй круг Кубка УЕФА был самым большим достижением в 118-летней истории клуба. Но только в 1989 году мы узнал, что случилось на стадионе имени Ленина после финального свистка». Матч памяти состоится в «Лужниках» в субботу перед встречей «Спартака» с «Москвой» в рамках чемпионата России, а в мае арена примет финал Лиги чемпионов УЕФА.
uefa.com