Персони
Статті
Как живется легионерам в Украине
«Сегодня» На днях «Динамо» сделало самую дорогую покупку в своей истории в лице 20-летнего форварда «Крузейро» Гильерме. Чего ждать бразильцу в новой для себя команде и стране? И как тут обживались предыдущие легионеры. 3 ноября 2007 года после сенсационного поражения от «Металлиста» 0:1 сенегальский защитник «Динамо» Диакате...
segodnya.ua
2009-02-07 06:00
...до Гильерме носивший статус самого дорогого игрока «бело-синих», в раздевалке обратился с критикой в адрес тогдашнего тренера киевлян Йожефа Сабо. Африканец был против заездов на базу за два дня до игры, практиковавшихся из тех соображений, что, мол, если футболист занимался сексом накануне матча, значит, к поединку он не готов. Диакате говорил, а Каддури переводил на русский: «Я профессионал, и другие игроки – профессионалы, вы не доверяете ни мне, ни им, почему тогда мы должны верить в ваши схемы, если, играя по ним, мы проиграли?».
Это был последний матч ныне безработного Сабо у руля «Динамо». «Как сейчас с заездами на базу «Динамо»?» – спрашиваем у администратора киевлян Александра Чубарова. «Семин делает заезд на одну ночь. Переночевали, сыграли – и по домам», – говорит Александр Федорович.
Стало быть, Гильерме сможет проводить с семьей больше времени, чем ранее было у иностранцев.
Тем временем Сеньор $15 млн уже познакомился с динамовским юмором в отношении легионеров. «Захожу я в столовую, а там Диого Ринкон, Бетао и Гильерме, – рассказывает Чубаров. – Новичок протягивает руку, а я ему, в шутку, конечно – «хирома-оджеми», что значит – убери руки, но потом, естественно, здороваюсь по-настоящему. Гильерме угорает со смеху. Но Ринкон говорит: «Это еще не все». И просит меня: «Федорович, а давай еще рок-н-ролл». Я начинаю напевать: алабам-балумба-лабум-бала, Ринкон и Бетао подхватывают, начинаются танцы, – Гильерме чуть не падает».
Не страдали на отсутствие чувства юмора и самые успешные легионеры в истории «Динамо» – семикратные чемпионы Украины белорусы Александр Хацкевич и Валентин Белькевич. То, скооперировавшись с одноклубниками, они перенесли машину массажиста со стоянки куда-то в лес, то подбросили ему же «трубочку» с якобы скрученными долларами, и, угорая со смеху, наблюдали, как тот, почесав ногу, схватил «куклу» и рванул с базы, как метеор. Интересно, что под конец динамовской карьеры уже над Белькевичем вовсю подшучивал молодой Александр Алиев, или Саша Хабаровский (полузащитник родом из Дальнего Востока. – Авт.), как называет его администратор Чубаров. «Валик, снимай майку, сколько тебе 8-й номер носить, отдавай мне», – авторитетно молвил Алиев.
Кажется, в «Динамо» не было ни одного бразильца, не страдавшего лишним весом. «Почему же? У Бетао и Корреа его никогда нет, – возражает Чубаров. – А вот Ринкону сейчас пришлось бегать в трех костюмах, чтобы сжечь лишние граммы, при этом отказаться от всего мучного, картошки».
К слову, о еде. «Все наши легионеры без ума от борща, – сказал Чубаров. – А еще у нас на базе делают такой тоненький слой сала, и туда вставляют чесночок. Очень это блюдо любит румын Тибериу Гиоане».
«Приходилось ли решать проблемы иностранцев с законом?» – спрашиваем у администратора «Динамо». «Серьезных проблем не было, – отвечает Чубаров. – Бывало, гаишники останавливали легионеров или их жен за превышение скорости. Сейчас вот в клуб пришла бумага на Сергея Овчинникова, который уже в «Динамо» не работает, со снимком его машины. Превышение скорости. Надо заплатить 300 гривен».
«Меня, кстати, удивляло, что у вас водители так много нарушают, – поделился с Сегодня|Спорт своим опытом украинской жизни сербский легионер «Шахтера» Игор Дуляй. – Я сам всегда езжу очень аккуратно и злюсь, когда по чужой вине попадаю в серьезные ситуации. У нас в Сербии с этим очень строго. Например, за непристегнутый ремень – штраф 30 евро. Хорошо, в Украине тоже стали строже за этим следить».
«Игор, а был у тебя некий ритуал посвящения в игроки «Шахтера»?» – интересуемся. «По большому счету, нет, – говорит полузащитник. – Когда я сюда приехал, тут уже играли балканцы Срна, Вукич, Плетикоса, Лалатович. Они заставили меня, как у вас говорят, «выставиться». Причем ресторан выбрали сами».
ПЕРВЫЕ ЛЕГИОНЕРЫ
Первым чемпионом независимой Украины в 1992-м сенсационно стала симферопольская «Таврия», и уже тогда с с помощью легионеров – узбеков Толята Шейхаметова, Сефера Алибаева, литовца Видмантаса Вишняускаса... Да и в других клубах хватало приезжих игроков. За киевское «Динамо» выступали литовцы Вальдемарас Мартинкенас и Гинтарас Квиткаускас, за «Темп» играл Арсен Аваков из Таджикистана, который в сезоне-1994/95 стал лучшим бомбардиром чемпионата в составе запорожского «Торпедо»...
Но это все были воспитанники советской футбольной школы, которые с развалом Союза стали представлять другие государства. А вот первым настоящим легионером нашего чемпионата стал немец Андреас Зассен. В 1995-м его пригласил в «Днепр» соотечественник Бернд Штанге, работавший там тренером. Отыграв 11 матчей, Зассен вместе со Штанге покинул «Днепр». Судьба футболиста была печальной – уже тогда Андреас страдал от алкоголизма, избавиться от этой пагубной привычки ему так и не удалось. В октябре 2004-го в возрасте 36 лет Зассен умер от инсульта.
174 КГ ПОДДЕРЖКИ. Практически в одно время с Зассеном в Украину приехал и Аль-Саухи. Вспоминает администратор «Динамо» Александр Чубаров: «Я полетел на юношеский чемпионат мира в Катар, а по дороге в Киев заглянул в Кувейт к Валерию Лобановскому. Он порекомендовал этого полузащитника. Я позвонил Григорию Суркису, который тогда был президентом «Динамо», и он дал добро на переговоры. Все прошло нормально. Но... Кувейтяне – своеобразные люди, горделивые, очень обеспеченные... Приехал в Киев Аль-Саухи с мамой, такой «худенькой» женщиной – 174 кг веса. Эта пышка-арабка тогда подняла такой шум, мол, дайте ей апартаменты, и только пятикомнатные. Уклад жизни нашей ей не понравился – оказалось, в Киеве очень много девушек, и все они гуляют по городу без паранджи! Она испугалась за судьбу своего сына... Попробовали мы этого парня в деле (сыграл 1 матч в чемпионате – Ред.), он показал себя с лучшей стороны. Характеристики Лобановского оказались правдивы. И «Динамо» хотело было его приобрести. Но руководство кувейтского клуба ни в какую не хотело продавать, предложили только аренду – на полгода за 500 тысяч долларов. Тогда эта сумма оказалась баснословной. И от него отказались. Впоследствии, вернувшись в Кувейт, он попал к исламистам, а там наркотики... Пока Лобановский был в Кувейте, то еще держал Аль-Саухи в тонусе, а вернулся в Украину, и тот пропал. Была слишком завышенная у него планка. Вариантами, куда бы он еще согласился уехать, были «Реал» и «Манчестер Юнайтед». Хотя игрок был талантливый – такого склада, как Корреа, – играл хорошо в отборе и имел очень низкий процент брака».
«СТЕПАН» ИЗ ЗАИРА. В том же 1995-м засветился в нашем футболе и Мафумба Мфилю из Заира. Сыграл два матча за ЦСКА-»Борисфен». Откуда он взялся и куда ушел, сейчас и не вспомнят в армейском клубе. В памяти остался один забавный эпизод. По ходу матча армейцы сделали замену и диктор объявил: «На поле вышел Степан Матвиив». Стадионом прокатилась волна хохота, ведь на самом деле в игру вступил Мфилю.
«МЕРС» ИЗ БРАЗИЛИИ. А первым бразильцем в Украине стал Луис Эмерсон по прозвищу Мерседес. Все тот же Штанге пригласил нападающего из немецкого «Санкт-Паули». За второй круг чемпионата-95/96 Эмерсон провел 14 матчей и забил семь мячей.
ЧИПРИАН МАРИКА: «В УКРАИНЕ МЕНЬШЕ ДОВЕРЯЮТ» Экс-форвард «Шахтера» Чиприан Марика – один из десятка тех легионеров, кто после Украины играет в топ-чемпионатах.
– Чиприан, с какими мыслями в 2004 году ты приехал играть в Украину? – Я знал, что здесь играть лучше, чем в Румынии, что «Шахтер» – одна из лучших команд Украины, амбициозная, что я смогу с ней играть в Лиге чемпионов.
– То есть ты рассматривал наш чемпионат как трамплин для перехода в хороший западноевропейский клуб?
– Пожалуй, да. Это была возможность не только набраться опыта, но и показать себя. Не знаю, будь я сейчас игроком бухарестского «Динамо», какой бы путь выбрал. Но я был рад играть в Украине, мне у вас нравилось, я с удовольствием снова посетил бы вашу страну.
– Какие-то трудности были поначалу?
– Никаких. Мне было легко, потому что украинцы – очень доброжелательные люди. Даже в Германии, например, не такие. Если бы меня сейчас кто-то спросил совет, я бы ответил: езжай играть в Украину, у тебя там все будет в порядке, тебе помогут, поддержат.
– Когда приехал, ты же вообще русский не знал?
– Не знал! Я и сейчас года полтора по-русски не говорил, подзабыл немного. А тогда первое слово, которое выучил, было «хорошо». Еще бы посоветовал тем, кто приезжает в Украину, сразу выучить «спасибо». Вообще без языка, конечно, трудно, его нужно учить.
– Что еще нужно, чтобы успешно заиграть в Украине?
– Все просто: хорошо выполнять свою работу на тренировках и на поле. Это везде так.
– Бразильцы в футбол играть умеют, но почему-то часто именно у них в украинском чемпионате не складывается...
– О бразильцах не хочу говорить. Во время пребывания в «Шахтере» у меня сложилось о них некоторое мнение, но я его оставлю при себе.
– У тебя получилось так, как ты и планировал: набрался опыта в Украине, уехал в топ-чемпионат. Кроме уровня футбола, чем еще Германия лучше Украины?
– Ну, футбольные поля, конечно, лучше. Спортивная база? Такого понятия здесь нет. Есть поле, на котором команда тренируется. А потом перед игрой заезжает в отель. В этом смысле в Германии отношение более профессиональное. Игроки сами знают, что можно делать, что нельзя. В Украине работают по-старому, не доверяют футболистам. Загоняют их на базу и все. Кстати, многим легионерам у вас к этому непросто привыкнуть, это тоже создает некоторый дискомфорт.
www.segodnya.ua