Персони

Статті

Пьетро первый

Сергей КОЛЕСОВ, газета «Новая» Принято считать, что первым и пока последним украинцем, завоевавшим Кубок чемпионов, является Андрей Шевченко. С этим можно поспорить. Как же тогда Пьетро Верховод – один из самых авторитетных игроков итальянской серии А в 1980-1990-х гг., отыгравший 12 сезонов за «Сампдорию»? Да, паспорт у него самый что ни на есть итальянский.

novaya.com.ua

2009-02-22 06:00

Но кровушка в жилах бывшего защитника течет наполовину украинская.

Пьетро – сын советского солдата Ивана Лукьяновича Верховода, уроженца села Рыково, что неподалеку от Белой Церкви. На Апеннинах Верховод-старший оказался в годы Великой Отечественной войны – попал в окружение, а затем в немецкий концлагерь, откуда вместе с другими военнопленными был переброшен на север Италии. Ну, а когда в Европе воцарился мир, Иван Лукьянович вполне благоразумно предпочел не возвращаться в СССР, где практически всех побывавших в плену неминуемо ждали допросы в НКВД, а то и сталинские лагеря. Жестокие были времена, что там и говорить. Но мы, собственно, не об этом.

Итак, Иван Верховод обосновался в небольшом городишке Кальчинате (провинция Бергамо). Вскоре женился на итальянке, а работать устроился на местный мотоциклетный завод, в команде которого и началась футбольная карьера его знаменитого сына, кстати, третьего ребенка в семье. Первый же профессиональный контракт Пьетро подписал в 1976 г. – 17-летнего защитника приметили скауты выступавшей в серии D «Романезе». Впрочем, в этом клубе он продержался недолго – сыграл всего три неполных матча и пошел на повышение, во второлиговский «Комо», с которым пробился в серию А. Тут-то и поступило предложение из «Сампдории», которая, правда, купив Верховода, отправила его на два года в аренду – сначала в «Фиорентину», затем в «Рому». И лишь после того как римляне с Верховодом в составе выиграли национальное «золото», а сам Пьетро обзавелся титулом лучшего игрока сезона, генуэзцы вернули его в свои ряды. Как оказалось позже – на дюжину сезонов. И вот что любопытно: практически все громкие достижения «Сампдории» неразрывно связаны с Верховодом, который сходу стал лидером клуба (наряду с Джанлукой Виалли и Роберто Манчини), – триумфы в Кубке Италии (1985, 1988, 1999, 1994), скудетто (1991), Суперкубок (1991 и 1995), Кубок обладателей кубков (1990), выход в финал Кубка чемпионов (1992). Ушел Пьетро – ушли от «Сампдории» и победы.

Те, кто хорошо знают Верховода, считают такой расклад вполне логичным. Ведь он был из тех игроков, которых принято называть ключевыми. Шутка ли: в серии А Пьетро провел 562 матча, что является четвертым показателем за всю историю турнира. Последний раз на поле он вышел в 2000 г. – в возрасте 41 года 10 дней (пятый показатель в Италии), обзаведясь прозвищем Великий старик. Еще его частенько называли Руссо (как и всех выходцев из СССР) и Царем (а это уже заглавие книги, которую написал о футболисте один итальянский журналист). Свои же главные трофеи Верховод завоевал в составе «Ювентуса» (Кубок чемпионов-1996) и национальной сборной (чемпион мира-1982).

Бесстрашный боец и неутомимый труженик на поле, он пользовался громадным авторитетом. «Пьетро – профессионал с большой буквы, – так вспоминал о бывшем партнере Алексей Михайличенко, выступавший в «Сампдории» в сезоне 1990/1991. – Меня особенно поражали его трудолюбие и упорство. Казалось, он не ведает усталости и страха, а также жалости – как к себе, так и к сопернику. Ему не были страшны ни Зико с Карекой, ни ван Бастен, ни Платини… Когда я пришел в «Сампдорию», Верховод уже считался негласным вожаком старожилов команды. Эта группа игроков держалась немного обособленно, а к остальным предъявляла повышенные требования. Так что у нас, несмотря на общие корни, дружеских отношений не было. Обходились чисто профессиональным общением, не выходящим за рамки футбола. Да и не рассмотрел я за тот год в Верховоде каких-то украинских черт характера. Типичный итальянец, разве что слишком спокойный и тихий, но зато импозантный и прекрасно знающий себе цену».

Ну, а завершая рассказ о Верховоде, вспомним давно известную истину: далеко не каждый классный футболист может стать хорошим тренером. Так произошло и в случае с Пьетро. Несколько раз ему доверяли команды низших дивизионов, но ни в одной из них он не доработал до конца контракта. Последнее место его работы – «Триестина» из серии В. Правда, покинул ее он не из-за результатов, а по причине несогласия с трансферной политикой руководства. Но суть дела от этого не меняется...

Кстати

Заметный след в истории «Сампдории» оставил и нынешний наставник сборной Украины Алексей Михайличенко, за которого итальянский клуба заплатил огромные по тем временам деньги – по разным данным, от $3,5 до 5 млн. Воспитанник киевского «Динамо» провел в Генуе всего сезон, отправившись впоследствии ковать шотландское «золото» с «Рейндержс». Но зато именно при Михайличенко «Сампдория» в первый и пока последний раз выиграла скудетто. Вклад нашего соотечественника в тот успех генуэзской команды – три гола в 24 матчах. Олег Саленко отбегал в «Валенсии» год, перебравшись из заштатного «Логроньеса», который спас от вылета в низший дивизион, забивая чуть ли не в каждом матче. А вот за «летучих мышей» лучший бомбардир ЧМ-1994 играл нерегулярно – из-за конфликта с главным тренером бразильцем Карлосом Альберто Перейрой. Однако кое-чем Олег в «Валенсии» запомнился: это ведь при его участии левантийцы впервые в истории обыграли «Реал» на выезде, а наш бомбардир оформил в том матче дубль. Ну, а после «Валенсии» Саленко отправился в «Рейнджерс» (летом 1995-го за $5 млн!), где еще застал Михайличенко.

Трансфер Сергея Реброва из «Динамо» в «Тоттенхэм» признан одним из самых неудачных в Туманном Альбионе. В 2000-м «Шпоры» выложили за форварда 11 млн фунтов, определив ему самую высокую зарплату в команде. Однако в Англии Сергей свой талант так и не реализовал, забив за «Тоттенхэм» всего 16 мячей в 73 матчах за три сезона. Ну не его это оказалась команда, вот и все.

novaya.com.ua