Персони
Статті
Мастроянни? Пушкаш? Ну что вы. Юрий Войнов!
…Он был очень красив. Женщины оглядывались на улице буквально до последних его дней. Это не преувеличение. Многие сотрудники клубного офиса «Динамо» на Грушевского 3, выходя пообедать, между собой по-доброму подшучивали,..
Информационный отдел ФК «Динамо» Киев
2012-04-19 14:00
…перехватывая женские взгляды на него: «Вот, что значит, быть легендой «Динамо»! Да еще вечным красавцем». Юрий Войнов, кумир болельщиков «бело-синих» 60-х в ответ лишь добродушно отмахивался рукой.
А что бывало ранее! Семен Случевский, долгое время проработавший на советском телевидении вспоминает: «Сам не пойму, почему до сих пор помню, как малолеткой невольно подслушал на школьной лестнице интимный диалог двух старшеклассниц. Одна из девиц с восторгом вещала другой об увиденном накануне новом итальянском фильме «про любовь». Особенно возбужденно она докладывала о красавце-актере, исполнителе главной роли. На вопрос собеседницы, как фамилия артиста, сразу не вспомнила, залезла в школьную тетрадочку и не без труда прочитала: Марчелло Мастроянни. Ничего смешного. Это, вероятно, была его первая роль на нашем экране. Но описать прелести еще не известного советским женщинам Марчелло не смогла и спаслась фразой, которую я и запомнил на всю жизнь: «Он потрясающе красив! Как тебе объяснить, он похож на самого футболиста Войнова!» Подружка все поняла и тоже прониклась – как прониклась бы в ту пору любая ее сверстница-киевлянка.
Войнов был звездой, и не только футбольной. Вскоре напротив нашей знаменитой 45-й школы на самой древней улице Руси Владимирской (это я говорю оттого, что именно по этой улице более 1000 годков назад дружинники Владимира гнали киевлян к Днепру креститься). Так вот, напротив школы построили новый дом для «непростых». И рядом с аппаратчиками из ЦК и генералами «Конторы» (так в народе прозвали КГБ) поселили футболиста Войнова. Как я был горд – и горд до сей поры, что на моей родной Владимирской улице жили либо учились не только Булгаков, Паустовский, Вертинский и Виктор Некрасов, но и Войнов.
Еще он был красивый футболист. То есть имел собственный стиль. Играя правого полузащитника, по-старому – «пятерку», мог нейтрализовать любую, самую звездную «десятку», т.е. по традиции не просто «забойного» форварда, а именно умницу на поле. Вспомните, кто носил и носит в мировом футболе футболки с десятым номером: Пеле, Марадона, Месси. В своей толковейшей книге «Век футбола» классик спортивной журналистики Александр Павлович Нилин пенял Войнову, что тот, дебютируя в сборной СССР, полностью закрыл московским гурманам легендарного Ференца Пушкаша, впервые приехавшего в Москву с той великой венгерской дружиной образца до 56-го года, вошедшей в историю мирового футбола под именем «золотой команды».
А до того в составе «Зенита» в контрольном матче со сборной (до Киева уроженец подмосковных Подлипок Юрий Войнов играл за Питер) он упрятал, быть может, самого техничного советского форварда Сергея Сальникова. Удачно играл Николаевич и против юного Пеле на шведском первенстве мира-58. Ведь недаром Войнова включили в символическую сборную мира того первенства».
Кстати, о Войнове и легенде мирового футбола Пушкаше. Снова предоставим слово Семену Случевскому: «Мне судьба подарила с Ференцом встречу более 10 лет тому назад. Это был его единственный приезд в Киев. Интервью с Пушкашем для канувшего в лету «Футбольного обозрения» (ОРТ) я снимал, именно сведя вместе великого мадьярского форварда с его персональным опекуном в матче сборных СССР и Венгрии. Как вы уже сами догадались, именно с Юрием Николаевичем Войновым. Оба героя интервью очень тепло встретились, с интересом смотрели черно-белую хронику того матча. Пушкаш весело реагировал на кадры, в которых было видно, как Войнов «не давал дышать» ему на поле. Юрий Николаевич все больше молчал. Только теперь я могу признаться, как эта тема давалась мне кроваво: Войнов всегда был знаменит своей скромностью и деликатностью, ему казалось, нехорошо обижать гостя такими, вероятно неприятными для того, воспоминаниями. Поэтому он еле-еле уговорился на эту съемку».
Но Войнов был не только разрушителем. Вместе со своим знаменитым партнером по полузащите Игорем Нетто он начинал организацию всех атак советской сборной. А еще у него был фирменный удар. С носка, убойной силы, дальний, да по нижним углам ворот соперников. Владимир Маслаченко признавался, что для него, как вратаря, именно такие удары Войнова были очень опасными.
В 60--61-м годах московское «Торпедо» и киевское «Динамо» прервали монополию «Спартака» и яшинского «Динамо» на борьбу за золотые медали. Это были два сезона удивительно красивого, умного футбола. С одной стороны, 'Торпедо» Воронина, Маношина, Метревели, Иванова, Гусарова, Батанова под руководством Виктора Маслова (это через несколько лет «Дед» с триумфом три года подряд будет четко вести наше «Динамо» к золотым медалям). Против них «Динамо» Лобановского, Каневского, Базилевича, Трояновского, Бибы, Серебрянникова, но прежде всего, лидера «бело-синих» Войнова! А на капитанском мостике «наших» – одна из легенд послевоенной «команды лейтенантов» – Вячеслав Соловьев.
Вскоре Юрий Николаевич повесит бутсы на гвоздь, попробует себя тренером. Здесь больших успехов он не добьется. Увы. Работал все больше с украинскими провинциальными клубами. Из Николаева, Полтавы, даже Шепетовки. Правда, недолго в конце 60-х, начале 70-х годов возглавлял даже «Шахтер» и «Металлист», но те периоды не были «топовыми» для этих клубов.
В середине 60-х вывел в высшую лигу одесский «Черноморец». Именно там Войнов проявит свою третью красоту – человеческую. Это он первым протянет руку помощи Лобановскому, которого, приехавший в Киев, великий «Дед» Маслов поначалу уберет из основы, а затем и вовсе из команды. Как раз под руководством Войнова строптивый «Рыжий» играл за моряков.
Юрий Николаевич помогал еще многим. И служа тренером, и в дальнейшем футбольным чиновником. Помогал, но сам помощи не просил никогда. Не просил, когда наступили тяжелые для него и его семьи дни. С развалом СССР в футбольном хозяйстве Украины долгое время царили бесхозяйственность и анархия. Не в состоянии содержать себя и семью на нищенскую пенсию, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы, СССР и прочая, прочая, после 60 годков идет в овощную лавку подсобником.
Слава Богу, к рулю динамовского, а затем и украинского футбола пришли новые люди, они и помогли Войнову вернуться к любимому делу. Работая главным инспектором украинского профессионального футбола, он выступал редко, но его тихое и справедливое слово обычно было последним и решающим. А сам он вновь предпочитал уйти в тень.
В середине 90-х годов Семен Случевский вместе c Александром Нилиным на НТВ снимал фильм о киевском «Динамо». Александр Павлович не мог удержаться и все пытал Войнова, как тот переживал момент, когда ближайший друг Нилина, о ком он написал не одну книгу – Валерий Воронин выдавил его из сборной. Ю.Н. отвечал просто и искренне: «Все нормально. Ведь мое время ушло, а Валеркино пришло».
Время Войнова ушло в реальности, но оно должно быть в нашей памяти навсегда...