Турніри
ЧС-2010
Михел: «Второй Коллина невозможен»
Юрий ЮРИС, «СЭ в Украине» Знаменитый в недавнем прошлом словацкий арбитр ФИФА, а ныне один из менеджеров донецкого «Шахтера» Любош Михел, поделился с корреспондентом «СЭ» своими ожиданиями от стартующего сегодня в ЮАР чемпионата мира.
2010-06-11 07:25
ГРЕЗЫ О «ЗОЛОТОМ СВИСТКЕ»
– В списке 29 главных арбитров, которым доверено обслуживать матчи чемпионата мира в ЮАР, только двое – колумбиец Оскар Руис и бразилец Карлос Симон – работали на предыдущих турнирах в 2002-м и 2006-м годах. Любош Михел в свои 42 мог бы стать третьим, не правда ли?
– Не жалеете? – Нет, потому что судьба, пославшая мне интересную работу в «Шахтере», с лихвой все компенсировала. Чего стоит только победа горняков в последнем Кубке УЕФА.
– Неужели после двух чемпионатов мира и работы в финалах Лиги чемпионов и Кубка УЕФА совсем не грезили «Золотым свистком»? – Вот именно: «Золотой свисток» – это из области грез и фантазий. Как ожидание джек-пота в лотерее. Назначение судьи на финальный матч чемпионата мира не зависит только от его профессиональных качеств и рейтинга. От политики ФИФА и стечения обстоятельств – тоже. На прошлом чемпионате мира в Германии, если вы помните, в полуфиналы пробились только команды из Европы. Стало быть, судьям из этой части света дальше путь был заказан.
– В «списке 29» много ваших знакомых? – Можно так сказать: в той или иной степени знаю всех. Дело в том, что начало подготовки к ЧМ-2010, когда в этом списке было более 50 фамилий, застало меня еще как действующего арбитра. Вместе со всеми в 2008 году даже прошел два сбора – сначала на Канарских островах, а потом в Цюрихе. Именно в Швейцарии проблемы с больными ахиллами поднялись в полный рост. Тренер по физподготовке, помню, сочувственно спрашивал: «Любош, что происходит? Твои физические кондиции всегда были безупречны, служили примером для других». Я отговаривался, дескать, приболел, с кем не бывает, но через месяц понял: можно обмануть кого угодно, но только не себя. Дошло, наконец, что нужно заканчивать.
ЧМ – ЭТО ФУТБОЛЬНЫЙ КОСМОС
– Вас не удивило назначение на стартовый матч чемпионата в ЮАР арбитра из Узбекистана Равшана Ирматова?
– Между тем, он признавался лучшим арбитром Азии в 2008 и 2009 годах, обслуживал финальный матч клубного Кубка мира... – Я в курсе. Однако чемпионат мира – это совершенно иной уровень. Футбольный космос, если хотите. Сборные в принципе сложнее судить, чем клубы. На мундиале – и подавно.
– Почему? – На кону стоит престиж целой нации. Количество болельщиков у клуба, даже самого великого, и сборной страны просто несопоставимо. Отсюда и необыкновенная ответственность арбитра. Представьте, ошибся судья в матче с участием сборной Китая – и мгновенно нажил больше миллиарда врагов. (Смеется).
– В ЮАР нет китайцев, поэтому столь глобальному риску никто из арбитров подвержен не будет. Зато есть скромная – и по футбольным, и по геополитическим меркам – Словакия, за которую вы будете болеть, и которая в отборочном цикле к Euro-2012 станет соперником сборной России. На что могут рассчитывать ваши соотечественники в Южной Африке? – В нашей группе безоговорочный фаворит – Италия. Действующий чемпион мира, команда с колоссальным опытом. А вот с Парагваем (не думаю, что Новая Зеландия способна на что-то серьезное) словаки вполне могут побороться за вторую путевку в плей-офф. Я дважды судил парагвайцев на чемпионатах мира. Типичная латиноамериканская команда, имеющая в своем составе немало футболистов, выступающих в европейских клубах: Оскар Кордоса из «Бенфики», Санта Крус из «Манчестер Сити», Джонатан Сантана из «Вольфсбурга», Нельсон Вальдес и Лукас Барриос из «Боруссии»… И все же, думаю, мои земляки способны с ними справиться. Надеюсь на это.
45 ЛЕТ – РАЗУМНЫЙ ПРЕДЕЛ
– Как вы оцениваете эксперимент с шестью арбитрами (если считать резервного), который УЕФА в прошлом сезоне проводил в Лиге Европы, а теперь собирается распространить и на Лигу чемпионов?
– Что мешает? – По-моему, национальные федерации несколько легкомысленно отнеслись к формированию судейских бригад в расширенном составе. Роли пятого и шестого арбитров зачастую доверялись совсем уж молодым, не обстрелянным людям. Они лучше других видели нарушения в штрафной площадке, которые обычно и влияют на исход матча, однако зачастую боялись вмешаться. Я сказал Платини, что на их месте легко представляю опытных рефери, которые по возрасту уже не могут судить в поле, зато как помощники за воротами, где физическая нагрузка, можно сказать, нулевая, были бы весьма полезны.
– Интересно, топ-арбитр ФИФА Любош Михел, задержись он на поле до предельного 45-летнего возраста, согласился бы стать потом помощником за воротами? – А почему нет? С удовольствием. Ничего зазорного в этом не вижу. Корона не свалилась бы, зато продлил бы свой судейский век еще на несколько лет.
– Кстати, 45 лет – оптимальный возрастной ценз для судьи в поле? – Думаю, да. Хотя это во многом индивидуально. Есть арбитры, которые и в 48 не испытывают никаких проблем с «физикой». Однако встречаются и такие, которые уже в 40 лет сходят с дистанции. Как ваш покорный слуга, например. Скорости в футболе постоянно растут, чтобы успеть за игрой, судье приходится за матч преодолевать 11-12 километров, причем, не трусцой, как на утренней пробежке, а делать серьезные ускорения. Чем раньше ты начал судить, тем, видимо, быстрее изнашиваешься. Не стоит доводить себя до такого состояния, когда в конце матча станешь принимать решения из центрального круга. В общем, 45 лет – это разумный предел.
– Чемпионаты мира – как верстовые столбы футбольной истории, задающие магистральное направление в развитии «игры миллионов». А что можно сказать о современных тенденциях в судействе? – Самое важное, на что в последнее время нацеливают арбитров ФИФА и УЕФА, – это забота о футболистах, делающих погоду на поле, придающих игре зрелищность и красоту. Если десятки тысяч людей приходят «на Месси», значит, он должен быть надежно защищен человеком со свистком. По собственному опыту знаю, как инструктируют судей перед чемпионатом мира. Представители ФИФА призывают решительно бороться с грубостью, симуляцией, затяжкой времени. Они напутствуют арбитров примерно так: «Если вы дали красную карточку там, где можно было обойтись желтой, – это не страшно, мы поддержим. Но если случится наоборот, мы вас не поймем». ФИФА настроена на искоренение любых проявлений, которые идут вразрез со зрелищностью футбола и рыцарским поведением игроков.
– Вы когда-то мне говорили, что Пьер-Луиджи Коллина изменил привычное представления о судействе, сделал его привлекательной частью футбола, что до Коллины личность арбитра мало кого интересовала, а теперь у вас берут интервью почти наравне с футбольными звездами. Кто-то из современных арбитров может приблизиться к знаменитому итальянцу по степени популярности? – Сомневаюсь. Коллина был единственный в своем роде. Второй такой невозможен. Уже сама внешность делала ему уникальный пиар. Как и любой арбитр, он не всегда был безупречен в принятии решений, однако обладал такой харизмой, которая заставляла прощать Коллине все. В этом смысле, на мой взгляд, он сопоставим с Дэвидом Бекхэмом: тому тоже достаточно просто появиться на поле, чтобы ввести своих поклонников в экстаз. Что касается арбитров, приглашенных для работы на чемпионате в ЮАР, то я готов поделиться своими предпочтениями. Это итальянец Роберто Розетти, швейцарец Массимо Буззака, англичанин Ховард Уэбб, мекиканец Бенито Аргундия и уругваец Хорхе Ларрионда. Почти уверен, что «Золотой свисток» получит кто-то из них.
– Как думаете, почему в ЮАР нет судей из России и Украины – вроде бы не последних футбольных стран? – В России с уходом Валентина Иванова, видимо, закончилась одна генерация арбитров высокого класса, а следующая еще не сформировалась. Судья, которому доверят работать на чемпионате мира, не может возникнуть из ничего, его нужно воспитывать, готовить на протяжении 7-8 лет. И все это время он должен ощущать поддержку со стороны национальной федерации. Хороший судья – изделие штучное. Ручная работа. На конвейер его не поставишь. При этом у каждого – своя планка. Одному не суждено прыгнуть выше национальной лиги. Потенциал другого позволяет посягнуть на Лигу чемпионов или чемпионат мира. Но если за первый же промах арбитра начинают «закапывать», как это случается на Украине (да и в России, боюсь, тоже), то ничего хорошего не получится. Мне в Словакии многое прощалось на первых порах. Люди, верившие в меня, поддерживали в начале судейской карьеры, поэтому она сложилась удачно.
ДОЛЖНО ПОВЕЗТИ АРГЕНТИНЕ
– В какой степени уровни футбола в стране и судейства связаны между собой?
– При всем уважении к арбитрам, главными действующими лицами на стадионах ЮАР все же будут футболисты. От кого стоит ждать сюрпризов? – Разделяю точку зрения тех, кто считает, что «выстрелит» какая-то из африканских команд. Все они будут ощущать себя, как дома. Кто ставил на Южную Корею в 2002 году, когда она дошла до полуфинала? Теперь история может повториться на африканский манер.
– Кого прочите на чемпионский трон? – Выраженного фаворита нет, но шестое чувство подсказывает: чемпионом станет Аргентина. Она давно ничего не выигрывала, а такого мощного дуэта форвардов, как Месси – Милито, больше нет ни в одной команде. Четыре года назад аргентинцам не повезло: они уступили немцам в четвертьфинале в серии послематчевых пенальти. В противном случае, скорее всего, дошли бы до финала. Будет справедливо, если теперь судьба захочет вернуть им долг.