Турніри
ЧС-2018
Андрей Шевченко: «Готов встретиться с Игорем Суркисом»
Главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко проанализировал последние матчи национальной команды.
Евгений ГРЕСЬ, «Команда №1»
2017-09-12 09:20
– Андрей Николаевич, три очка, набранных сборной Украины в двух сентябрьских поединках, по всей видимости, совсем не тот результат, на который вы рассчитывали?
– Безусловно. Мы ставили задачу-минимум взять четыре пункта, но по разным причинам нам это сделать не удалось.
– Так ведь все претенденты на выход из нашей группы набрали в минувших спаренных матчах по три очка.
– Для нас это слабое утешение. Турнирная ситуация никак не поменялась. Мы как отставали от первого места на два очка, так и отстаем. Остались, как говорится, при своих…
Я недоволен результатом. Считаю, что в Исландии нельзя было проигрывать ни в коем случае. По самой игре в Рейкьявике – я тоже ожидал большего. Не могу назвать ее провальной, все наши принципы команда выдерживала, но были отдельные ситуации, которые повлияли на исход матча.
– Вы сказали, что ставили задачу взять не меньше четырех очков. Может, тогда ехали в Исландию за ничьей?
– Ни в коем случае. Мы никогда не играем на ничью, а в Рейкьявике отдавать инициативу тем более было нельзя. По такому раскладу мы тут же получили бы кучу навесов и стандартов у своих ворот, а этого нельзя было допустить. Сели бы назад – нас бы попросту затоптали. Будь у меня сейчас возможность переиграть этот поединок, я бы ни за что не изменил нашу тактику. Команда действовала бы точно так же – с контролем мяча.
– В связи с этим вспоминается фраза Валерия Лобановского, который говорил о том, что у любого коллектива должен быть набор тактик. Отодвинув игру в Исландии от своих ворот, может, стоило ее упростить?
– Я никогда на это не пойду. Моя команда не будет играть в примитивный футбол. Тем более в Исландии, где навал не может быть эффективен в принципе. По поводу набора тактик я, конечно, согласен с Лобановским, и у нас в игре тоже возникают моменты, когда нужно просто выбить мяч, выйти в середину поля, занять позиции. Но лицо у команды должно быть другим, и оно у нас уже есть.
Мы не просто видим, что в игре сборной Украины есть свой рисунок, а получаем подтверждение в виде аналитических выкладок. Мне предоставила разбор наших матчей научная группа, а также итальянская компания, которая сотрудничает с УЕФА. Читал я разбор игры и на вашем сайте. Все данные свидетельствуют о том, что мы находимся на правильном пути. По общей эффективности уступаем немного только хорватам, в составе которых выступает много исполнителей из ведущих клубов Европы.
– В чем наш главный резерв?
– В отдельных эпизодах, которые мы не всегда доигрываем. В поиске индивидуально сильных нападающих, которые могут из ничего сделать гол, заработать пенальти и так далее. У нас есть хорошие исполнители на флангах атаки, но в любом случае мы должны быть сильны командной игрой, и в этом направлении работает наш штаб. Длинные забросы вперед в расчете на мастерство отдельных игроков – для нас это неприемлемо. Это дело случая, а мы – за системность в игре.
– После матча с Турцией футболисты сказали, что вы разрешили им порадоваться не больше 10-ти минут. Команда вас услышала?
– Да. По настрою на поединок с Исландией не может быть никаких вопросов. Вообще никаких! Для меня это неприемлемо, чтобы на таком уровне, да в национальной сборной, у кого-то были проблемы с желанием играть. Я уже говорил: увижу такого футболиста – ноги его в команде не будет. Увижу даже не в игре, а на тренировке. Ребята об этом знают, мы с ними обсуждали данную тему после спарринга с Мальтой. Вот там я обратил внимание на проблемы с настроем, но они уже в прошлом. У меня в команде никогда не будут играть люди, которые не уважают свою работу.
– Игра против турок – это тот футбол, который записан в вашем учебнике?
– Не в моем. Такая игра – это требования современного футбола. Да, это был хороший матч в нашем исполнении, но следующий поединок смазал общие впечатления. В турнирном плане мы сделали шаг вперед, а через два дня вернулись обратно. Но это по результату, а по игре появилась стабильность, которая просматривалась и в Рейкьявике, – это определенный стиль, определенные связки…
Впрочем, кто-то выпал из этой игры, кто-то недоработал в отдельных эпизодах, и это отразилось на табло. Мы проведем детальный анализ, соберемся в следующий раз и укажем ребятам на ошибки. В моменте с первым мячом был фол на Андрее Пятове, а второй гол исландцы забили после того, как нарушили правила на Евгении Коноплянке и убежали в контратаку. Но нас это не оправдывает.
– Слова Мирчи Луческу перед матчем с Турцией здорово завели команду?
– Не думаю. Для нас турки сами по себе были серьезным раздражителем. Сильный соперник, конкурент в борьбе за выход из группы. Никто не забыл выездной поединок, в котором мы обидным образом упустили победу. Так что, как я уже не раз говорил, мы играли не против Мирчи Луческу, а против сборной Турции. Возможно, некоторым футболистам Шахтера присутствие этого наставника на тренерской скамейке добавило мотивации, но никто из нас не акцентировал на этом внимание.
– Поединок в Харькове наверняка отнял у ребят много сил. Хватило ли их на Исландию?
– У тех, кто играет в таком ритме – проводит по два матча в неделю, – проблем не было никаких. Зато они были у тех, кто практически не выходит на поле в своих клубах.
– Победный состав не меняют. Как вы к этому относитесь?
– Никак. Я провел ротацию, поменял три позиции, хотя будь у меня возможность, произвел бы еще больше перестановок. Другая игра, другой соперник с другим стилем.
– В Рейкьявике было очень много единоборств, в которых сборная Украины часто уступала своему противнику. Может, стоило выпустить фактурных исполнителей? Порой не хватало какой-то жесткости, подкатов и так далее…
– Мы были готовы к этой игре – исландцы давно действуют в одном ключе, ничего не меняют. Перед нашей командой стояла задача уйти от всех этих единоборств с помощью контроля мяча. Я уже сказал – в борьбе, в стандартах, в силовом давлении у нас не было в противостоянии с ними никаких шансов. Вы считаете, что наша команда должна была играть с ними в этот футбол? Да мы, наоборот, от него уходим, строим новую систему и со своего пути не свернем.
– Переломный момент матча – начало второго тайма?
– Нельзя так терять мяч, когда он вводится из-за боковой линии. Один игрок потерял позицию – получили гол. Ладно бы соперник разыграл какую-то комбинацию, как хорваты в Загребе, а тут сами себе привезли проблемы.
– Вы не критикуете арбитра, но ведь его ошибка, по сути, сломала игру вашей команды…
– Не буду анализировать работу рефери. Судил шотландец, который видит футбол по-другому. Вот и все.
– Первый пропущенный мяч на какое-то время ввел команду в ступор. Надо подтягивать психологию?
– Я бы не стал сетовать на этот аспект. Куда важнее в таких ситуациях сохранять принципы своей игры, контролировать ее, выдерживать структуру. Хотя, возможно, вы правы – где-то ребята растерялись. Пришли в себя уже после второго мяча.
– Нарушал ли эту самую структуру игры центральный полузащитник Виктор Коваленко, который постоянно садился к центральным защитникам и получал мяч на своей половине поля вместо того, чтобы помогать нападению?
– Нет, он ее не нарушал. Я вообще не понимаю, откуда пошел весь этот шквал критики на молодого парня. Коваленко сыграл на хорошем уровне, был одним из немногих, кто все время создавал движение. Нас устроила его активность. По той игре, которую вели исландцы, он действовал правильно.
Соперник закрылся, нужно было чаще менять направление атак, переводить мяч с фланга на фланг, создавать там численное преимущество, повышать мобильность. Когда это все работает, оборона не успевает перестраиваться, появляются дыры. У нас были моменты, в которых такая тактика работала, но не было завершения – последнего паса и удара. На одной половине поля постоянно находилось до 20-ти футболистов. Повторюсь, чтобы пробить эту стену, нужен нападающий, который умеет действовать один в один, проявлять мастерство в нестандартных ситуациях…
– В Исландии не пошла игра у Андрея Ярмоленко и Евгения Коноплянки. Наша атака по-прежнему зависит от этих двух исполнителей?
– Я не буду переходить на личности – буду говорить о команде. А то, о чем вы спрашиваете, мы обсудим внутри коллектива. Расскажем ребятам, кто сыграл хорошо, а кто – плохо. Да они и сами уже знают, кто выпал, а кто отыграл на своем уровне. По самоотдаче у меня точно нет ни к кому претензий.
– Два матча с Исландией разделил целый год. Какие были отличия между этими играми?
– По своей сути это были похожие поединки. Но меня радует, что мы действуем стабильно. По всем выкладкам у нас нет больших перепадов в качестве игры, и это очень важно. Мы помним, что у нас тяжелая группа. Не в каждой четыре команды реально претендуют на первое место, а сборная Украины будет бороться до последней секунды последнего матча.
– Предположим, завтра вашу команду переоденут в другие футболки, болельщики ее все равно узнают?
– Думаю, уже узнают.
– Реакция отечественных СМИ на поражение в Исландии вас удивила?
– Я читаю серьезные материалы, слушаю мнения профессионалов и воспринимаю их критику. В остальном… Знаете, для меня была важна реакция трибун на харьковском стадионе Металлист. В тот момент все мы поняли, что движемся в правильном направлении. А ошибки в Исландии постараемся исправить.
– Мнения были разные. Президент Динамо Игорь Суркис, к примеру, считает, что игроки его команды должны получать гарантированное место в основном составе сборной Украины либо же не летать на матчи. Как вы относитесь к этому заявлению?
– Я с большим уважением отношусь ко всем футболистам национальной команды. У меня нет предпочтений по клубным принципам, ребята приезжают играть за свою страну. Мы – одно целое, единая команда. В футболе всегда кто-то выходит на поле, а кто-то остается на скамейке запасных. Нельзя всем гарантировать участие в поединках, и все это прекрасно понимают.
Я рассчитываю на каждого игрока, которого вызываю. У нас полное взаимопонимание с ребятами, за что я им всем очень благодарен. В среду буду в Харькове на матче Шахтера в Лиге чемпионов, а на следующий день – в Киеве на игре Динамо в Лиге Европы. С удовольствием встречусь с Игорем Суркисом и поговорю с ним об этом.