Турніри
ЧС-2018
Шевченко: «Нельзя заставлять игроков делать то, что они не могут»
Главный тренер сборной Украины во время разговора с корреспондентом газеты «Команда» не стал уходить даже от самых острых вопросов...
Евгений ГРЕСЬ, «Команда»
2016-11-21 10:13
– Андрей Николаевич, вы согласны, что позиция вратаря – самая стабильная в нынешней сборной Украины?
– Безусловно. Андрей Пятов – достаточно опытный игрок. За его плечами – огромное количество ответственных международных матчей, и первые четыре поединка отборочного цикла он провел на очень хорошем уровне.
– Многие считают, что за Пятовым у нас образовался определенный вратарский вакуум...
– Я думаю, что в Украине хватает хороших голкиперов, но мы должны давать им шанс, для этого и существуют контрольные матчи.
– В обороне вы сознательно сделали ставку на сыгранность футболистов «Шахтера»?
– У нас существуют определенные требования к игрокам защитной линии, и те исполнители, которые выходили на поле в этих поединках, им соответствовали. В той конструкции, которую мы строим в атаке, защитники играют огромную роль. Именно они начинают наше наступление, отдают первые, важные передачи. Так что нас интересует не только умение игрока обороняться. У нас нет основных и запасных защитников, есть ряд исполнителей, и мы смотрим на их готовность и на их стабильность. На сегодняшний день кто-то сыграл меньше, кто-то – больше, но я рассчитываю на всех этих ребят. Важно, что есть хорошая конкуренция.
– Много критических стрел было выпущено в адрес Александра Кучера. Вы разделяете недовольство болельщиков?
– Саша играет на очень хорошем уровне, и та ошибка, которая была во встрече с Финляндией, связана исключительно с качеством поля – кочка, мяч подскочил, но нам не забили. Проехали.
На таких нелепых случайностях я не хочу акцентировать внимание – намного важнее командные действия всех наших защитников, их понимание нашей тактики. Вот халатность прощать нельзя, но халатности у нас нет и в помине.
– А к обороне в целом у вас претензий хватает?
– Мы выделяем ошибки, которые допускаются в самой структуре защиты, в перемещениях, в понимании игры. Не забывайте, что наши требования – располагаться высоко. Мы не садимся в свою штрафную площадь, но постоянно акцентируем внимание на компактности.
– Кучер справляется с ролью капитана команды?
– Все нормально.
– У вас не было желания провести выборы капитана?
– Мы отдали предпочтение трем самым опытным игрокам – Александру Кучеру, Руслану Ротаню и Андрею Пятову.
– По-разному трактовался невызов в сборную защитника «Динамо» Евгения Хачериди...
– Отсутствие этого опытного и квалифицированного исполнителя на последнем сборе обусловлено только одним – его травмой. Мы поговорили с Женей, и он честно признался, что есть дискомфорт. В такой ситуации ему лучше было остаться в клубе и привести свое здоровье в порядок.
– Да, но Хачериди еще раньше потерял место в «основе». Почему?
– Я никому не гарантирую места в стартовом составе. У нас здоровая конкуренция, мы учитываем особенности игры соперника и так далее.
– Специалисты говорят, что Хачериди на скамейке запасных – это мина замедленного действия. Вы согласны?
-У нас есть определенные правила, и все, кто приезжает в сборную, должны их соблюдать. Пока у нас никаких происшествий не было – и, надеюсь, не будет. На скамейке запасных царит отличная атмосфера, и с Женей тоже не было никаких проблем.
– Обиженных нет?
– Я хорошо понимаю, что в национальную команду приезжают футболисты с амбициями, и все они хотят выходить на поле. Но мы не случайно подчеркиваем, что сборная должна быть не просто командой, а настоящей семьей, в которой комфортно всем. В том числе и запасным, которые работают, выполняют наши требования, создают конкуренцию и в любой момент готовы выйти и сыграть. У нас общее дело – у всех 25-ти исполнителей, которых мы вызываем.
– Самым приятным образом удивила игра фланговых защитников сборной – Богдана Бутко и Эдуарда Соболя. Вы довольны их действиями?
– Конечно. Мы шли на определенный риск, доверили место в «основе» сразу нескольким молодым игрокам, не имея возможности провести контрольный матч, но ребята не подвели.
– Правый фланг, на первый взгляд, выглядит более активным, у Соболя намного меньше забеганий, чем у Бутко. Правильно?
– Наши фланги работают по-разному, и в этом тоже определенный плюс. У каждого исполнителя есть свои козыри. Я согласен, что Бутко хорошо чувствует пространство в атаке, но на левой бровке существуют свои комбинации, и они не менее опасны. Мы играем на сильных качествах футболистов, развиваем индивидуальные способности ребят.
Нельзя заставлять игроков делать то, что они не могут, это только навредит команде. Да, бывают разные ситуации. В первом матче отборочного турнира мы вообще использовали Виктора Коваленко на позиции нападающего, и он очень хорошо сыграл на этом месте.
– Однако, складывается впечатление, что взаимопонимание Андрея Ярмоленко и Богдана Бутко, которые вместе играли еще в «молодежке», на более высоком уровне, чем взаимодействия Евгения Коноплянки и Эдуарда Соболя. Вы с этим согласны?
– Повторюсь, эти связки действуют по-разному, это зависит от особенностей самих игроков. К тому же нужно учитывать индивидуальные задания каждого из флангов, которые ориентируются на игру соперника на данных участках поля. Главное, что нужно отметить, – фланговые исполнители дают скорость, это важно с точки зрения вариативности атак.
– Как вы относитесь к выражению «Покажи мне свою полузащиту, и я скажу, что у тебя за команда»?
– Думаю, прошли те времена, когда полузащита решала на поле абсолютно все. Сегодня так говорить нельзя, ведь атаки зачастую начинают центральные защитники, а в отбор мяча первыми вступают нападающие. Мы делаем акцент на продвижении вперед через промежуточный пас, и это позиционное нападение объединяет все линии команды.
– Можно ли сказать, что Тарас Степаненко – стержневой игрок вашей полузащиты?
– Тарас – очень важный исполнитель команды. Он – один из лидеров по проделанной на поле работе.
– С приходом в «Шахтер» Паулу Фонсеки Степаненко существенно прибавил в игре на атаку. Не станете отрицать?
– Я знаю этого футболиста давно и слежу за ним еще со времен его выступлений за молодежную сборную Украины. Тарас, безусловно, постоянно прогрессирует. Выступления на высоком уровне в «Шахтере» дают ему возможность все лучше понимать футбол. Для нас очень важно, чтобы наши ведущие клубы показывали стабильную игру, проходили как можно дальше в европейских турнирах, и футболисты сборной имели как можно больше практики на поле. В футболе опыт приходит через матчи – матчи высокого класса, ответственности и напряжения.
– Ставка на Александра Зинченко и Виктора Коваленко сама по себе очень рискованна – у ребят мало опыта. В полной ли мере они оправдали ваши ожидания?
– Если это и риск, то он оправдан. Посмотрите на наши результаты – мы успешно провели осеннюю сессию, во всех поединках играли на победу, действовали первым номером. Превзошли всех соперников по владению мячом, количеству передач ударам по воротам, у нас меньше брака в передачах, по сравнению с каждой сборной, с которой мы встречались. И при этом средний возраст команды в этих матчах составил 25 лет, а это то, чего от нас ждали, – омоложение состава и изменение игры.
– Складывается впечатление, да и цифры это подтверждают, что Зинченко больше работает на чистых мячах – мало бьет по воротам, редко вступает в единоборства...
– Индивидуально каждый футболист может и должен прибавлять. У нас есть достаточно времени, чтобы провести анализ, мы сконцентрируемся на селекции и подготовке.
– Впрочем, и у Зинченко, и у Коваленко прекрасное игровое мышление, умение отдать острый пас. Это развязывает руки нашим фланговым полузащитникам – лидерам команды?
– Игра в пас с продвижением вперед – это основа нашего футбола. Без этого сложно доминировать на поле, сложно владеть инициативой, а мы к этому стремимся и кое-чего уже достигли в первых поединках этого цикла. В командных наступательных действиях принимают участие все полевые игроки.
Посмотрите на наши атаки, на число футболистов, которые в них участвуют, пока не произведен удар по воротам. Почти все! Статистика показывает, что в пас у нас хорошо играют не только центральные полузащитники. Даже Артем Кравец, футболист передней линии, отдает много промежуточных передач за игру.
– Андрей Ярмоленко в клубе ив сборной показывает немножко разный футбол – прежде всего с точки зрения результативности. Какие вы нашли слова для этого игрока в не самый простой период его карьеры, если учитывать его очередную неудачную попытку уехать за рубеж?
– Конечно, мы поддерживаем Андрея. У всех бывают сложности в карьере, но в сборной он сталкивается только с позитивом. Очень важно, что он понимает, какая это высокая планка – игры за национальную команду. И я не замечал с его стороны ни единого намека на расслабленность или депрессию.
– Переход в «Шальке» Евгения Коноплянки тоже добавил вам головной боли. Ему нужна была адаптация, и в первых матчах отбора он выглядел не так ярко, какможет. Согласны?
– Это всегда непросто – поменять клуб, адаптироваться в новой команде, выучить язык, понять требования тренера. Жене нужно время. Он уже начал получать в Гельзенкирхене все больше игрового времени, и я уверен, что все у него там будет в порядке.
– Коноплянку часто упрекают в некоей прямолинейности его игры, говорят, что он много берет на себя, постоянно смещается в середину и злоупотребляет ударами с дальней дистанции. Вы требуете от него, чтобы он чаще оказывался непосредственно в штрафной площади соперника?
– Конечно, фланговые хавбеки выполняют большой объем работы, бывает, они пробегают на скорости наибольший километраж за игру. Коноплянка может оказаться в любой точке поля, если того требует ситуация. Важно в этот момент принимать правильные решения, а скорость и адекватность принятия решений у футболистов часто зависят от набранной формы, от игровой практики.
– Самой актуальной перед стартом отборочного турнира была проблема нападающих, но в трех последних поединках она отпала. Артем Кравец в полной мере соответствует вашим требованиям к форварду?
– Кравец забивает – делает то, чего мы все ждем от форварда. Но это не значит, что мы не будем использовать и других нападающих.
– Почему вообще в нашей стране возник такой дефицит форвардов? Куда они все подевались?
– Это связано с глобальными проблемами украинского футбола, сокращением числа клубов в элитном дивизионе, урезанием финансирования, исчезновением многих команд. Этот период нужно пережить. Мы в сборной стали заложниками такой ситуации, поэтому работаем с теми, кто есть, на кого можем рассчитывать. Но я верю, что украинский чемпионат станет лучше, и национальная команда от этого только выиграет.