Турніри

ЧС-2018

Отбор ЧМ-2018: Свой среди чужих, чужой среди своих

Анализ отбора на ЧМ-2018 для сборной Украины и старт тренерской карьеры Андрея Шевченко.

Виталий ПАСИЧНЫЙ, «СЭ в Украине»

2017-10-11 11:41

Едва ли не все время, пока существует украинская сборная, вокруг нее ходят разговоры об иностранном тренере. Не стал исключением и период поисков преемника Михаила Фоменко. Сейчас, когда очередной отбор стал для нас историей, можно сказать: иностранный тренер с Украиной уже поработал.
 
С самого первого дня и с первой игры Андрей Шевченко производил впечатление кого угодно, но только не типичного украинского специалиста. Неудивительно: он покинул родину в 22 года и с тех пор провел в ней суммарно от силы лет пять.
 
Не сочтите это за претензию или обвинение – в определенных аспектах отсутствие опыта работы в УПЛ является плюсом. И, на мой взгляд, словами и поступками Шевченко реально намного больше напоминал последователя Анчелотти и Моуринью, чем Лобановского или Сабо.
 
Забудьте на минуту, что мужчина, руководивший игрой сборной в последние два года, забил за нее 45 мячей и привозил в Киев «Золотой Мяч». Какими были действия Андрея Николаевича с первых дней в качестве тренера? Приглашение иностранных помощников – Мауро Тассотти, Рауля Рианчо, Андреа Малдеры (даже тренером вратарей был назначен испанец Педро Харо). До самой развязки отбора, когда в тренеры-селекционеры был призван тезка Воронин, Шевченко оставался единственным человеком в тренерском штабе с украинским паспортом.
 
Опять-таки, сам по себе такой ход не является предосудительным. Шевченко приглашал не своих друзей или родственников, а профессионалов своего дела, добившихся успеха в других командах. Рианчо приложил руку к чемпионствам «Динамо». Малдера и Тассотти долгие годы провели в «Милане», помогая конструировать величайшие команд в истории футбола. Харо ранее работал в «Днепре» и добился огромного прогресса Дениса Бойко.
 
При всем при этом понятно, что с такой команды и спрос выше. То, что можно со скрипом простить своим, сложнее простить варягам – и если Шевченко для украинских болельщиков навсегда останется легендой, то Рианчо и Ко изначально не имели права на ошибку. Помимо обывательского «своя рубашка ближе к телу», имел место и экономический аспект: такой представительный тренерский штаб стоит дорого.
 
***
 
Но уже с первой игры новый тренерский штаб начал демонстрировать, за что получает свой хлеб. На домашний матч с исландцами вышла принципиально другая команда по сравнению с той, что играла на Euro-2016. Три изменения в «старте» по сравнению с игрой против поляков – Соболь вместо Федецкого, Сидорчук вместо Ротаня и Коваленко вместо Зозули – не отображают масштабы изменений в стилистике команды. Если Михаил Фоменко не мыслил игру команду без центрфорварда и ставил Зозулю либо Селезнева в любой спортивной форме, то Шевченко при первой возможности перешел на 4-6-0 – схему с «ложной девяткой».
 
Помимо чисто кадровых изменений, у некоторых игроков изменились сами функции. Крайние защитники сборной (Соболь и Бутко) начали намного чаще подключаться к атакам. Игра стала более атакующей, модной, европейской: с теми же исландцами, не в пример лучше выступившими на Euro, команда владела мячом 63% игрового времени.
 
В первой игре также могло создаться впечатление, что Шевченко, как и подобает молодому тренеру, омолаживает команду. Коваленко, Зинченко и Соболь в стартовом составе – это сразу минус пара лет в графе «средний возраст». И действительно, по ходу отбора Андрей Николаевич не раз вносил в заветный список молодых талантов. Помимо тройки вышеназванных игроков, в национальной команде появилось еще несколько футболистов, еще проходивших по возрасту в «молодежку» (Лунин, Цыганков, Шепелев, Лукьянчук, Матвиенко и Беседин).
 
Реальность внесла коррективы, и очень скоро выяснилось, что без опыта Украина добиваться результата не сумеет. Александр Кучер сыграл в отборе пять полных матчей, а Руслану Ротаню в глубоко преклонном по футбольным меркам возрасте пришлось выходить в «старте» на два решающих матча отбора за четыре дня. Но вектор Шевченко на омоложение состава не отметить нельзя.
 
***
 
Со временем сборная начала обретать костяк, и у Шевченко стал вырисовываться четко определенный почерк с двумя особенностями. Первая – минимальное доверие игрокам всех клубов УПЛ, за исключением двух сильнейших. Вторая – активное использование легионеров даже с минимумом игровой практики.
 
Рейтинг футболистов сборной на основе сыгранного времени выглядит любопытно. 900 минут из девятисот возможных – это Ярмоленко и Пятов. Но и Коноплянка, просиживавший в своем «Шальке» порой целые месяцы, вышел в основе на все десять матчей и ни разу не был заменен раньше 79-й минуты. Степаненко начал вне старта только одну игру с косоварами, а Коваленко не попал в первые одиннадцать только в двух последних турах.
 
Бутко, при здоровом и не дисквалифицированном Срне не игравший вообще, провел за главную команду страны восемь полных матчей. Ордец, Кучер, Ракицкий – по пять, еще в одном на поле вышел Кривцов. Не обделено вниманием оказалось и «Динамо»: есть вызовы у Шепелева, Морозюка, Буяльского и Рыбалки. В активе Зинченко, до сих пор не дебютировавшего за «Манчестер Сити» и даже в ПСВ докатившегося до дубля – восемь матчей в заявке и 285 минут.
 
В то же время Петряк наиграл за весь отбор всего восемь минут. А все игроки «Олимпика», вместе взятые – ноль. Игрок «Ворсклы» получил игровое время только потому, что Николай Матвиенко после аренды в «Карпатах» и удачного дебюта продолжил карьеру именно в Полтаве. А ведь это тот самый Матвиенко, который принадлежит «Шахтеру» и оказался в старте сборной после десятка матчей в профессиональной карьере… Некоторое доверие, как ни странно, получал «Днепр», который при тренере Шевченко боролся максимум за десятое место в УПЛ, но это скорее можно назвать верой тренера в своего многолетнего партнера Ротаня, а также днепровскую школу, воспитавшую Лунина и Довбыка.
 
Можно осуждать наставника, можно поддерживать, но ценнее и того, и другого – попытаться его понять. Для Шевченко, как для человека, прожившего в Европе большую часть сознательной жизни, вполне нормально больше следить за «Шальке» и «Бетисом», чем за середняками украинского чемпионата. В Украине он бывает редко, его помощники точно оценивают УПЛ как чемпионат средней руки – поэтому ставку на игроков «из лиг большой пятерки и/или Лиги Чемпионов» стоило ожидать, еще в тот момент, когда с этим тренерским штабом подписывались личные контракты.
 
***
 
Как следствие, сборная стала являть собой солянку из двух отечественных грандов плюс те игроки, которым удалось вырваться за рубеж. Футболисты за пределами этих границ могли рассчитывать на вызов только вследствие отсутствия вариантов «внутри». Так было с левым защитником: уж если в грандах играют Исмаили и Антунеш/Пиварич, а интересных левых беков за рубежом долгое время не было видно, то вызывался Соболь из «Зари». Впрочем, Эдуард вскоре уехал в Чехию и начал полностью соответствовать парадигме тренерского штаба.
 
Когда же травмы синхронно получили Морозюк и Бутко, в сборную были вызваны Пердута, Лукьянчук и Караваев, а игрок «Зари» сыграл (и весьма неплохо) против Косово и Хорватии. Хорошо, хоть в этом случае Шевченко не попытался адаптировать в правого латераля Андрея Близниченко, не всегда попадающего в основу «Карабюкспора»…
 
Итак, в сборную оказалось вхоже ограниченное количество человек, и вскоре обнажилась ожидаемая проблема – острая зависимость от них. «Шахтер», к примеру, до самого последнего времени испытывал масштабные проблемы с лимитом: только Пятов, Ракицкий и Степаненко регулярно выходили в старте. А теперь сравните этот короткий список с количеством горняков, уже упомянутых в тексте! Например, Бутко отыграл 90 минут в важнейшем матче с Хорватией, когда уже четыре месяца пребывал без игровой практики…
 
С «Динамо» ситуация выглядела не столь однозначно: одно время в сборную не вызывался даже Хачериди, что вызывало открытое недовольство Игоря Суркиса, но зависимость от формы Ярмоленко, конечно, прослеживалась. Сегодняшний лидер «Боруссии» играл от свистка до свистка, а радовал далеко не всегда. Последние матчи сборной идеально демонстрируют, насколько ярче сверкает футболист в звездном окружении: с Филиппом и Пулишичем в партнерах Андрей эффективнее просто на порядок.
 
Но если Ярмоленко, так или иначе, набрал свои «6+2» по системе «гол+пас» и в любом случае будет претендовать на звание лучшего игрока отбора в команде, то Евгений Коноплянка за каких-то полтора года успел пару раз пройти по синусоиде. На финише отбора, против Косово и Хорватии, он был, безоговорочно, лучшим игроком команды. В других матчах – например, в Турции – он был едва ли не худшим: выпадал из игры, передерживал мяч, дарил его сопернику. Здесь нет магии или какой-то особой роли Шевченко – просто роль игрока в клубе принципиально менялась. Сейчас Женя приезжает в национальную команду как один из лидеров «Шальке», год назад он не всегда выходил и на замену.
 
И здесь можно высказать первый упрек в адрес тренерского штаба. Если национальную команду изначально ограничить двумя десятками людей, играющими (или просто числящимися) в «Динамо», «Шахтере» и за пределами Украины, дефицит кадров просто не может не возникнуть. Из-за слабой игры Коноплянки и Кучера зрители увидели феерию Эмре Мора и потерю очков с турками; провальный матч Зинченко и Коваленко привел к ужасному по содержанию поединку с финнами, когда при счете 1:0 соперник мог забивать минимум три раза.
 
***
 
При этом нельзя отметить, что Шевченко не вызывал каких-то мастеров, которые гарантированно усилили бы команду. «Олимпик» на пике формы мог бы помочь защитниками на подмену, из «Ворсклы» шанс, вероятно, заслужил Коломоец, но игроков для усиления «здесь и сейчас» команды с мест ниже третьего поставить в сборную не могли. «Динамо» не от хорошей жизни платит миллионы за Кадара и Пиварича, «Шахтер» не просто так подписывал Бланко-Лещука – защитников и форвардов топ-уровня с украинским паспортом сейчас не хватает. Большая часть тех футболистов, которых прочили в сборную из середняков, заслужила максимум шанс в товарняке, но не игровое время в сверхважных матчах.
 
И вот здесь самое время отметить, что при Шевченко сборная Украины провела исключительно малое количество товарищеских матчей. Если на время игр плей-офф ФФУ не найдет в срочном порядке какого-то соперника, то получится, что за полтора года национальная команда сыграет всего два товарняка. Для сравнения: хорваты и исландцы по ходу отбора сыграли по пять матчей без турнирной мотивации и ради этого ездили даже в Китай. Финны провели четыре таких встречи, атурки – три.
 
Эту претензию, может быть, уместнее адресовать Андрею Павелко, а не его тезке. Вот только само выступление украинской сборной в одном из товарищеских матчей было таким, что любой бы задумался о необходимости новых спаррингов. Впервые в своей истории Украина проиграла настоящему футбольному карлику – историческое достижение выпало на Мальту.
 
Матч не повлиял на место в рейтинге ФИФА лишь потому, что по его ходу тренер сделал больше шести замен, разрешаемых федерацией (а именно – десять в перерыве). К слову, минимальное количество товарищеских игр само по себе положительно влияет на рейтинг – такова уж его формула. Набранные очки во всех матчах делятся на их количество, а у товарняков сам коэффициент в 2,5 раза ниже – соответственно, чем их меньше, тем меньше матчей с низким коэффициентом приходится учитывать. Потому наша команда и держится в рейтинге на 24-м месте, хотя пролетела мимо турнира с участием 32 лучших команд мира. Жребий группы на Euro-2016 вполне может быть для нас лояльным.
 
***
 
Насколько тренер сборной был консервативен при выборе поставщиков кадров в сборной, настолько же оказался разнообразен в вопросах тактики. Если первый матч отбора Украина сыграла по схеме 4-6-0 с ложной девяткой, то три следующих матча зрители могли видеть гиператакующие 4-1-4-1. Коноплянка, Коваленко, Зинченко и Ярмоленко над одним Степаненко – и как только удалось сыграть два поединка из этих трех на ноль? В дальнейшем тренер перешел на «испанку», 4-2-3-1 – за место рядом со Степаненко начали конкурировать Ротань и Малиновский… Но в последнем туре Шевченко вернулся к тому, с чего начинал: классического центрфорварда в этом отборе Украина не выставила только в первом и последнем матчах.
 
Только эти игры и прошли в Киеве, что добавляет ситуации символизма. Отсутствие тактической догматичности – то, чего не хватало очень и очень многим тренерам сборной Украины. Но возникает вопрос: тренер Шевченко грамотно использовал потенциал игроков – или же просто наугад перебирал варианты? Под конец он вернулся к тому, с чего начинал – может, стоило быть верным этому в большем количестве матчей? Либо, наоборот, всегда играть с «наконечником копья»? Во всяком случае, ходы вроде ставки на Селезнева в Финляндии или же первой замены на 71-й минуте (уже при 0:2) в Исландии вряд ли постфактум посчитает успешными даже сам тренер.
 
При этом за пределами поля сборная Украины всегда производила впечатление дружного коллектива, который готов сражаться за тренера. Максимум открытости, проект «Вiрнi збiрнiй», песни новичков сборной в прямом эфире – все это со стороны выглядело лучше, чем перепалки Блохина с журналистами либо же тотальная закрепощенность имени Фоменко. Имидж у украинской национальной сборной был положительным, и тренер-легенда футбола способствовал этому самим фактом своего нахождения на посту.
 
В эту канву вписывается и помощь Роману Зозуле: игрок, в силу форс-мажорных причин пребывающий без клуба, получил вызов в национальную команду. Команда-семья пошла навстречу игроку, который играл в ее основе не один год. Сборная любой страны – всегда нечто большее, чем просто футбольная команда, и когда ее рейтинг в мире (не путать с рейтингом ФИФА) высок, это хорошо само по себе. В том числе и поэтому в сборную давно не вызываются игроки, представляющие чемпионат России – на таком уровне Украина точно может себе позволить не сотрудничать с агрессором.
 
При этом тренерскому штабу не был чужд сугубо практический подход. В определенный момент Андрей Николаевич решился еще больше увеличить количество людей в национальной команде, для которых украинский (да и русский) язык неродной, и вызвал в сборную едва-едва получившего паспорт Марлоса. Уровень игры бразилец показал высокий, но уж слишком спешным выглядело это решение. Все три тайма, что Марлос сыграл в основе национальной команды, Ярмоленко исполнял роль единственного центрфорварда, и этот механизм работал, мягко говоря, не очень хорошо. В потенциале тройка Коноплянка – Ярмоленко – Марлос может сыграться, но для этого нужно время: тренировки, тактические занятия, спарринги. А не один тайм с косоварами, после которого игроки тут же получают задачу обыграть Хорватию.
 
На последней пресс-конференции в этом отборе Андрей Шевченко говорил: «Мы не можем требовать всего и сразу от наших игроков» и «Посмотрите на уровень исполнителей у Хорватии». О недостатке кадров говорить уместно, но ровно до той поры, пока не видны турнирная таблица группы и состав ее победителя. Сборная Исландии – команда, в которую не то что вызываются, а являются многолетними игроками основы представители чемпионшипа, чемпионатов Швеции, Шотландии. Системность и умение реализовать максимум из имеющегося ресурса позволяет сборной страны с населением в один район Киева отбираться на второй крупный турнир кряду.
 
Украинской сборной такой системности, увы, ощутимо не хватает.

sport-express.ua