Турніри
Чемпіонати
Что в номере твоем?
Андрей ГРУШИЦКИЙ, газета «Новая» Когда-то, не так уж и давно, с нумерацией игроков футбольных клубов все было предельно просто. «Единичка» – вратарь, с «двойки» по «пятерку» – защитники, ну и так далее до 11-го плюс от 12-го до 18-го – запасные. Все изменилось в тот день, когда чиновники решили, что будет лучше, если за каждым игроком на протяжении сезона будет закреплен определенный номер.
novaya.com.ua
2009-10-17 06:10
С одной стороны, удобно – вроде бы меньше путаницы, да и футболистов легче опознавать. Но, право, некоторые номера с тех пор как-то режут глаз.
Самые большие оригиналы
Вон, скажем, Роналдиньо, реальная «десятка» по всем понятиям, нынче в «Милане» 80-й. Николай Анелька из «Челси» надевает футболку с опознавательным знаком «39». Сразу четыре нестандартных номера замечены у игроков казанского «Рубина», который недавно гостил в Киеве: основной вратарь Сергей Рыжиков у них 77-й, ведущий защитник Роман Шаронов – 76-й, а полунападающие Гекдениз Карадениз и Алан Касаев с какой-то стати – соответственно 61-й и 88-й.
А как вам первый номер полузащитника греческого АЕК Пантелиса Кафеса? Вот уж соригинальничал. Но, кстати, не стал первопроходцем. С «единичкой» на спине, которую принято закреплять за вратарями, бегали и другие полевые игроки – например, Симон Вукчевич («Партизан») и Стюарт Балмер («Чарльтон»).
Впрочем, есть в истории футбола и примеры совсем уж из ряда вон. Одно время вратарю Адольфо Баутисте специальным решением Федерации футбола Мексики было разрешено играть под номером 100 за «Депортиво» из Гвадалахары. В сезоне 1996/1997 за мексиканский «Монтеррей» под номером 400 выступал небезызвестный Хесус Ареллано. Все просто – в том году как раз столько лет исполнялось родному городу футболиста. А австрийский хавбек Андреас Херцог свой сотый матч в составе национальной сборной отпраздновал под номером 100. Но то был единичный случай в Европе. Первым же континентальным рекордсменом следует назвать вратаря «Порту» Витора Байю – он выбрал себе совсем не вратарский номер 99, который прославил лучший хоккеист всех времен и народов – знаменитый бомбардир Уэйн Гретцки. Позже примеру Байи последовали итальянцы – Кристиано Луккарелли, не так давно игравший в нашем «Шахтере», и Кристан Ригано из «Эмполи». Есть 99-й и среди украинцев: что любопытно, тоже вратарь – Игорь Шуховцев из «Зари».
Но, пожалуй, всех переплюнул игравший за шотландский «Абердин» Хишам Зеруали. Марокканец на протяжении десятилетия выступал под номером… 0, в связи с чем болельщики стали называть его «Зеро». Или наоборот: сначала он обзавелся неблагозвучным прозвищем, а после подыграл публике.
Т-44 и АК-47
Как правило, нестандартные номера появляются на футболках игроков не от фонаря. Очень часто они, например, ориентируются на две последние цифры года своего рождения – вот вам и объяснение 80-му Роналдиньо и 76-му Шаронову. Подобное происхождение номеров наблюдается и у многих игроков в той же украинской премьер-лиге: динамовец Кирилл Петров – 90-й, столичный канонир Валерий Заваров и днепропетровец Дмитрий Лепа – 88-е, Батиста из «Карпат» – 80-й, а Алехандро из «Черноморца» – 79-й…
Если ты хочешь носить двузначный номер, но он занят, то можно просто поменять одну цифру – так сделал Джулиус Агахова.
В начале карьеры он играл в «Шахтере» под 17-м номером, а когда вернулся, оказалось, что его носит Адриано. Вот Джулиус, недолго думая, пожертвовал единичкой, заменив ее на вторую семерку.
Номера из двух одинаковых цифр вообще встречаются чаще других двузначных. Объяснение – на поверхности. Игрок приходит в новый клуб, но его любимая «тройка», «четверка», «пятерка» и т. д. заняты, вот он и добавляет еще одну такую же цифру. А что, очень даже кругленько получается. Так, Нери Кастильо, принадлежащий «Шахтеру», но выступающий за «Днепр», стал 99-м, а Анатолий Тимощук после перехода из все того же «Шахтера» в «Зенит» – 44-м. Кстати, этот номер ему даже подходит больше, чем предыдущая четверка. Как, к примеру, подходит 47-й знаменитому российскому баскетболисту Андрею Кириленко. Т-44 – это же настоящий средний танк, мимо которого ни пехота не пройдет, ни бронепоезд не промчится, а АК-47 – не что иное, как безотказный автомат Калашникова.
Моду на «десятку» ввел Король
Самым престижным номером в футболе считается «десятка». Она достается, как правило, наиболее техничным, ярким и неординарным игрокам. Связано это с тем, что именно под этим номером выступал легендарный Пеле. Но ему самому, что любопытно, он достался абсолютно случайно. Собираясь на чемпионат мира 1958 г., бразильские футболисты элементарно забыли распределить номера. За них это сделал от фонаря представитель федерации Лоренцо Вилиццио, прибывший в Швецию чуть раньше с целью решить некоторые оргвопросы, а заодно оформить заявку команды. Вот так Пеле и выпала «десятка». С ней на спине будущий король футбола ворвался в элитное общество, завоевав свой первый из трех чемпионских титулов.
Позже под этим номером играли не менее знаменитый аргентинец Диего Марадона, француз Мишель Платини, голландец Рууд Гуллит, наши Игорь Беланов и Олег Протасов, француз Зинедин Зидан. Нынче «десятку» носит еще один аргентинский гений футбола – Лионель Месси.
История одной «семерки»
Если кто помнит, с десяткой на спине начинал карьеру и Андрей Шевченко. Кстати, никогда не задумывались, почему после перехода из «Динамо» в «Милан» он стал выступать под другим номером? Правильно, десятка в итальянском клубе оказалась занята – авторитетным хорватом Звонимиром Бобаном. Но вот почему Шева выбрал именно «семерку»? Только лишь потому, что она считается счастливой у славян, как восьмерка – у китайцев, открывших пекинскую Олимпиаду 08.08.08 вечером в восемь часов восемь минут и восемь секунд?
Легенда гласит, что определиться с новым номером украинцу помог другой одноклубник – Ибрагим Ба, рассказавший Андрею, что Шева в переводе на иврит означает «семь». Но есть еще один любопытный нюанс – семерка зашифрована в дате рождения нашего футболиста. 29.09.1976 – если просуммировать эти цифры, получается 43, ну а 4 + 3 = 7.
Теперь обратимся к древней науке нумерологии. А она, между прочим, утверждает, что фортуна особо благоволит к людям с «семерочным» кодом. Считается, что они имеют поэтическую душу, хорошую интуицию, богатую фантазию. «Семерки», как правило, изобретательны, но в то же время склонны к аналитическому мышлению и обычно обладают специализированными умениями и интуитивными знаниями. За всякой идеей ищут первопричину и привносят в работу точность и математический расчет, требуя постоянного совершенства от себя и от окружающих. А еще «семерки» часто становятся настоящими лидерами и знаменитыми личностями.
Примеры – президент России Владимир Путин (07.10.1952), композиторы Ференц Лист (22.10.1811), политики Уинстон Черчилль (30.11.1874) и Джон Кеннеди (29.05.1917), один из самых успешных голливудских актеров Хью Грант (09.09.1960)...
И нынешний тренер «Динамо» Валерий Газзаев (07.08.1954), кстати, тоже из компании «семерок». Это так, к слову. Ведь на следующей неделе киевлян ждет испытание «Интером» и поддержка фортуны лишней не была бы.
Отданы в вечное пользование
Не удивляйтесь, если в заявке какой-то из команд вы не обнаружите определенного номера. Возможно, он просто изъят из обращения в честь кого-то великого. Подобная практика пришла в футбол из НХЛ, где уже давно существует традиция по увековечиванию номеров.
В бразильском «Васку да Гаму» никто не имеет права брать себе 11-й номер, под которым выступал Ромарио, единственный в новом веке, кому покорился рубеж в тысячу голов за карьеру. В голландском «Аяксе» нет 14-го, принадлежавшего Йохану Кройфу. Но особенно эта практика развита в Италии. В «Милане» вы не обнаружите «шестерки» и «тройки». Их навечно закрепили за живыми легендами клуба – Франко Барези и Паоло Мальдини (правда, «тройка» может достаться кому-то из сыновей Мальдини, пошедшим по стопам отца). В «Брешии» уже давно нет «десятки», отданной в вечное пользование Божественному Хвостику Роберто Баджо. В «Наполи» аналогичная ситуация, но в память о золотых сезонах при Диего Марадоне, а в «Интере» увековечили «тройку», под которой играл недавно ушедший из жизни Джачинто Факетти.
Кстати, нередко номера навечно закрепляют за трагически погибшими футболистами. Так, «Севилья» вывела из обращения номер 16, под которым выступал Антонио Пуэрта, а в честь скончавшегося прямо на футбольном поле камерунского футболиста Марка-Вивьена Фоэ (он умер от сердечного приступа) выведены из обращения 17-е номера сразу в двух клубах – в «Лионе» и «Лансе», за которые он выступал во Франции, и 23-й – но в английском «Манчестер Сити».
В особо суеверных коллективах внутренним кодексом вводится табу на 13-й номер – чертова дюжина все-таки. Например, уже давненько его нет в киевском «Динамо» – так повелось еще при Валерии Лобановском. Но вот немец Михаэль Баллак с «единичкой» и «тройкой» на спине чувствует себя абсолютно вольготно. Еще бы, под этим номером когда-то играл бомбардир нации Герд Мюллер. Впрочем, у немцев, возможно, число 13 ничего такого страшного не сулит.
Ну и наконец, очень часто в командах никто не берет номер 12 («Бавария», «Фейеноорд», «Фламенго», «Рейнджерс», «Вердер», «Торино», «Зенит», опять-таки «Динамо»). Тут логика такова: у нас есть сильный 12-й игрок – наши болельщики, значит, им этот номер и носить.
Прикол
Едва ли не самый редкий номер у футболистов – 69-й. Например, в украинской премьер-лиге таким владеет лишь один игрок – юный Антон Кравченко из «Днепра». А в немецком футболе из-за эротического номера недавно даже инцидент возник. Шестерку с девяткой выбрал себе хорват Дино Дрпич из «Карлсруэ», чья жена Нивес Цельзиюс незадолго до этого провела откровенную фотосессию для «Плейбоя», а затем подогрела интерес к себе и мужу интимными откровениями в книге «Голая правда», рассказав, как занималась с Дино сексом прямо в центре поля загребского стадиона «Максимир». Вот под этот шумок Дрпич и выбрал себе 69-й номер, преследуя цель увеличить объем продаж футболок со своим именем. Руководство клуба его поддержало, но вот боссы бундеслиги воспротивились. Запрет они мотивировали тем, что, если смотреть издалека, то цифры 6 и 9… сливаются. Ну а как они, интересно, хотели?
novaya.com.ua