Турніри
ЄВРО-2016
Мнение. Проблема сборной Украины – в психологии
На ЕВРО-2016 сборная Украины имела проблемы не с игрой, а с психологией. Такое мнение высказал главный редактор сайта Dynamo.kiev.ua Александр Попов.
Ирина КОЗЮПА
2016-07-02 23:20
Впечатления от Евро делятся на две категории. Первая связана с выступлением нашей сборной, а другая – собственно с работой и разного рода приключениями в условиях забастовок французских железнодорожников и авиаперевозчиков.
Я не ожидал от сборной Украины выхода из группы. Но вместе с тем я не ожидал такого провала. Я рассчитывал, что мы просто покажем свой уровень и он где-то будет сопоставим с уровнем Северной Ирландии. А решающий матч с Польшей покажет, что мы им немного уступаем и за счет этого не выйдем в плей-офф. Но такой катастрофы я не ожидал.
Есть какая-то серьезная проблема в плоскости психологии и микроклимате команды. Почему я так говорю? Если есть психологическая проблема среднего порядка, то ни один тренер на пресс-конференции или в интервью не скажет этого. Мол, не выносим сор из избы или это наше внутреннее дело. В голос об этом никто не говорит.
Если тренер, тем более Фоменко, говорит о каких-то процессах связанных с микроклиматом, то автоматически делаем вывод, что там не просто проблема, а настоящая катастрофа в середине команды. Это меня шокировало больше всего.
В этой ситуации нет смысла говорить о тактике или игровом построение сборной. Если есть серьезные проблемы психологического характера или микроклимата, то это приговор команде.
Фоменко сказал еще после товарищеской игры с Уэльсом, что что-то не так. Очевидно, что-то случилось после отборочного цикла. Что именно точно неизвестно.
Проблемой еще стало восприятие командой самого чемпионата. Игроки приехали во Францию наслаждаться тем, что они находятся на Евро. Это чувствовалось по их словам.
Футболисты не приехали на курорт. Они работали на тренировках, но это было больше, как программа лечебных процедур в санатории. Игроки выполняли беговую и игровую работу, но не чувствовалось такого настроя, как на матчи против Словении. Тогда действительно все были заряжены. Это чувствовалось даже по интервью футболистов.
Не верю, что конфликт Ярмоленко и Степаненко прошел бесследно. Это невозможно, учитывая, как это все выглядело и сколько всего было сказано. Мне кажется, что какие-то проблемы остались. Это тоже могло сыграть свою роль.
Если есть какие-то проблемы психологического характера и известно, что их можно решить, не взяв в сборную одного из игроков, то наставник сборной Украины обязательно должен делать этот выбор. И неважно, какими будут потери в игровом плане, если не вызвали Ярмоленко или Степаненко. Но если нет коллектива, то невозможно достичь цели.
В сборной должны играть только патриоты. В этом суть национальной команды. Это не клубы, где выступают легионеры, а островок футбола, где играют за свою страну. И если какие-то игроки с трудом заставляют себя класть руку на сердце во время исполнения гимна, то таких футболистов надо гнать метлой из команды.
Если устранить из сборной всех непатриотов, то ее уровень упадет. Может, это просто наш уровень. Тогда надо его честно признать. Возможно, игроков, которые готовы сражаться за флаг, будет намного меньше, чем сейчас в сборной. Но тогда гарантированно не будет никаких проблем в команде и все будут грызть газон, как это делала Северная Ирландия.
Сборная Украины зависима от Ярмоленко и Коноплянки. Но и они зависимы от ситуации, когда все говорят, что главная ударная сила команды – это Ярмоленко и Коноплянка. Это уже набило оскомину. Возможно, они перегорели и у них были какие-то проблемы с настроем.
Как все в команде воспринимали матч против Германии? Мы постараемся, но все же понимают, что соперник – чемпион мира и ни у кого вопросов не будет. Получается, поражение в первом матче Евро никак не встряхнуло команду. Мы же старались. И как классно сыграли 15 минут в первом тайме.
Ко второму матчу сборная подошла с таким настроением, что по плану мы возьмем здесь три пункта. Затем будет решающая игра с Польшей, но к ней мы подготовимся, когда выиграем в Северной Ирландии. Я веду к тому, что все в сборной было расписано по своему плану, а когда жизнь внесла свои коррективы, все рассыпалось.
На поляков футболисты уже настроились. Команда играла по-другому. Все это заметили, но этого оказалось недостаточно. Польша стремилась занять первое место в группе и, как минимум, не проиграть матч с Украиной. С отдачей в соперника проблем не было.
Украина и Польша по потенциалу примерно равные команды. Но если их свести в очном поединке, в котором что-то будет решаться, то поляки сыграют системно и четко используют свои голевые моменты. У нас с реализацией беда. Мы известные транжиры.
Фоменко и тренерский штаб анализировали матч с Германией. В первом тайме игровые построения в целом были правильными. Хотя матч и был проигран, тренер оттолкнулся от того, что важно максимально сохранить состав, который уже почувствовал как надо играть на этом турнире. Возможно, это была ошибка.
Хотя, какой бы состав не поставили на Северную Ирландию, все равно были бы проблемы с адекватной оценкой соперника. Мне жаль, что Ротаня не использовали с самого начала. Пользы было бы больше.
Дополнительно команду расслабляло то, что в плей-офф выходят три сборные из группы. Мол, если пропустим вперед Германию и Польшу, то плановых очков с Северной Ирландией точно хватит.
Сборной не хватало Олега Гусева. Возможно, даже матч с Германией завершился бы по-другому. Тогда ситуацию мог спасти футболист, который способен провести на нужном уровне минут 30 или даже 40. При этом он в качестве «деда» сможет завести партнеров, которые остались без сил или немного голову звесили.
Гусев в этой ситуации – козырь. Олег за полчаса может показать свою скорость, повести команду за собой и он настоящий боец. А в этой ситуации выпустили Зинченко, о котором потом Фоменко сказал, что ему не хватает опыта. Наставник фактически признал свою ошибку. Александр нужен в других ситуациях. В матче с поляками он был эффективным, имел моменты и даже мог забить. Это идеальное решение для такого матча. А львиная доля второго тайма того же матча – это Гусев.
Фоменко признал, что мог взять Олега только в таком качестве, как Тимощука. То есть, как заслуженного ветерана сборной. Наставник сам признал, что Анатолия взяли только для того чтобы отдать ему честь за заслуги перед украинским футболом. Подобное в голове не укладывается.
Перед Евро-2012 подобные разговоры касались Андрея Шевченко. Но Шева обыграл Швецию. Это был его матч. Он закрыл рот всем кто говорил, что он уже ничего не может сделать.
А Тимощука готовили к выходу на поле, когда позволит ситуация. Тянули до последнего. Выпустили в конце матча с Польшей, потому что не было другого выхода. Эта замена вызвала шок.
При этом менять кого-то из опорников было рискованно. Можно пропустить еще один гол. Поэтому сняли с игры единственного нападающего. Это вызвало еще больший шок у болельщиков.
Сборная Украины показала, что она выше уровнем, чем те команды, которые не вышли на Евро. Но давайте не будем забывать, что мы заняли третье место в группе. Все наши достижения в отборочном цикле – это очки в матчах с командами, которые мы должны были брать. Мы проиграли борьбу своим прямым конкурентам. Словакии и Испании мы уступили без вариантов.
Не было никаких предпосылок, на которых можно было бы построить оптимистичные прогнозы. Нужно брать именно такие матчи. На Евро собраны как раз такие команды, которым мы проиграли в группе. Да, в плей-офф мы обыграли саму Словению. Мы прошли ее на жилах. Ответный матч имел все шансы завершиться по-другому. Возможно, по телевизору это не чувствовалось, но на стадионе напряжение витало в воздухе. Мы были на волоске. Чуть больше удачи сопернику, а меньше нам и результат первого матча нас не спасает.
Но мы проскочили на Евро. Это было заслуженно. Команда выложилась, отдала все, что у нее было. В этом и дело – сборная на жилах прошла Словению, а мы сразу вывели ее на какой-то новый уровень. При этом все опустили сборную Северной Ирландии, которая выиграла свою отборочную группу. И забыли, что мы от британцев отскакиваем, как орехи. Мы проигрываем им борьбу в центре поля и при стандартах. У нас с британскими командами такие же проблемы, как с итальянскими.
У многих людей были завышенные ожидания. Сборная при этом еще и провалилась по отношению к своему собственному уровню. Если бы команда набрала одно очко в матче с североирландцами, критика была бы не такой сокрушительной.
Для начала нужно выбрать нового наставника. Назначение Шевченко – это просто риск. Такой ход может сработать. А может и нет.
Назначение Реброва в «Динамо» тоже было риском. Но тогда у Игоря Суркиса была возможность назначить Сергея Станиславовича исполняющим обязанности и дать ему карт-бланш. В случае национальной сборной такой возможности нет.
Андрей всю жизнь в футболе. У него большие достижения и опыт европейского футбола. Он готов к началу тренерской работы. У него есть базис, чтобы начать практический путь. Проблемой может стать отсутствие практического опыта.
Сейчас проблема сборной Украины не в главном тренере. Вопрос в том, что нужно создать единый коллектив патриотов Украины, которые будут сражаться за флаг, страну и болельщиков. При этом я не считаю, что все должны петь гимн. Это дело добровольное. Важно, чтобы у каждого мурашки бегали по коже.
Если новый наставник увидит, что сборной нужна фильтрация, то нужно ее провестии честно сказать: «Теперь за национальную команду выступают эти футболисты и я отвечаю, что это патриоты, которые мечтают вывести сборную на Кубок мира и будут бороться за это».
Это первый и главный шаг. Если его не сделать, то назначайте тренером кого угодно. Результата все равно не будет. На Евро мы имели проблемы не с игрой, а с психологией.
Для того, чтобы создать коллектив и микроклимат в команде никакие тренерские курсы и практический опыт тренерской работы не требуется. Этот дар либо есть у человека, либо его нет. Валерий Лобановский всегда умел создавать коллектив.
Надо разобраться может ли быть патриотом человек, который работает в России. Я не знаю ответа на этот вопрос. На первый взгляд, получается, что нет. С другой стороны, такой игрок едет в страну агрессора, отнимает у нее какие-то деньги, получает опыт, повышает свой уровень, что хорошо для сборной Украины. Если это рассматривать, как холодный расчет, то такой человек патриот. Это неоднозначная ситуация.
Не понравились маневры с довызовом футболистов из чемпионата России. Это слабоволие. Попытка сгладить проблему, но не решить ее. Зинченко проговорился, что ему позвонили из сборной и сказали: «Ты в Киев не приезжай. Сразу придешь на подготовительный сбор в Италию». Он молодой парень и не уловил всех этих политических нюансов.
В сборной Украины должны быть собраны патриоты своей страны до мозга костей, как Федецкий, и должны убиваться на поле за флаг. Когда вижу Артема я понимаю, что он всех будет рвать за честь футболки. В этом плане у нас на поле должны быть 11 «Федецких». Он для меня эталон футболиста сборной Украины. Но он тоже приехал на Евро, как на праздник.
Квалификацию на Кубок мира-2018 мы начинаем матчем против Исландии 5 сентября. Думаю, все будет у нас нормально. После Евро они будут настолько эмоционально выхолощенными и так долго будут наслаждаться своим успехом, что к сентябрю, скорее всего, не будут в соответствующем психологическом состоянии. Дома мы должны с ними справиться.
В целом группа сложная. Многие соперники равны и у нас могут возникнуть проблемы с хорватами, турками и с финнами на выезде. Не знаю, как мы там будем играть. Очень трудно что-то прогнозировать. Как правило, наполнение групп у нас другое. Заранее понятно, где мы можем брать свои очки, а где нас ждет борьба. А тут вообще непонятно, где наши очки. Нам еще и Косово добавили. Там могут быть свои нюансы не игрового характера. Словом, у нас группа сюрприз. Гарантировано одно – нам будет интересно.
Любые изменения это хорошо. Если не предпринимать шагов вперед, а оставаться на месте, то лучше все равно не будет. Если бы на Евро-2016 не выступали 24 команды, то не было бы столько эмоций. Это эволюция.
В чемпионате Украины количество команд сокращается. Это тоже эволюция. Нам нужно немного опуститься вниз. Уровень нашего чемпионата был искусственно завышенным. У нас нет национальной модели футболу. У нас есть несколько человек, которые имеют много денег и они содержат команды. А как только начинаются финансовые проблемы, клуб исчезает. Требуется перезагрузка.
После Украины я всегда болею за Нидерланды. Но, к сожалению, сборная не пробилась на Евро. Поэтому поддерживать некого. Но симпатизирую Германии. Команда сейчас классно выглядит. Думаю, немцы выиграют чемпионат. А может и Исландия.
Работать журналистом на Евро – это большой кайф. Все воспринималось, как квест. Я работал самостоятельно и не был частью какого-то коллектива или компании. Это было сольное выступление. Поэтому вдвойне приятно было решать различные логистические задачи, вопросы переездов и ночевки, как правильно спланировать день, чтобы успеть на все медиа-мероприятия, где поесть, чтобы вписаться в бюджетные рамки.
Я рад, что у меня не было серьезных сбоев из-за которых я бы провалил выход материалов, пресс-конференций или репортажей. Хотя одну ночь пришлось провести на улице из-за определенных вещей, которые трудно было предсказать. В итоге писал флеш-интервью на лестнице какого-то подвала. Больше негде было сесть. Это случилось после первого матча сборной Украины в Лилле. Работать на улице было холодно. Пришлось искать какое-то укрытие. Им как раз оказалась освещенная лестница полуподвала с закрытыми дверями. Но это маленькое приключение картины не портит. Я очень доволен тем, что мне посчастливилось работать на таком турнире. Не факт, что будет еще такая возможность, учитывая наши перспективы.
Насколько я уловил ситуацию с забастовками, то они максимально раскачали ее перед турниром. Но уже в первые дни чемпионата с ними смогли договориться. В любом случае мой поезд 7 июня в Экс-ан-Прованс числился, как «отмененный». А уже во Франции оказалось, что его вернули. Я перестраховался и купил еще один билет, который можно вернуть без потерь. Это меня спасло – я не потерял ни копейки. Хотя я встречал многих людей чьи поезда отменили.
Каждый стадион имеет свою хитрую логистику всех объектов, связанных с работой медиа. Пик происшествий пришелся на Лион. После нашей пресс-конференции я не смог найти дороги в медиа-центр, плюнул и вернулся в конференц-зал. Очень сложный лабиринт, а французы не владеют английским языком. Даже стюарды. Их любимый ответ на любой вопрос: «Спроси моего коллегу». Это единственная фраза на английском, которую они знают. И так по кругу переадресовывают от одного к другому.
Если человек в напряженном состоянии, то это выводит из себя, заставляет злиться и нервничать. Даже уравновешенные журналисты вышли из себя в Лионе. Их взбесила это логистика подземных маршрутов и указателей, которые противоречат друг другу.
Когда попадаешь на стадион в Марселе, то оказываешься под двойным впечатлением. «Велодром» выглядит инопланетным и грандиозным. Но и там есть проблема с логистикой. Организаторы решили усложнить задачу и сделали два медиа-центра – один для фотографов, другой для журналистов. Но это ни откуда не следует. Узнать, что это за медиа-центр ты никак не можешь. В какой-то момент, когда ты задаешь перечень элементарных вопросов, до тебя доходит, что ты находишся не в том месте и тебе нужно в другой медиа-центр где-то на шестом этаже.
Цены во Франции ужасающие. Бокал пива стартует от 5 евро.
gazeta.ua