Турніри
Глобус
Каким будет футбол в 2059 году?
Futbol-1960.ru 2020 год. Финал Лиги чемпионов. Работают все голографические экраны континента, передавая объемные изображения решающего матча на забитые фанатами площади. В VIP-ложах заполненного до отказа стадиона установлены специальные вибрирующие кресла, и VIP-болельщики на себе чувствуют любое единоборство игры…
futbol-1960.ru
2009-01-10 06:20
…и интерактивным голосованием принимают коллегиальное решение о заменах. Менеджеры команд в режиме реального времени получают распечатки тактико-технических действий игроков и одним прикосновением к висящим в воздухе лазерным клавиатурам переключаются на трансляцию с мини-камер, которые установлены на каждом из футболистов. А роботы-рефери с математической точностью до миллиметра определяют место нарушения правил. Такое будущее ждет футбол, если верить футуристическому исследованию компании «Оранж». Но еженедельник «Футбол» с помощью экспертов сам заглянул на десятилетия вперед.
ЧИП И ДЕЛО
Кого-то такое будущее пугает, кого-то манит. Но чтобы понять, что случится через пятьдесят лет, необходимо вернуться на те же пятьдесят лет назад и тогда делать выводы, считает писатель-фантаст Владимир Васильев – соавтор бестселлера «Дневной Дозор». Он-то как раз к футболу будущего относится без опасений: «Что изменилось в футболе за полвека? Возросли скорости, уменьшилось пространство между линиями, сократилось время для принятия решения игроками. И, скорее всего, эти тенденции сохранятся. Но как была игра 11 на 11, с двумя воротами и стандартным полем, так она такой и осталась».
Васильев прав: футбол – игра консервативная. За последние 50 лет в ее правилах произошло только две реформы, изменившие облик игры: в 1965 году ФИФА разрешила делать замены, а в конце прошлого века вратарям запретили брать мяч в руки после передачи ногой своего партнера. С тех пор на правила игры проводилось множество атак. Специальный Международный совет (Football International Association Board – IFAB), в котором ФИФА имеет четыре голоса, а футбольные ассоциации Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии – по одному, успешно отбивал все из них. Но, по прогнозам экспертов, уже скоро последний оплот консерватизма футбола падет. И в игру ворвется дух технического прогресса.
«Возможно, уже через несколько лет ФИФА все-таки решится использовать технические новинки, – считает главный тренер «Крыльев Советов» Леонид Слуцкий. – Я имею в виду мячи, снабженные электронными чипами, с помощью которых будет точнее определяться взятие ворот. Или будет принято решение для этих целей использовать видеоповторы».
Подобный электронный мяч уже создан. Год назад компания «Адидас» в Йокогаме продемонстрировала спортивный снаряд Teamgeist II. Он снабжен микропроцессорной системой, позволяющей определять точное местонахождение мяча на поле. «Начинку» его придумала небольшая немецкая компания Cairos Technologies. Причем это был далеко не первый образец, на что намекает римская «двойка» в названии. В 2005 году создатели мяча уже презентовали прототип, но он был забракован – электронная система срабатывала через раз. Но теперь разработчики уверяют, что «умный мяч» «Адидас» должен стать официальным уже на чемпионате мира 2010 года в ЮАР.
ПОРОЧАЩАЯ АУДИОСВЯЗЬ
Что же касается применения видеоповторов, то тут ожидается более ожесточенная война. На позициях «за» стоят многие тренеры, в том числе и наставник «МЮ» Алекс Фергюсон. «Против» выступают чиновники. «Видеоповторы убьют футбол, – был в свое время категоричен президент УЕФА Мишель Платини. – Если это предложение пройдет, то через лет десять у нас исчезнут судьи. В них отпадет необходимость, а все будут решать видеоповторы. Представьте, что продолжительность матча увеличится в два, а то и в три раза. При использовании видеоповторов игра будет останавливаться каждые десять секунд».
Рано или поздно Платини сдаст позиции. И в следующем десятилетии наверняка заговорят о следующем шаге – введении электронной системы слежения за аутами типа «Соколиный глаз». Ее датчики следят за движущимися предметами, воспроизводят траекторию полета мяча и точное место его приземления в повторах спорных моментов. «Соколиный глаз» уже с успехом используют в трансляциях матчей по крикету и теннису. И, не исключено, скоро она станет страшным сном Мишеля Платини.
Следующий шаг в сторону футбола, который может сделать техника, – это создание электронно-лазерной системы определения офсайдов. Но технический прогресс в ближайшие десятилетия должен прийти на помощь не только арбитрам, но и тренерам с игроками. Не исключено, они опять вернутся к идее установления аудиосвязи между тренерской скамейкой и футболистами на поле. Подобный эксперимент уже был проведен в начале 2004 года в Бельгии. Голкипер «Генка» Ян Моонс в матче чемпионата страны против «Брюгге» получил специальный наушник вроде устройства hands-free, через который получал указания от тренера. Аудиосвязь прямо по ходу матча получилась неустойчивой – постоянно появлялись помехи, вызванные мобильными телефонами зрителей. А потом еще и в IFAB без восторга отнеслись к бельгийскому эксперименту, и об идее установления коммуникации между полем и скамейкой прямо по ходу игры пришлось на время забыть.
ОБЪЕДИНЕННЫЙ ЧЕМПИОНАТ ЕС
На электронику в ФИФА и УЕФА действительно существует своего рода табу, подтверждает член исполкома Международной федерации футбола Вячеслав Колосков. По его мнению, есть только одна реальная сила, способная сломить лобби чиновников, – активная позиция клубов. И по прогнозу Колоскова, клубы рано или поздно добьются своего, да и вообще их организация, пришедшая на смену «G-14», будет набирать все больший вес.
«Сегодня непререкаемым главным действующим лицом УЕФА являются национальные ассоциации, -– проводит краткий курс футбольной политологии Колосков. – Ни клубы, ни лиги, ни профсоюзы членами ФИФА или УЕФА в отличие от ассоциаций не являются. Но тенденция, по крайней мере в Европе, такова, что все больше авторитета появляется именно у лиг и у клубов. В структуре УЕФА возникают новые комитеты: профессионального футбола, стратегический и прочие… Есть соглашения между УЕФА и лигами, УЕФА и ФИФпро, клубами. Не исключено, что лиги и клубы уже в ближайшие лет десять могут стать членами УЕФА. Значит, будут участвовать в конгрессах, избираться в исполкомы. Да в любом случае приоритет останется за национальными ассоциациями, но не будем забывать, что нынешние футбольные клубы – это в основе своей работодатели, и их роль будет только возрастать».
Но при этом, по словам Колоскова, создание каких-то новых лиг «типа оскандалившейся в Европе так называемой «G-14» будет нецелесообразно, потому что клубам и так дадут право принимать решения. Тогда-то они и пролоббируют свои интересы в изменении правил игры и внедрении электроники. «Прежде всего при взятии ворот, определении положения «вне игры». Сейчас от ошибок подобного рода страдают многие клубы, но к их голосу пока не прислушиваются», – поясняет Колосков.
С тем, что роль клубов возрастет, согласен и Леонид Слуцкий – основные деньги находятся как раз в клубном футболе, а кто платит, тот и имеет больший вес. Но при этом главный тренер «Крыльев Советов» уверен, что в таком случае будут ужесточены лимиты на легионеров: «Клубы станут все более национальными или они будут объединять болельщиков по какому-то другому признаку, занимая определенную нишу».
В свою очередь, фантаст Владимир Васильев прогнозирует возникновение объединенного клубного чемпионата Европейского содружества. «Все тенденции налицо, – приводит свои доводы Васильев. – Если после распада Советского Союза появилось много разных государств и соответственно новых национальных чемпионатов, то сейчас идет обратный процесс. Европа объединяется, вводится единая валюта, отменяются границы и визы. И это должно найти отражение и в футболе. Так что не исключено, Лига чемпионов переродится в более масштабный турнир, где будут играть гранды – «Барселона», «Милан», «Манчестер Юнайтед» и так далее. И не как в Лиге чемпионов, а как в обычном чемпионате по системе «каждый с каждым». А национальные первенства переродятся в некие отборочные турниры к этому элитному соревнованию».
Вячеслав Колосков в объединении Европы улавливает другую тенденцию. По его мнению, в ближайшие лет двадцать все лимиты на легионеров, наоборот, отомрут. «Идея президента ФИФА Зеппа Блаттера « 6+5» хороша для нынешнего переходного периода, – считает он. – А когда Европа объединится, она отпадет сама собой. Изменится и система переходов, и оплаты труда».
САМ СЕБЕ МЕНЕДЖЕР
Принципы оплаты труда меняются уже сегодня. А мировой финансовый кризис наверняка подстегнет этот процесс и приведет к тому, что ЕС и УЕФА выработают совместную позицию и введут потолок зарплат для футболистов. «С моей точки зрения, в ближайшие десятилетия УЕФА пойдет на то, чтобы ввести ограничения на фонд заработной платы и на максимальную стоимость трансферов, – говорит Вячеслав Колосков. – Разговор об этом идет давно, потому что процесс заработков стал неуправляемым… Этот вопрос уже обсуждался в международных организациях, правда, пока только в постановочном плане, потому как богатые клубы возражают против предлагаемых мер».
Но даже финансово состоятельные клубы наверняка задумаются о повышении своих доходов. Как считает Владимир Васильев, посещение стадионов и «живой футбол» со временем окончательно станут элитным и дорогим увлечением. Основная масса будет смотреть матчи по телевидению. Но и для них это зрелище будет все более насыщенным, в том числе с трехмерным изображением и объемным звуком. «А еще уже в ближайшее время появится очень много разнообразной статистики, – дополняет Леонид Слуцкий. – Всевозможную цифровую и графическую информацию наверняка можно будет подключать как дополнительную платную опцию».
Не исключает главный тренер «Крыльев», что через десяток лет, а может быть, и раньше, как только решится проблема с портативными элементами питания, прямо на игроках будут крепить микро-видеокамеры. И тогда матч можно будет смотреть глазами его участника – так, как это снято в одном из известных рекламных роликов с участием Арсена Венгера. «Вот только для тренера это бесполезная информация. Она больше для болельщиков», – говорит Слуцкий.
Финансовые аппетиты клубов, правда, будут расти быстрее, чем цены за телевизионные права. И тогда не обойтись без ноу-хау в системах управления. И прообразом одного из таких новых методов, вполне возможно, является проект My Football Club. Идея его, в общем-то, проста: в Интернете собирается сообщество болельщиков, скидываются по определенной сумме, покупают футбольный клуб низшего дивизиона и сами руководят им, путем голосования на своем сайте принимая ответственные решения вроде утверждения бюджета, покупки и продажи игроков, установления стоимости билетов.
Первый такой клуб появился 13 ноября 2007 года в Англии. Около 20 тысяч зарегистрированных членов сайта My Football Club заплатили по 35 фунтов стерлингов, собрав таким образом 700 тысяч фунтов. Этих денег хватило, чтобы выкупить клуб Национальной конференции (пятая по значимости лига в Англии) «Эббсфлит Юнайтед» и сформировать его бюджет. Британский опыт постарались подхватить в других странах. В том числе и в России.
«По большому счету, ничего нового британцы не придумали, – рассказывает координатор и вдохновитель российского проекта My Football Club Дмитрий Марков. – Примерно та же модель управления применяется в «Реале» и «Барселоне», где члены клуба (socios. – Ред.) выбирают руководство. Основное же ноу-хау My Football Club заключается в том, что все это реализовано в Интернете. То есть совладельцем английской команды может стать, к примеру, австралиец, который ни разу в жизни не был в Великобритании. Но он все равно принесет свои 35 фунтов и будет следить за выступлением команды, частью которой он владеет, а потом когда-нибудь, может, приедет и на стадион».
Российским участникам My Football Club следить пока не за кем и приезжать пока некуда. За тот год, что существует проект в России, никакой клуб пока выкупить не удалось. Но, как надеется Дмитрий Марков, уже очень скоро он все-таки объявит о сделке с одной из команд ближнего зарубежья – там и футбольные люди более открыты к ноу-хау, чем в России, и финансовые запросы у них несоизмеримо ниже.
Пай в российском проекте My Football Club стоит 1500 рублей в год, и за эти деньги участник обладает правом одного голоса при принятии в основном экономических решений. Раньше речь шла и об определении основного состава, но даже в Англии решено было не вторгаться в тренерскую кухню – большей информацией о готовности игроков, чем наставник, пайщики вряд ли будут обладать. Но вот, например, аналитики той же компании «Оранж» уверены, что футбол все равно станет со временем более интерактивным, и болельщики получат широкие возможности влиять на ход матча. А Дмитрий Марков даже вспоминает о некоем израильском клубе, в котором фанатам все-таки разрешено определять стартовый состав в Интернете. «Вот только сайт у них целиком на иврите – ничего не разобрать», – не смог вникнуть в подробности Марков.
ИГРА В СТИЛЕ РЕТРО
Леонид Слуцкий тоже крайне скептически относится к возможностям болельщиков коллегиально определять тактику и состав на тот или иной матч. Но и он не отрицает, что двигателем прогресса футбола являются деньги. И, чтобы клубы могли дороже продавать футбол, он должен стать еще более привлекательным как зрелище, то есть еще более скоростным и результативным.
«Поэтому я думаю, что в будущем будет возврат к ретро. К таким схемам, как «дубль-вэ» или «4+2+4», – делает свой прогноз Слуцкий. – Конечно, они будут видоизменены, у каждого футболиста в них будут более широкие обязанности, чем раньше. Само собой, будет увеличиваться скорость игры, уменьшаться разрывы между линиями и игровое пространство. И все это в конечном итоге повлияет на зрелищность. Все эти тенденции в европейском футболе видны уже сейчас».
На зрелищность повлияют не только скорости и романтические схемы. Внешний вид формы и материалы экипировки тоже претерпят изменения. «Форма будет чутко следовать общим трендам в моде», – уверен Слуцкий. В конце концов, производителям спортивной одежды тоже надо продавать свой товар, и техническое спонсорство команд они все смелее будут превращать в инструмент рекламы. И смелые обтягивающие короткие футболки сборной Италии или безрукавки национальной команды Камеруна, запрещенные, между прочим, ФИФА, будут смотреться робкой шалостью.
Пять лет назад, кстати, одна французская дизайнерская фирма презентовала специальные расползающиеся футболки. Состояли они из лоскутов, скрепленных тканью-липучкой, и были призваны бороться с зацепами соперников. Основная мысль была в том, что как только защитник в борьбе схватит нападающего за майку, та рассыплется в его руках, и арбитр будет точно знать, что нарушение действительно было. Новаторскую идею провалили представительницы женского футбола.
Но новые материалы в экипировке все равно будут появляться. Уже сейчас с помощью нанотехнологий созданы образцы новых щитков и вратарских перчаток, мягких и гибких в обычном состоянии, но мгновенно затвердевающих при ударных нагрузках. «Но вряд ли при этом появятся у футболистов новые элементы защиты в экипировке, – считает Слуцкий. – Так что вратарские шлемы, в котором играет голкипер «Челси» Петер Чех, не должны войти в широкий обиход».
ЗВЕЗДНЫЕ ГЕНЫ
У футболистов, впрочем, и без дополнительных щитков должно быть меньше проблем со здоровьем. «В грядущие десятилетия медицина должна сделать существенный рывок, и тогда век футболиста продлится как минимум до 40 или даже 50 лет», – дает Васильев еще один прогноз, с которым соглашается Слуцкий. Повреждение крестообразных связок еще недавно автоматически означало прекращение игровой карьеры, сейчас же это пусть серьезная, но вполне излечимая травма. А вскоре она и вовсе станет «рабочим моментом».
И, само собой, на помощь тренерам должна прийти генетика. Но уже сейчас разработаны специальные программы, которые на основе ДНК ребенка могут предсказать, есть ли у него шансы со временем стать хорошим футболистом.
В России подобный проект ведет бывший руководитель антидопинговых служб страны Николай Дурманов. Правда, его банк данных касается не футболистов, а теннисистов. «Существует много других скрытых вещей, которые потом в случае интенсивных занятий профессиональным спортом всплывут, – говорит Дурманов. – Наша задача – увидеть их пораньше. Увидеть не для того, чтобы сказать родителям: знаете, ваш ребенок бракованный, пожалуйста, пусть он займется чем-то другим. Но подсказать, каких продуктов питания избежать, как планировать режим тренировок, какие фармакологические программы стоит применить».
По словам Дурманова, например, есть шесть генов, которые определяют работу сердечно-сосудистой системы. И, изучив их, специалисты могут четко сказать, кто их хозяин – стайер или спринтер. Посмотрев другую группу генов, можно определить скорость нервной реакции, устойчивость к стрессам, уровень агрессивности... При этом доктор оговаривается: методика точно работает только для определения способностей в циклических видах спорта. В игровых, где многое зависит не только от физических данных, но и от интеллекта, погрешность слишком высока. Да и Леонид Слуцкий, зная о таких программах, не спешит пока доверять им. «Пока результаты таких анализов хороши как вспомогательный инструмент, но не более», – считает главный тренер «Крыльев Советов». Наверняка через десяток лет по подобным методикам можно будет подбирать амплуа под природные данные юного футболиста.
И при этом, несмотря на все технические, медицинские и экономические ноу-хау, все без исключения эксперты уверены: в 2059 году футбол должен остаться спортом №1 в мире.
Андрей ВДОВИН, Александр ВЛАДЫКИН
www.futbol-1960.ru