Турніри

Глобус

Дамы в мужской игре

Елена ПАВЛОВА, «Команда» Появление в российском футболе Ольги Смородской, ставшей в июле 2010 года президентом «Локомотива», и ее чрезмерно бурная деятельность вызвали повышенный интерес к женщинам в мужском мире игры миллионов. Наиболее «женственным» благодаря Розелле Сенси и Франческе Менарини до недавнего времени считался итальянский футбол.

2011-07-17 06:15

ОБАЯТЕЛЬНАЯ «ВОЛЧИЦА»

Однако всему рано или поздно приходит конец. Сначала от спортивных тревог частично избавила себя болонская скандалистка, а затем и римская «волчица», вдоволь намучавшись со своим детищем, в июле 2010 года все-таки начала задумываться о продаже из-за серьезных долгов клуба.

«Рома» принадлежала семейству Сенси 18 лет, но прошлым летом клуб с задолженностью в 40 млн евро перешел в управление банка Unicredit – кредитора Сенси. Розелла боролась до последнего, дотянув с продажей аж до весны 2011-го, но с «джалло-росси» ей все же довелось расстаться.

А ведь до этого успешная дама была, наверное, самой известной женщиной у штурвала футбольного корабля. Она унаследовала «Рому» в 2008 году от отца Франко Сенси и изо всех сил старалась удержать прославленный коллектив из Вечного города на должном уровне.

Заметим, что начало карье-ры на новом поприще у синьоры Розеллы не заладилось: видимо, не отошедшая от смерти прежнего босса, команда никак не могла вырваться из полосы неудач в Серии А и Лиге чемпионов, благополучно их прова-лив. Крайне болезненным для хозяйки стало поражение ее детища от румынского «Клужа», тогда она не сдержалась, ворвалась в раздевалку «Ромы» и устроила футболистам форменный разнос. «Что случилось? Это не та «Рома», которую я знала и за которую всегда болела!» – отчитывала Сенси на повышенных тонах Тотти и его партнеров.

На самом деле очаровательная Розелла была еще той штучкой, даже настоящей волчицей, когда того требовала ситуация. В сезоне-2009/2010 ей в голову пришла идея пригласить на должность тренера Клаудио Ра-ньери, благодаря чему «джалло-росси» вернули себе статус топ-команды Италии. Однако и в чемпионате, и в Кубке «Роме» перешел дорогу «Интер», а по ходу первенства недовольная Сенси не раз в открытую заявляла, мол, миланский клуб тянут за уши. Римлянка еще долго воевала с кредиторами и обвиняла «нерадзурри» в нечестной игре, но в итоге сдалась. И «Рома», купленная группой американских инвесторов во главе с Тома-сом Ди Бенедетто, с легкой руки Розеллы стала первым клубом итальянской Серии А, который принадлежит иностранным инвесторам.

 

БОЛОНСКАЯ БЕСТИЯ

По пути Сенси пошла еще одна представительница прекрасной половины в Серии А, бывшая глава «Болоньи» Франческа Менарини, которая пришла в мир футбола практически в одно время с Розеллой, осенью 2008 года, и первым делом пообещала позвонить г-же Сенси и спро-сить у нее женского совета. Неизвестно, что порекомендовала коллеге римская барышня, но имя Менарини не сходило со страниц прессы, и темперамент-ная блондинка, выпутавшись из одного скандала, влезала в другой. Франческа не слишком доро-жила тренерами (в опалу попали уволенные Синиша Михайлович и Джузеппе Пападопуло), воевала с болельщиками (фанаты уст-раивали у базы команды демонстрации с требованием отставки президента), дружила, с кем не следовало (за один только ужин с опальным экс-президентом «Ювентуса» Лучано Моджи Ме-нарини была дисквалифицирована на три месяца), и в итоге, не добившись успехов на футбольном поприще, из-за серьезных финансовых проблем летом 2010 года вынуждена была продать свои акции.

Кстати, вовсю приобщает свою дочь к футболу президент «Милана» Сильвио Берлускони. Так, Барбара Берлускони в апреле сего года уже вошла в Совет директоров «россо-нери». Поговаривают, что, несмотря на наличие братьев, в будущем именно она должна сменить отца на посту итальянского гранда. Естественно, далеко не все в восторге от такой перспективки…

ВАННА С ФУТБОЛИСТАМИ

Известная в футбольных кругах личность – швейцарская немка Гизела Оэри. Квалифицированный физиотерапевт и наследница на пару с мужем крупной фармацевтической компании с большим успехом руководит одним из самых титулованных клубов cтраны банков, часов и сыра «Базелем». Джиджи, имеющая самую большую коллекцию плюшевых медвежат в Европе, щедрый меценат, который вкладывает огромные суммы не только в свое детище, но и в различные культурные проекты. С именем Оэри связано возрождение швейцарской команды, которая до по-явления этой целеустремленной блондинки в 1999 году выигрывала чемпионат аж в 1980-м.

Деятельная дама не пожалела сил и средств (еще бы, ведь ее состояние оценивается в 7 млрд евро) на строительство нового стадиона для «красно-синих», начала приглашать неплохих ис-полнителей и перспективных тренеров. Начиная с 2002 года «Базель» шесть раз становился сильнейшим клубом страны и пять раз брал национальный Кубок. Остается только совершить прорыв на континентальной арене, где клуб пока не проходил дальше группового раунда Лиги чемпионов. Между прочим, Джиджи весьма эксцентричная особа. В первые годы своего ру-ководства она обещала исполнителям «Базеля», что в случае выигрыша командой первенства Швейцарии, она примет вместе с ними ванну. И оказалась верна своему слову...

ПРИМЕРНАЯ НАСЛЕДНИЦА

Верной последовательницей своего мужа, бывшего президента «Марселя» Робера Луи-Дрей-фуса, стала его благоверная Маргарита Луи-Дрейфус, россиянка по происхождению, которая после его смерти в 2009 году взвалила груз ответственности за команду на себя. Она отказалась от предложений продать коллектив, в который ее супруг вкладывал миллионы, и продолжила заботиться об «Олимпике», подчеркивая тем самым свое уважение к памяти Робера и традициям клана Луи-Дрейфусов. Марго сумела установить контакт с правлением клуба, тренерами и игроками, договориться о разделе финансовых обязательств. Ее признали хозяйкой. Хотя, по большому счету, управлять «Марселем» мадам Луи-Дрейфус начала гораздо раньше – еще при жизни мужа, когда он уже был очень болен. Так что и серебро чемпионатов-2008/09 и 2010/11, и золотой дубль сезона-2009/2010 полностью ее заслуга. Сейчас Маргарита отказалась от президентства и чис-лится лишь владельцем «Олим-пика», но не пропускает ни одного поединка команды.

ЖЕЛЕЗНАЯ БАБУШКА

Есть своя футбольная леди и в испанских краях. Причем на родине эта дама прозвана «Железной». Почему? А потому что президент клуба Сегунды «Райо Вальекано» Мария Тереса Ривера – мать 13-ти детей и, по имеющимся данным, бабушка более полусотни внуков! Как эта женщина все успевала, одному богу известно, но, безусловно, без помощи потрясающего чувства юмора не обошлось. «Мой муж любит покупать всякую ерунду. Однажды он пришел домой и заявил, мол, я купил футбольную команду», – так Мария Тереса в двух словах описала историю приобретения «Райо Вальекано» ее супругом в 1992 году. Спустя два года благоверного заподозрили в незаконных махинациях, и он был вынужден отойти от спортивных дел, предоставив руководить клу-бом жене, которая восприняла это с должной долей иронии: «Он сказал, что в этом нет ничего сложного: приезжаешь на игру, смотришь и потом спокойно едешь домой».

И хотя ныне руководит «Райо» 76-летняя Мария Тереса в основном на бумаге (по сути, делами команды заправляют ее сыновья), журналисты любят Риверу, частенько выхватывая ее на трибуне во время матчей. За эти без малого два десятилетия ее царствования клуб знавал разные времена – от четвертьфинала Кубка УЕФА до падения во второй дивизион, однако нельзя не отдать должного этой Железной леди испанского футбола, в честь

 

БЕРЕЖЛИВАЯ КУХАРКА

Достаточно женщин и в английском футболе, только ни одна пока не решилась занять пост президента. Хотя некоторым этого и не надо. Должность владельца тоже позволяет многое. Так, дама заправляет всеми делами в «Норвиче», который снова будет играть в элитном дивизионе. В 1996-м главными акционерами «Канареек», невзирая на семь миллионов фунтов долга, стали Делия Смит – повар, телеведущая и автор кулинарных бестселлеров, и ее супруг Майкл Уинн Джонс. В сезоне-2003/04 «Нор-вич» вернулся в Премьер-лигу под руководством Найджела Уортингтона, работавшего с командой уже четыре года. Как и на кухне у миссис Смит, в клубе царили порядок и спокойствие, ведь он позиционировался как семейный.

Правда, в элите «зелено-желтые» не задержались. Как бы по-хозяйски Делия не вела дела, «Норвич» не сумел избежать нового витка финансовых проблем. Случалось даже, что игроки за свой счет летали на выездной матч в Блэкпул. «Канарейки» не тратили больших средств на покупку игроков и на зарплаты, их девиз – «благоразумие прежде амбиций», а основная сумма долга в виде банковских кредитов возникла вследствие модернизации стадиона. И получили за это вознаграждение. По окончании сезона расчетливая миссис Смит способствовала повышению команды в классе, доказав, что разбираться в футболе может научиться даже кухарка.

В «Арсенале» в свое время одним из главных акционеров была Нина Брейсуэлл-Смит, к которой перешло 16% акций после того, как от дел отошел ее суп-руг. Кстати, представители этого семейства входили в Совет директоров «Канониров» с 1938 года, и на Нине данная традиция завершилась – в прошлом году она продала свои акции английского гранда.

ФУТБОЛ В СТИЛЕ ФОЛК

Сербская знаменитая фолк-поп певица Светлана Ражнатович в 2000 году унаследовала местный клуб «Обилич» от своего мужа Желько Ражнатовича и стала его президентом до 2005-го. На редкость своенравная и эпатажная хозяйка на матчи заявлялась не иначе как в меховых шубах, а игроков, которые якобы плохо выкладывались в поединках, строго наказывала штрафами. Те м не менее ветеран югославского футбола и бывший капитан звездного «Аякса» 70-х Велибор Васович отмечал, что Светлана – одна из немногих, кто вкладывает деньги в сербский футбол. Пресса же восхваляла ее как самого красивого президента клуба. Тем не менее весной 2011 года верховная прокуратура Сербии обвинила Цецу в том, что в бытность свою главой «Обилича» она присвоила более пяти миллионов долларов из сумм, полученных от трансферов игроков в клубы Европы и Азии.

 

И наконец, обратимся к страшному сну «железнодорожников» Ольге Смородской, по совместительству главному поставщику новостей в российском футболе. Причем новости эти зачастую носят скандальный характер. Работу с «Локомотивом» она начала с кадровых чисток, несмотря на уверение, что никто уволен не будет. Ольга отказалась от схемы премирования игроков, по которой каждый выигрыш подряд оплачивался на 50 тысяч рублей больше, что настроило против нее футболистов.

У Смородской сразу не сложились отношения и с главным тренером команды Юрием Семиным. Дошло до того, что они перестали общаться, решая вопросы лишь по электронной почте. Эксцентричная начальница начала влезать в чисто футбольные дела. К примеру, в Лозанне перед матчем Смородская объясняла игрокам тактику: «В атаке надо играть пошире, а в защите поуже». Реакция Семина была соответствующей, после чего его «ушли» из клуба. С тех пор на каждом поединке «Паровоза» можно увидеть баннер «Баба на корабле к несчастью!». Последним «подвигом» руководительницы стало увольнение тренера Юрия Красножана, которого сама же Ольга и пригласила, хотя при нем «Локомотив» занимал высокую позицию в чемпионате. Причины расставания с наставником до сих пор неясны. То ли еще будет!..

Между прочим, Смородская – не первая женщина в руководстве футбольным клубом в России. В 1990-х годах генеральным директором самой народной команды страны была Лариса Нечаева. «Спартак» в то время тренировал его основной акционер Олег Романцев, спортивными вопросами занимался Григорий Есауленко, а вот финансы клуба и право подписи на трансферных и прочих контрактах находились в компетенции Ларисы Нечаевой. Но 15 июня 1997 года Нечаева была застрелена на своей даче…

УКРАИНСКАЯ ВДОВА

На протяжении нескольких месяцев был свой президент и в Украине. После смерти главы «Зари» Валерия Букаева в январе 2009 года до конца сезона делами клуба занималась его жена Марина Букаева. Причем период ее прихода на руководящую должность совпал с расцветом мирового кризиса, и вдове пришлось из кожи вон лезть, дабы находить средства и удерживать команду на плаву. Однако самостоятельно сделать это Марина не смогла и вынуждена была передать «Зарю» на баланс Федерации футбола Луганщины.

ЛИБЕРИЙСКАЯ ЗАКОННИЦА

Напоследок отметим, что некоторые представительницы слабого пола в мужском спорте поднялись гораздо выше по карьерной лестнице, нежели только руководство клубом. В 2004 году либерийский адвокат Изетта Сомбо Уэсли стала первой женщиной в Африке, которая возглавила Ассоциацию футбола Либерии после отставки Эдвина Сноуи.