Турніри
Ліга чемпіонів
«Рубин»: при попутном ветре
Андрей АНФИНОГЕНТОВ, «СЭ» В ночь на четверг даже ветер помогал самолету чемпионов России побыстрее покинуть город, где им изрядно испортили настроение. Хотя досада, читавшаяся после матча на лицах игроков и тренеров, всеобщему здоровому сну на борту не помешала. Иное дело – детский плач: сын Петра Быстрова заснул на руках у мамы еще где-то на окраине Киева…
2009-09-18 07:00
.., а в самолете за полчаса до посадки в столице Татарии проснулся. Ольга Быстрова – не единственная дама, летевшая в Казань с командой. Курбан Бердыев с пониманием отнесся к желанию игроков пригласить жен на дебютный матч в Лиге чемпионов. Этим правом воспользовались еще Алан Касаев с Романом Шароновым. До Киева жены добирались самостоятельно, а возвращались с командой.
С берегов Днепра «Рубин» вполне мог увезти не только воспоминания о дебюте в большом турнире, но и очки, и деньги от УЕФА. К концу игры от «Рубина», который в России хорошо знают и ценят за цельность и стиль, ничего не осталось. Матч заканчивала команда, изменившая сама себе, а потому, собственно, и проигравшая, не выдержав неистового порыва Шевченко и его партнеров.
Почему так случилось – версии вашего корреспондента и главных действующих лиц.
Версия № 1. КОРРЕСПОНДЕНТ «СЭ»
Киев сегодня вновь располагает стоящей командой. В тонусе и Валерий Газзаев, получивший работу, о которой мечтал. Клуб соскучился по успехам в Европе, тренер желает, наконец, реализовать свои амбиции в Лиге чемпионов.
После матча казанцы не желали слушать сомнительные комплименты, напоминавшие слова утешения: мол, целый тайм провели как минимум достойно, для дебюта – сойдет. «Сойдет» – это не про «Рубин» и Бердыева. Пока гости играли компактно, не давая сопернику ни метра свободного пространства и сводя при этом к минимуму количество фолов, дела шли. Стадион свистел, адресуя свой гнев игрокам любимой команды.
Злить поклонников «Динамо» российский чемпион перестал, когда прекратил играть строго, при необходимости нарочито просто, терпеливо дожидаясь шанса и маскируя свои слабости. Главной слабостью игроков «Рубина», как выяснилось, стали нервы. Сначала они поверили, что в дебютном как для клуба, так и для девяти игроков стартового состава матче Лиги чемпионов могут добиться положительного результата. И элементарно забыли, какая из дорог ведет к цели, а какая оборачивается катастрофой. «Динамо», почувствовав слабину, своего добилось, смяв на кураже и эмоциях «зависшего» соперника.
Казанцы сами помогли киевлянам найти игру, которая в итоге принесла ему лидерство в группе, а Казани – испорченное настроение.
Версия № 2. ШАРОНОВ – Очень неприятное поражение. Досадно взять и проиграть так, как мы: могли добиться нужного результата, но допустили грубейшие ошибки, – подтвердил догадку защитник Роман Шаронов.
– Почему «Рубин» провел такие разные таймы? – Потому что в сознании сначала появилась, а потом стала крепнуть мысль: мы можем добиться победы. Счет 1:0, играть все меньше и меньше.... Когда Киев нам первый гол забил?
– На 71-й минуте. – Все верно: шли-шли к этому – и дошли... Времени до конца матча оставалось все меньше, а к своим воротам мы прижимались все больше. Неправильно играли.
– Почему? Первые-то 45 минут провели почти образцово, по крайней мере в обороне. – Потому в голове у каждого и сидела мысль: можем своего добиться. А надо было не думать, а действовать так, как мы умеем. В итоге вся команда не играла во втором тайме как нужно.
– Какой отрезок матча стал ключевым? – Когда «Динамо» забило нам первый гол. Если бы еще немного выдержали их пресс, могло и повезти.
– Чемпионат России и Лига чемпионов – разный футбол? – Да.
– И в чем разница? – В Лиге игра очень быстрая. Все компактно, нет пауз. Плюс цена ошибки вырастает в разы.
– Тяжело пережить такое поражение? – Да. Психологически сейчас очень непросто. Лучше бы уступить без шансов и думать: они сильные, а мы – дебютанты. Известный сюжет. Здесь же все было иначе. Есть отчего расстроиться.
Версия № 3. СЕМАК
Капитан «Рубина» в полете почти не спал, но был одним из немногих, кто и после фиаско смог сохранить позитивное настроение. Сергей Богданович даже улыбался, когда говорил об игре своей команды, легко отыскивая в ней плюсы.
– Мы провели хороший первый тайм, поняв, что можем играть на этом уровне. Возможно, нам до перерыва не хватало последнего острого паса, но в целом у команды в эти минуты получалось многое.
– Почему все так перевернулось, когда команды вернулись на поле? – Для Киева Лига чемпионов – турнир привычный, а без участия в еврокубках эта команда вообще не остается уже много лет. Это и есть опыт, традиции, то, что делает клуб большим. Мы таким багажом не располагаем.
– Это и сказалось? – Увы. Об этом все вроде бы знали, но знать – одно, прожить ситуацию – другое.
– Почему вы перестали играть в тот футбол, который приносил результат? Киев ведь в первом тайме ничего не мог создать в атаке, всякий раз натыкаясь на стену. – Причин несколько. Первая – у нас перестал держаться мяч. Мы постоянно его теряли, причем слишком легко. Вторая – прибавили киевляне. На правом фланге появился Гусев, заметно их усилив. Хорошо вошел в игру Гиоане. Словом, Газзаев смог найти ходы, которые сделали «Динамо» сильнее. Третья причина – мы стали ошибаться. Несколько кряду грубых ошибок породили неуверенность, а она переросла в растерянность. Киев наседал, а мы отбивались. Контригры не было. Это нас в итоге и сгубило. Результат закономерен.
– Во втором тайме у «Динамо» появился и «двенадцатый игрок» – завелись трибуны. Но я сомневаюсь, что они могли вам помешать, действуя на психику. – Трибуны, что важнее, помогли «Динамо». Нас рев на стадионе не смущал, зато своих игроков болельщики здорово гнали вперед, добавляя им эмоций.
– «Рубин», в отличие от соперника, не смог усилить игру заменами, да еще и потерял травмированного Домингеса. Один ключевой игрок выпал – и у команды уже серьезные проблемы. Вас это не тревожит? – Наш скромный по меркам Лиги чемпионов состав – не новость. В России для нас ситуация выглядит иначе, и в этом разница между Лигой и внутренним чемпионатом. Сетовать на подобные моменты – затея бессмысленная. Нужно искать у себя сильные стороны, думать на поле, набираться опыта. Сразу ничего не появится. Но всходы могут быть очень хорошими. Например, Касаеву матчи в Лиге наверняка дадут многое.
– Как выходить из стресса? – Нам уже в субботу в Томск лететь на игру. Нельзя уходить в переживания – дело ведь из-за этого не должно страдать. Работа нам поможет, уверен.
– Вы излучаете позитив, хотя вокруг сплошь огорченные люди. Это такой метод увести партнеров от переживаний и самокопания? – Делай, как я – первое правило капитана.
– Накануне матча «Рубин» излучал уверенность: игроки постоянно шутили, много общались с прессой и ничем не напоминали людей, задавленных ожиданием долгожданного дебюта. – По-моему, это прекрасно, что наша команда так себя ощущает. Думаю, в итоге мы все, что было в Киеве, переживем.
Версия № 4. НОБОА
Семака в смешанной зоне, понятно, опознали все. А вот полузащитника сборной Эквадора киевские коллеги спутали с... Домингесом. При этом никого из них не удивило, что блиц-интервью латиноамериканец давал на хорошем русском. Для российских же журналистов не стало сюрпризом появление у раздевалок команд мужчины с микрофоном и камерой, работающего, как оказалось, на турецкий телеканал. Он приехал из Стамбула ради интервью с Гекденизом – футболистом, безумно популярным у себя на родине. Вот только Дениска – так турецкого хавбека любя зовут теперь в Казани – землякам в очередной раз жестко отказал.
Нобоа в оценках был дипломатичен, но говорил по существу.
– Лига чемпионов сильно отличается от чемпионата России? – Игра более скоростная. В Киеве даже траву постригли так, чтобы мяч перемещался по полю максимально быстро.
– А накал борьбы? – Он похож, но в Лиге есть свои тонкости. Всего шесть игр, каждая – очень важная.
– Волновались накануне матча? – В меру. Настроение у команды было рабочим. В принципе мы что-то сумели показать.
– Главный итог игры в Киеве? – Мы можем здесь играть и хорошо выглядеть. Обидно, что проиграли.
– Почему это случилось? – На какое-то время потеряли ту игру, которая была у команды и приносила нам результат – в том числе в первой половине встречи в Киеве.
– Когда это произошло? – Когда «Динамо» забило первый гол. Мы какое-то время не понимали, что нам делать: пытаться забить еще или стараться сохранить ничью? Откровенно говоря, на короткое время потеряли нить происходящего на поле. Это команду и погубило. «Динамо» реализовало те шансы, которые у него появились.
Версия № 5. РУКОВОДСТВО
Александр Гусев – президент «Рубина» нынешний, Камиль Исхаков – бывший, а теперь почетный. В Киеве они в VIP-ложе сидели бок о бок. Исхаков прилетел из Саудовской Аравии, где представляет Россию при Организации Исламская конференция.
– Как я мог не приехать на такой матч?! Для меня «Рубин» – как дети, – почетный президент был после матча лиричен. – Долго играли то неплохо, то хорошо, но не хватило хладнокровия, опыта.
– Дрогнули? – Очень похоже. Да и «Динамо» здорово второй тайм провело.
– Сибайи, считаю, нам в Киеве не хватало, – считает Гусев. – Он игрок опытный, в Лиге уже играл (за «Русенборг». – Прим. «СЭ») и нам бы помог. Я не раз ругал его за то глупое удаление, но изменить ничего нельзя.
– Как оценить дебют «Рубина»? – Обидно, что проиграли: могли все иначе завершить. Зато опыт получили. В следующий раз иначе сыграем. Поспокойнее, похитрее.
– Вы не выглядите расстроенным. – Игра у команды была, но потом что-то сломалось, и основательно. Но это можно поправить.
– Можно ли говорить о том, что «Рубин» сам помог сопернику найти у себя слабости, неожиданно многое позволив ему на поле? – вопрос Курбану Бердыеву. – Действительно, мы много ошибались, – признал главный тренер казанцев. – «Динамо» – классная команда, умеющая наказывать за подобные вещи. Нам не хватило психологической устойчивости, которая свойственна клубам, много лет играющим в еврокубках.
– Со стороны показалось, что «Рубин» не смог усилить игру при помощи замен. – Домингес был вынужден покинуть поле из-за травмы. И причина поражения кроется не в заменах. Мы не сумели сыграть как нужно и как можем. Когда пошел брак в передачах, начались потери мяча, а за ними – и разрывы в линиях команды. В итоге свою игру мы потеряли, за что и поплатились.