Турніри
Молодь
Мороз: «В сборной была демократическая диктатура»
Коллектив отечественных тренеров – «свободных агентов» совсем недавно пополнился новичком: Юрий Мороз, 42-летний специалист, который на протяжении последних девяти лет работал с юношескими сборными Украины, покинул свой пост.
Юлия ДЯДЕЧКО, FootBoom.com
2013-06-25 16:00
О девяти годах в сборных и планах на будущее экс-защитник, выступавший в свое время в составах киевского «Динамо», московского «Локомотива», израильского «Хапоэля», поведал в беседе журналисту FootBoom.com.
– Сейчас я отдыхаю от работы. Но при этом тренируюсь, бегаю, – начал разговор Юрий Леонтьевич. – Вчера вот играл в футбол с ветеранами «Динамо». В общем, веду достаточно размеренный образ жизни.
– Было ли для вас неожиданностью непродление контракта c вами федерацией?
– Не могу сказать даже... На какую-то секунду – да. Но я сделал свою работу и теперь пора попробовать себя в другом. Колоссально мало тренеров, которых не увольняли или которым не продлевали контракты. Жизнь-то продолжается. То, что я не работаю в федерации футбола Украины, не значит, что я ушел из футбола – я уже связал свою жизнь с этим и менять род деятельности не собираюсь.
Я очень благодарен федерации футбола за все, как прошлому руководству – Григорию Суркису и Александру Бандурко, так и нынешнему – Анатолию Конькову. В частности, за то, что терпели, давали возможность делать свою работу, многому учиться – мне удалось постажироваться за границей, как в России, так и в Германии, во время работы в ФФУ. У меня нет абсолютно никаких обид или нареканий, и быть не может.
– Вы по юношам в бытность игроком достигали больших высот (чемпион мира среди юношеских команд (1987), чемпион Европы среди юношеских команд (1987). Скажите, насколько это Вам помогало работать с игроками этого возраста?
– Я никогда ни на кого давил с позиции опыта. Просто пытался объяснить, ради чего они играют, каких высот хотят добиться. Я сам ощутил, какой это кайф – быть лучшим в своем деле, поэтому и до исполнителей старался это донести.
– Вы в федерации футбола Украины проработали в общей сложности 9 лет. Все время были связаны со сборными. Хотели бы попробовать себя в клубном футболе?
– Конечно, хотелось бы попробовать себя в качестве тренера команды, а не сборной. Все– таки в клубном футболе ты каждый день работаешь и видишь явный прогресс исполнителей, а на уровне сборных это не настолько заметно. Именно клубные наставники, как правило, больше влияют на становление игрока. Также хочется работать постоянно и видеть результаты своей работы.
– Юрий Леонтьевич, существует такое мнение, что есть клубные тренеры, у которых лучше получается в клубах – а есть тренеры, которые отлично ладят со сборными. Что Вы можете сказать по этому поводу?
– Да, конечно, есть такой момент. Не знаю, насколько данное утверждение справедливо, но так как я себя еще не попробовал в клубном футболе, пока не могу ничего сказать.
– Вы всегда работали с молодежью и юношами. Наверняка есть желание поработать со взрослыми, уже сложившимися, игроками.
– Конечно, есть. Взрослые игроки понимают, что и как делать. Они уже сами отвечают за свои поступки. С другой стороны, и юниорскую сборную детьми не назовешь – многие игроки в возрасте 18-19 лет уже являются готовыми футболистами.
– Через вас прошло очень много игроков. Наверняка, сейчас наблюдаете за их успехами и радуетесь за ребят. Можете ли отметить кого-то конкретно из ребят, с которыми вам приходилось работать?
– Конечно, за всех возникает чувство радости, некоторой гордости – смотришь на игрока и думаешь: а ведь в его становлении есть и моя заслуга. Очень приятно осознавать, что приложил руку к их мастерству. А конкретно могу назвать Диму Чигринского, Руслана Фомина, Костю Кравченко, Дениса Кулакова, с которыми я начинал работать... Очень приятно было работать с этим возрастом. А вообще, всех отметить могу, не хочется кого-то упустить.
Также ребята 90-го года, с которыми работали вместе с Калитвинцевым, не могут остаться неотмеченными. Кирилл Петров, Женя Шахов, Денис Гармаш, Богдан Бутко. Конечно, хотелось бы, чтобы эти игроки уже сейчас были ключевыми в своих клубах и выступали в национальной сборной Украины, как Бутко и Гармаш... Для себя в той команде отметил каждого.
Юниоры последнего созыва также потихоньку подтягиваются к основным составам своих клубов. Вот, Леша Хобленко уже за «Динамо» дебютировал, Валера Гришин уже с первой командой горняков на сборы поехал... Здесь есть очень неплохие игроки, которые наверняка еще вырастут в профессиональном плане.
Как говорил профессор Вишневский: «Плохой учитель просто учит, хороший учитель дает знания, а великий учитель вдохновляет». Очень старался, работая с ними, именно вдохновлять ребят, объяснять им, что не только финансовая мотивация должна быть в футболе, но и большая моральная.
Для меня каждый возраст хорош, поэтому не могу кого-то оставить без внимания. Конечно, у нас в сборной была демократическая диктатура, но для меня все воспитанники дороги. Признаюсь, самое печальное в работе тренера сборной – это момент расставания с игроками.
– Момент демократической диктатуры, наверное, более ощутим на клубном уровне. Вы готовы стать диктатором для взрослых игроков?
– Диктатором – это, конечно, сильно. Но для достижения результата многое можно положить на алтарь.
– Есть ли у вас какие-либо наметки или предложения относительно дальнейшего трудоустройства?
– Могу сказать, что каких-то больших, серьезных вопросов или предложений нет – пока только разговоры. Сейчас, до 27-го, я в отпуске, а вот потом буду работать в этом направлении. Хочется, конечно, не сидеть, а добиться новых успехов, больших, чем предыдущие. Это касается не только трофеев, но и качества игры.
– Вы хотели бы остаться в Украине или смотрите на зарубежье?
– На данный момент мой творческий поиск не ограничивается только Украиной. Не могу сказать, что я особо куда-то рвусь, что, к примеру, учу немецкий со словарем, чтобы отправиться конкретно в Германию, но, насколько я увидел, тренерская работа границ не имеет. Человек должен работать там, где ему наиболее комфортно, если у него есть выбор. Где бы то ни было, нужно просто добросовестно делать свое дело.