Україна
Калейдоскоп
Судья заплатит за свою ошибку
Андрей ВАРЧАК, «СЭ в Украине» Несмотря на то, что Пьерлуиджи Коллина, подобно политику, не всегда прямо отвечает на вопросы, иногда ограничиваясь общими фразами, слушать его всегда интересно. В том числе потому, что выходишь после подобных встреч с большим багажом знаний, который крайне полезен в футбольной сфере.
sport-express.ua
2011-08-16 08:00
Сам убеждался в этом не раз, ведь для меня, как, судя по всему, и для большинства коллег, все то, что рассказывает Коллина о судействе, – это истина в последней инстанции.
Захватывает и эмоциональность итальянца. К примеру, когда Коллина увлекается трактовкой тех или иных пунктов правил, защитой своих подопечных или объяснением принятых ими решений, остановить его под силу только одному человеку – переводчику, который просто не успевает перевести и перекричать своего босса. А таких случаев во время вчерашней встречи было как минимум два. Причем не по вине журналистов, которые, как мог бы кто-то подумать, вступили с ним в перепалку, а фактически на ровном месте. Просто Коллина таков, каков есть. И таким его надо принимать.
*** В начале заседания пресс-клуба он взял слово – и в завуалированной форме выразил сожаление, что на встрече отсутствует известный ведущий известной футбольной программы. Тот, что с завидным постоянством рассказывает о своем видении правил, указывает на замеченные им ошибки судей, приглашает к себе в студию, но сам на подобных вчерашнему мероприятиях не появляется.
– Мне хотелось бы видеть в этом зале и другие лица, которые обсуждают меня и мою работу, чтобы один раз поговорить об определенных вещах и расставить все точки над «і», – отметил Коллина. – Жаль, что эти люди отсутствуют. Поэтому я хочу еще больше поблагодарить тех, кто здесь собрался. Надеюсь, то, что я буду говорить вам, дойдет и до других, и в будущем не возникнет сомнений или неправильных трактовок правил. Я в вашем полном распоряжении и готов ответить на любые вопросы…
«На любые – так на любые», – подумали журналисты. И принялись выяснять у Коллины, что он думает о спорных моментах, которых в одном лишь 6-м туре премьер-лиги было с лихвой. Поинтересовались даже его мнением о смещении на полчаса времени начала игры «Арсенал» – «Динамо», хотя это и не является парафией итальянца. Тем не менее он ответил и на этот вопрос, сославшись на регламент, в котором сказано о возможности переноса даты и/или времени начала матчей в случае форс-мажорных обстоятельств, а также дал неосведомленным краткое разъяснение этому термину: «Форс-мажор – это чрезвычайное, непредсказуемое событие, которого невозможно избежать». Поверьте, та пробка, в которую попали динамовцы, была неизбежной. Чтобы в нее не попасть, надо было либо выезжать на игру не за три часа до ее начала, а за шесть, вызывать вертолеты или пройти пару километров пешком.
Ожидаемые вопросы относительно ключевых и спорных моментов столичного дерби виделись более интересными. Так в принципе и получилось, поэтому постараюсь привести диалог куратора с журналистом в максимально точном виде.
– Синьор Коллина, знаете ли вы, что в нашем языке есть слова, которые не принято произносить в приличном обществе? – Думаю, они присутствуют в любом языке и в любой стране: Украине, Италии, многих других.
– Речь о том, что за использование таких слов в адрес судьи был удален динамовец Гармаш. И удален справедливо. Но по этому критерию у нас можно удалять половину футболистов и тренеров. Есть ли инструкции, как нужно действовать в таких ситуациях, чтобы была одинаковая трактовка? Как решить этот вопрос раз и навсегда? – Проблема уважения к арбитрам существует не только в Украине, но и во всей Европе. Именно поэтому УЕФА начала кампанию Respect, в которой пропагандируется уважение к соперникам, публике, зрителям и арбитрам. Судьи знают, как они должны вести себя в ситуациях, когда имеет место неподобающее поведение игроков. В ситуации с Гармашем рефери поступил абсолютно правильно, и такое же решение судья должен принимать по отношению к другим игрокам, если они будут вести себя подобным образом. Но если арбитр станет принимать такие оскорбления лицом к лицу, я обязательно вмешаюсь и объясню ему, что думаю об этом…
Не могла остаться без внимания и ситуация с назначением пенальти в ворота «Арсенала», которую один из моих коллег сравнил с эпизодом, произошедшим в штрафной «Шахтера» в матче с «Днепром», когда Калинич после борьбы с Ракицким оказался на газоне, но вместо пенальти увидел перед собой желтую карточку за симуляцию. Однако Коллина не согласился с таким сравнением, отметив, что если в первом случае Шершун двумя руками явно обнял Ярмоленко, то во втором шла борьба внизу в рамках правил, и правильнее было и пенальти не назначать, и Калинича не предупреждать.
В целом, если говорить о единой трактовке правил, еще предстоит разобраться во многих аспектах. И дело даже не в фиксировании игры рукой – пожалуй, самом спорном элементе футбольных правил (речь об этом пойдет ниже), а других моментах. Например, Шацких после назначения пенальти в ворота его команды явно сказал что-то нелицеприятное в адрес арбитра, что было слышно даже в трансляции, но Арановский решил ограничиться предупреждением. А Калинич и Пищур получили карточки разных цветов за схожие нарушения. Оба, на мой взгляд, непреднамеренно били локтем в лицо соперников (а Пищур даже разбил его в кровь), но если капитан «Волыни» продолжил игру, то форвард «Днепра» увидел перед собой красный свет. Причем не после второй карточки, а сразу же. Понятно, что Калинич покинул бы поле в любом случае, ведь у него в пассиве уже был «горчичник» (напомню, не совсем оправданный), но почему один получает желтую, а другой – чистую красную? В чем разница?
*** Ближе к середине встречи Коллина не выдержал и предложил журналистам обсудить один из самых животрепещущих вопросов – игру рукой. Мол, все равно этой темы не избежать, поэтому давайте перейдем к ней. Но прежде чем приступить к обсуждению, итальянец привел цитату уже упомянутого ведущего: мол, если раньше украинские арбитры не напрягались и назначали пенальти за каждую «руку» без исключения, то потом – приехал Коллина, и стало непонятно, в каком случае ставить «точку», а в каком – нет. Мол, теперь игра рукой – пространство для импровизаций со стороны судей.
– Мне хотелось, чтобы этот человек был среди нас, – вновь сказал куратор, закончив чтение цитаты. – И хотя его нет, я отвечу. В правилах футбола, хочу подчеркнуть, в контексте игры рукой есть четкое слово – «умышленно». Эти правила распространяются на все федерации, входящие в ФИФА. Если же умысла нет, рефери должен учитывать: а) движение руки к мячу или мяча к руке; б) расстояние между соперником и мячом (этим определяется неожиданность удара); в) положение рук. Надеюсь, всем понятно, что если ставился пенальти за любую «руку», то правила не соблюдались?
Что касается конкретных эпизодов, – продолжил Коллина, – то меня спрашивают: почему игра рукой со стороны Папа Гуйе наказывается назначением 11-метрового удара, а Срны – нет. Так вот, я разговаривал с арбитром матча «Шахтер» – «Кривбасс» (Игорем Ищенко. – Прим. А.В.), и он после просмотра повтора сказал: я ошибся, это очевидно. Поэтому несмотря на то, что трактовки правил ясны, на поле может случиться ошибка. В итоге – и я недоволен, и судья, потому что он заплатит за свою ошибку. Причем в буквальном смысле, пропустив несколько матчей и, соответственно, не получив гонорар.
А в случае с Папа Гуйе вообще не должно быть никаких споров. Если я подпрыгиваю с высоко поднятыми руками, и мяч попадает в одну из них – это пенальти. Самое интересное, что игрок «Металлиста» потом подошел к арбитру и, жестикулируя, объяснял, что закрывал лицо.
Также хочу сказать, что я показывал эпизод из матча «Шахтер» – «Карпаты», когда был контакт мяча с рукой Кучера, своим заместителям в УЕФА, и они сказали: вау, это сложный эпизод. Игрок стелется в подкате, рука внизу, вроде бы он не специально касается мяча, но это сложно понять, даже просматривая эпизод много-много раз. Поэтому я хочу, чтобы вы представили, как сложно арбитру принять единственно правильное решение. Поэтому один может решить так, а другой – иначе.
*** Впрочем, очевидно, что начало нынешнего сезона значительно отличается от всего прошлого чемпионата. В том плане, что скандалов, связанных с судейством, уже было не один и не два. Автор этих строк даже высказал предположение, что наши арбитры могли, образно говоря, привыкнуть к Коллине, и после года напряженной работы где-то снизить к себе требования. Отсюда и ошибки, наличие которых сам итальянец ни в коем случае не отрицает. Но в то же время категорически не соглашается, что к нему можно привыкнуть.
Если же кто-то из судей действительно расслабится, вероятность, что его ждет блестящая карьера, будет крайне невысокой…
sport-express.ua