Україна
Калейдоскоп
Арбитраж измеряется в Коллинах
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, «СЭ в Украине» Вчера президент ФФУ Григорий Суркис представил украинским арбитрам знаменитого в прошлом итальянского рефери ФИФА Пьерлуиджи Коллину в качестве куратора системы судейства в профессиональном футболе Украины. Написал когда-то, что измерять качество футбольного арбитража лучше всего в Коллинах – и не изменил своего мнения даже сейчас.
2010-07-06 07:00
…Когда итальянец лет пять как закончил карьеру и занялся постановкой судейского дела. Сначала на Апеннинах, а затем в масштабах всего Старого Света, оставаясь и в этом вопросе эталоном. Неудивительно, что именно к нему в поисках человека, способного перестроить систему отечественного судейства, обратился Григорий Суркис. Нет ничего странного и в том, что Коллина ответил согласием, мало заботясь о сумме контракта, ведь предложение он получил от человека, чей авторитет в верхних эшелонах европейского и мирового футбола достаточно высок.
Следует понимать, что на эту роль Украине был необходим человек не только опытный, но и авторитетный, чтобы навязшая в зубах тема конфликта интересов и выяснения, кто кому брат, а кто сват, оказалась закрытой раз и навсегда. Имидж Коллины – как внешний, так и внутренний – таков, что взятку ему отважится предложить разве что самоубийца.
Зимой 2006 года итальянец, уже повесивший, образно выражаясь, свисток на гвоздь, а на самом деле – сдавший его в музей родного городка Виареджо, был приглашен в Москву. В российской редакции «СЭ» ему предстояло вручить учрежденный газетой приз лучшему арбитру страны – «Золотую мантию». Лауреатом стал Валентин Иванов, упоминавшийся, к слову, среди претендентов на отданный Коллине кураторский пост. Но дело не в этом: после церемонии он еще в течение часа отвечал на вопросы журналистов, и улыбался до той поры, пока у него осведомились, предлагали ли ему когда-нибудь деньги за нужный результат. «Такого не случалось ни разу», – ответил он, и в его выразительных глазах я прочитал искреннее изумление.
Только потом понял, что так удивило Коллину. На уровне, которого он достиг в своей карьере, невозможно вести речь о подкупе судьи. Это в наших реалиях авторитет людей данной профессии не просто пошатнулся – разрушен до основания. В реалиях, знакомых Коллине, арбитр принимает неправильное решение лишь в силу искренней убежденности в своей правоте, а не потому, что накануне игры к нему заглянул человек с чемоданчиком.
«Знаете ли вы, в каких условиях придется работать в Украине?» – осведомился коллега на вчерашней пресс-конференции, подразумевая невысокую степень доверия к судьям среди нашей публики. Коллина внимательно выслушал перевод – и ответил, что если не верить арбитрам, командам нет никакого смысла выходить на поле. Своей основной задачей в качестве куратора он считает возвращение судьям авторитета: «Мы не пытаемся добиться того, чтобы рефери совсем не допускали ошибок – это невозможно в принципе, поскольку арбитры живые люди, а не автоматы. Но хотелось бы, чтобы украинские судьи обладали авторитетом, при котором никто из болельщиков той или иной команды не мог допустить, что неверное решение – это не ошибка, а следствие предвзятости».
Вполне логично, что Коллина считает неправильной практику привлечения для работы на матчах чемпионата страны иностранных арбитров: «Национальный турнир следует судить исключительно украинским кадрам, – настаивает он. – Это усилит веру публики в судей, а судей – в самих себя. Иначе нельзя».
Вчера мы в который раз убедились, что мимикой Коллина обладает поистине актерской. И хотя он сам заверил, что в жизни почти не улыбается, серьезным и немного нахмуренным довелось увидеть его лишь… на фотографиях, сделанных на пресс-конференции. Беседуя с репортерами, он одаривал собеседников улыбкой, хвалил за отличную прическу коллегу с таким же обритым под ноль черепом, как и у него. При этом жестикулировал, как будто не был уверен, что его понимают в достаточной степени.
Как станет Коллина совмещать работу в УЕФА и в украинской федерации? В наш век информационных технологий я могу увидеть любой матч и изучить любые материалы, находясь у себя дома в Италии», – подчеркнул 50-летний итальянец, четыре года назад признавшийся в редакции «СЭ»: после завершения судейской карьеры старается надолго семью не покидать. «Пока был действующим арбитром, жена и две мои дочери прилично настрадались. Стараюсь возвращать им долги»…