Україна
Калейдоскоп
Футбол в Крыму теперь больше политика, чем спорт
Не политикой единой: как обстоят дела с футболом в Крыму? Что осталось на полуострове от большого футбола, каковы перспективы и есть ли они вообще.
Максим КОШЕЛЕВ, «Крым.Реалии»
2016-03-22 13:00
Об этом говорим с вице-президентом Федерации футбола Украины Сергеем Куницыным, фанатом крымского футбольного клуба «Таврия» Олегом Комуняром и спортивным журналистом Олегом Щербаковым.
СТО СЛОВ ПО ТЕМЕ
Крымские футбольные клубы по просьбе ФИФА продолжали функционировать в украинском правовом поле вплоть до лета 2014. Так, команда «Севастополь» проводила домашние и выездные матчи и доиграла сезон в Высшей лиге до конца. Первые разговоры о возможном переходе двух сильнейших клубов Крыма – «Севастополь» и «Таврия» – в российский чемпионат появились в июне 2014. Сразу после этого команды сменили названия, появились новые юридические лица – «СКЧФ Севастополь» и «ТСК» из Симферополя. Под российскую юрисдикцию перешли и другие крымские клубы, в том числе «Крымтеплица». Федерация Футбола Украины назвала эти изменения грубейшим нарушением регламентов УЕФА и ФИФА.
Международная Федерация украинскую позицию поддержала и рекомендовала России воздержаться от нарушений. Тем не менее, Российский футбольный союз определил крымские клубы во Вторую лигу своего чемпионата в зону «Юг». Уже в августе команды полуострова начали выступать в российском турнире. Украинская Федерация снова направила протест международным лидерам футбола, началась череда встреч между представителями ФИФА, УЕФА, украинской и российской федераций. Но футбольные функционеры не могли прийти к общему выводу вплоть до конца года – тогда Союз европейских футбольных ассоциаций запретил крымским клубам выступать в российских соревнованиях с 1 января 2015 года, но никак не наказал Российскую футбольную федерацию за нарушения. А в УЕФА высказались за то, чтобы профессиональный футбол и дальше развивался в Крыму.
В апреле состоялся первый Всекрымский турнир, в нем приняли участие 20 команд – как любительские, так и профессиональные. Затем на полуострове сформировали косяк из 8 профессиональных команд. Сейчас они играют в крымской премьер-лиге. Это клубы, представляющие Симферополь, Севастополь, Ялту, Бахчисарай, Евпаторию, Феодосию, Армянск и Керчь. В июле 2015 при поддержке Европейского футбольного союза основан Крымский футбольный союз. УЕФА официально утвердил его специальный статус.
– У нас в гостях представитель болельщиков крымского футбольного клуба «Таврия» Олег Комуняр. Олег, в одном из своих недавних интервью вы достаточно резко высказались о крымском футболе и сказали, что это уже не большой футбол, а «бутафория и имитация». Почему вы так считаете?
Комуняр: В Крыму не только футбол сейчас является бутафорией и имитацией. Сейчас создали этот чемпионат, который, по-моему, даже не имеет профессионального статуса, но суть не в том. Этот чемпионат искусственно создан для того, чтобы показать, что какой-то турнир есть. Когда его организовывали, футболистам обещали какие-то баснословные зарплаты, местные рассказывали, что уже стоит очередь из игроков. Но в целом этот чемпионат не имеет под собой никакого основания. Развиваться он не будет.
– Создать можно и 20 команд, но я так понимаю, что тренерский состав, клубы, материальная база – удовольствие недешевое?
Комуняр: Думаю, на все эти клубы особо не тратятся, там нет таких зарплат, на которые можно сильно тратиться. Опять же, трибуны говорят сами за себя. Буквально сегодня мне на глаза попался обзор крымского чемпионата. Трибуны пусты, сидит по 50 человек на секторах якобы «ультрас». Созданы какие-то неизвестные фан-клубы в городах, где даже фанатов не было.
– У нас на связи вице-президент Федерации футбола Украины, человек, имевший непосредственное отношение к крымскому футболу Сергей Куницын. Сергей Владимирович, на ваш взгляд, что сейчас из себя представляет крымский футбол и есть ли у него перспективы в нынешнем статусе?
Куницын: В том статусе, что есть в Крыму, никакой перспективы нет. А какая там может быть перспектива, если есть 8 команд на 2 с половиной миллиона населения? Когда я был президентом Федерации, у нас было 6 профессиональных клубов в Премьер-лиге, Первой и Второй лигах, развивался детский футбол. Сейчас все это похоронено, база «Таврии» в Почтовом разграблена. Я ее реконструировал несколько лет, а ее просто растащили. На стадионы никто не ходит. 8 команд играют в 4 круга, у футболистов нет никакой перспективы, потому что им запрещено играть в профессиональных клубах российского футбола. Ведь попытка была – играли во Второй лиге в зоне «Юг» те же «СКЧФ», «Таврия». Но сейчас это не получится, потому что позиция УЕФА, Платини, Суркиса по этому поводу жесткая. Детскому футболу дорога не закрыта – в прошлом году федерация проводила в Херсоне турнир «Крим – це Україна» для ребят 15-16 лет. Принимали участие ребята из Одессы, Херсона, Николаева, очень хороший турнир. В этом году планируем участие до 20 команд. Кстати, я предлагал крымчанам, чтобы приехало пару детских команд, но футбольные чиновники мне сказали: «Ты что, хочешь, чтобы нас тут расстреляли?». Естественно, никто не приехал. Хотя за отдельные команды играли крымские ребята. Но в общем никаких перспектив нет. Играют те, кому уже по 36 лет – те же Монахов, Галайда.
– Недавно состоялось заседание ФФУ, на котором вы присутствовали. Жива ли еще идея воссоздать некоторые клубы на материковой части Украины?
Куницын: Для начала нужно доработать ситуацию с клубом «Таврия» – из-за конфликта с Платини притормозился вопрос со стадионом в Херсоне. Мы разобрались в правовой стороне вопроса, объехали все базы. Негде играть. Ведь была предварительная договоренность о том, что УЕФА это профинансирует, но из-за конфликта с Мишелем Платини вопрос завис в воздухе. Кроме того, мы пытаемся восстановить саму федерацию, надеемся объединить представителей футбола из Крыма, которые сейчас находятся в Украине – ведь есть и судьи, и ассистенты судей, футболисты, тренеры. Так что мы работаем над этим.
– Олег, остались ли в Крыму легионеры, ключевые игроки?
Комуняр: Ключевых, конечно, нет – у них ведь, грубо говоря, все нормально с головой. Конечно, все уехали. Некоторые сразу, как в Крыму появились первые «зеленые человечки». Помню, пришедший зимой перед этим в «Таврию» легионер писал в своем Фейсбуке, дескать, это какой-то кошмар, у нас тут российские танки, что делать. Конечно, он сразу улетел на родину. Все игроки, которые связывали себя с Украиной, не стали там оставаться. Зачем – чтобы о них узнали только из некрологов, а не футбольных порталов?
– Тем не менее, крымский футбол все же существует, там даже есть своя Премьер-лига, 8 команд. С переездом команд вроде «Таврии» и «Севастополя» пока не сложилось, сейчас они уже переименовались.
Комуняр: Они не переименовались – это уже другие клубы, другие юридические лица. «Таврия» лежит себе где-то в папке на материковой Украине. Существует формально на бумаге.
– У нас есть противоположная точка зрения на происходящее. Предлагаю услышать мнение президента бывшего футбольного клуба «Севастополь», который сейчас называется «СКЧФ Севастополь» Александра Красильникова.
МНЕНИЕ
Красильников: И в Украине, и в России, наверное, сегодня футбол – это не бизнес. К сожалению, я не знаю клубов, которые могли бы быть хотя бы приблизительно самоокупаемы. Это не бизнес, это финансовые вливания, и в основном за счет спонсорской помощи или бюджета. В Крыму, конечно, таким командам, как Армянск, Бахчисарай, Феодосия, недостаточно уделяют внимание местные власти. Они не нашли финансирования для своих клубов. Это проблема, и она полностью ложится на нас. Чем сильнее чемпионат, тем будем сильнее и мы. И это, конечно, внушает опасения. На сегодня Севастополь по финансированию и другим показателям может быть хоть бы и как «Зенит», но это не дает ему никаких преимуществ и будущего. Будет ли вообще этот Крымский футбольный союз? Смогут ли клубы-соперники остаться и доиграть? Вопрос в первую очередь не в нас, а в существовании и финансировании команд, играющих на Крымский футбольный союз. И, если завтра останется две команды, допустим, «СКЧФ Севастополь» и «Таврия» – что им, играть 20 кругов? Вот в этом я вижу основную проблему.
Комуняр: Я бы добавил пару слов к комментарию Красильникова. Я считаю, что он делает хорошую мину при плохой игре. Вспомните «Севастополь», когда он играл в украинском чемпионате в Первой лиге и в Премьер-лиге – даже на матчи Первой лиги нельзя было купить билет, большинство мест на стадионе было выкуплено заранее по абонементам, а то, что шло в кассы, сразу раскупалось. Сегодня стадион пуст. В городе, где любят футбол, где ходили и на Вторую лигу – пустой стадион. Чемпионат неинтересен даже болельщикам.
– У нас на связи спортивный журналист родом из Севастополя Олег Щербаков. Олег, насколько можно рассчитывать на появление новых игроков и команд, есть ли перспективы в Крыму?
Щербаков: Новые молодые футболисты, возможно, и будут появляться, но кто их может увидеть? Скауты серьезных клубов сейчас не поедут в Крым. Что касается непосредственно развития футбола – я согласен с Олегом Комуняром. Нет там никакого футбола сейчас, «Чемпионат Крыма» – это громкое название. Там играют футболисты либо на закате карьеры, либо те, кто не нашел себе места в цивилизованных чемпионатах. Серьезно говорить о футболе в Крыму сейчас не стоит. Это более политика, нежели спорт.
– То есть молодому футболисту, имеющему потенциал, имеет смысл сразу подаваться в Украину либо даже в Россию, а не пытаться стартовать в Крыму?
Щербаков: Однозначно. Ну кто приедет, скажем, на матч «Океан» – «Беркут» или «Кафа» – «Рубин»? Это смешно. Не хочу никого обижать, но это уровень чемпионата, скажем, Кировоградской области, просто с чуть большей шумихой, потому что Крым на слуху. Да, туда поехали некоторые известные футболисты, но они поехали доигрывать. Пока у них была нормальная карьера, они, возможно, заработали себе на квартиры и так далее, а теперь едут доигрывать и заниматься своими делами. Но это уже не имеет ничего общего со спортом. Да, может, какой-то начинающий паренек забьет 20 голов, и на него обратят внимание, он куда-то переедет. Но это все несерьезно. Кроме того, есть большая проблема с регистрацией футболистов – на что, к слову, много жаловался Красильников.
– Это своего рода спортивные санкции?
Щербаков: Да, это связано со спецрежимом. Есть общая мировая структура, в которую входят все футболисты. А какие футболисты играют в Крыму и как их считать – сейчас непонятно.
– Что побуждает отдельных футболистов переезжать и играть за нынешние крымские клубы? Какова их мотивация?
Щербаков: Несколько футболистов из запорожского «Металлурга» сейчас переехали в Крым. Зачем – доигрывать, на стабильную зарплату. Эти футболисты не нашли себе клубов в Украине – тот же Руслан Платон.
– Олег, а вы что думаете об этом?
Комуняр: Да, вполне. Некоторых игроков заманивают для обложки – вот, мол, у нас играют такие футболисты с материка. Что-то им предлагают.
– Украинский футбол сейчас тоже переживает не лучшие времена, закрываются клубы, не хватает финансирования. Многие крымские игроки возлагают надежды на российский большой футбол. Где сейчас больше перспектив – в украинском или российском футболе?
Комуняр: Не могу сказать. В нашем футболе было очень много денег, это был раздутый пузырь, питавшийся за счет не вполне честных денег олигархов. Были сумасшедшие зарплаты. Россия пошла по тому же пути – при прежних ценах на нефть в клубы были вкачаны огромные деньги, были безумные трансферы. Но Россию тоже ждет спад, этот пузырь тоже лопнет. Мне это не очень интересно, хочется, чтобы наш футбол быстрее ожил.
– А почему вы думаете, что в России будет спад?
Комуняр: У них тоже экономика в стагнации.
ru.krymr.mobi