Україна
Прем'єр-ліга
«Динамо» нужен волшебник?
Вчера новый главный тренер «Динамо» Олег Блохин был официально представлен игрокам и персоналу команды, со многими из которых знаком по сборной, вместе с президентом клуба Игорем Суркисом отразил атаку журналистов, а вечером – провел в Конча-Заспе первую тренировку.
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, «СЭ в Украине»
2012-09-27 09:55
Суркису потребовалась всего лишь минута, чтобы проинформировать футболистов, быть может, недостаточно знакомых с послужным списком Блохина, о его былых достижениях. Сразу после этого взгляды отдельных динамовцев, по большей части – пришедших летом новичков, вдруг стали из блуждающих предельно сосредоточенными.
– Прошу любить и жаловать: обладатель «Золотого мяча», двукратный обладатель Кубка кубков, обладатель европейского Суперкубка, забивший в играх за этот трофей три гола «Баварии». Тренер, с которым сборная Украины пробилась в четвертьфинал чемпионата мира. Кто из вас сделал хоть что-то подобное? Вы задираете нос и при этом проигрываете два важных матча подряд со счетом 1:4!» – президент под конец монолога не удержался от эмоционального дополнения. И, выдержав паузу, спросил капитана: – Вопросы есть?
– Были, – признался Александр Шовковский, – но после ваших слов не осталось ни одного.
* * *
Оставшись наедине с футболистами, которым уже через полчаса предстояло выйти на тренировку, Блохин лаконично изложил им свои взгляды на будущую совместную работу. Возможно, не стал акцентировать внимание на дисциплине, с которой в «Динамо» было в последнее время совсем уж туго, но, как заметил позднее в частной беседе Игорь Суркис, от этого тренера, даже когда он молчит, исходит столь мощная энергетика, что ее просто нельзя не почувствовать. И если сам президент, опаздывая на базу и стоя в масштабной пробке на набережной, смело нарушил правила, чтобы приехать на встречу с Блохиным аккуратно в назначенное время, что говорить об игроках: даже на утреннем занятии, за которым наблюдали, не принимая участия в процессе, лишь помощники главного, они выглядели предельно мотивированными.
Приехавшие на презентацию Блохина репортеры, которых довольно долго держали за воротами базы и пропустили в последний момент, застали концовку, но и она получилась информативной для опытного взгляда. Был в постоянном движении, несмотря на все еще не отступившие последствия ангины, Артем Милевский. Не сводил глаз с мяча почти не имевший с начала сезона игровой практики Адмир Мехмеди. Смело вступал в борьбу с прямыми конкурентами по позиции Нико Краньчаром и Раффаэлом получивший свой шанс в игре с «Шахтером» Андрей Богданов. Старался доказать свою нужность клубу оставшийся вне заявки главной команды Бадр Каддури. Не уступал в единоборствах Мигел Велозу. Даже Лукман Аруна, на поле и за пределами выглядевший прежде как безразличный ко всему обитатель Гарлема, не отставал от партнеров, хорошо понимая значение первого впечатления, которое следовало произвести на нового тренера.
* * *
Тот, не исключаю, посматривал на поле с высоты своего кабинета на верхнем этаже, но был занят разгребанием вороха организационных проблем. Футболисты как раз уходили в раздевалку, когда Блохин с Суркисом появились на третьем этаже, где расположен зал для пресс-конференций. К столу, на котором было установлено рекордное, не исключаю, с тех пор, как «Динамо» тренировал Валерий Лобановский, количество микрофонов, тренеру и президенту пришлось пробираться через запасной боковой вход – два основных оказались наглухо перекрыты телекамерами и стеной стоящими фоторепортерами.
Обычную в подобных случаях процедуру, когда президент вручает приходящему в команду тренеру именную футболку и водружает на шею бело-синий динамовский шарфик, на этот раз решили не проводить. «Было бы логичнее, вручи он мне нечто подобное», – с улыбкой пояснил под конец брифинга Суркис, припомнивший, как мальчишкой брал у Блохина автографы во внутреннем дворике Республиканского стадиона.
* * *
Конечно же, репортерам любопытно было узнать, о чем Блохин говорил с игроками при первом знакомстве. Возможно, он так и не раскрыл бы нам конфиденциальных деталей, если бы по ходу общения с прессой они не пришлись к слову. Скажем, тренер привел, с моей точки зрения, весьма характерную фразу, прозвучавшую на командном собрании: «Ели вы не готовы физически, то хотя бы в первые двадцать минут отбегайте с полной выкладкой, а потом, так и быть, сядьте на газон и скажите: дескать, Владимирович, мы больше не можем. А когда распределяете запас сил на девяносто минут, понять, каково физическое состояние команды, невозможно».
Еще одна фраза из этого разговора наиболее емко характеризует взгляды Блохина и, как мне кажется, способна стать девизом нового «Динамо»: «Можно проиграть со счетом 0:6, но безразличия народ не простит…»
* * *
Наверное, журналисту, пусть находившемуся на вчерашней пресс-конференции в первых рядах и, так же как Суркис, зарядившемуся энергетикой нового тренера динамовцев, было бы неосмотрительно прогнозировать, как изменится игра команды после случившейся на марше радикальной кадровой встряски. Но что изменится к лучшему – сомнений почти не возникает.
Не склонен вдаваться пока в тактические тонкости и Блохин, которого прямо и недвусмысленно пытали вчера мои коллеги: какой теперь будет тактика – атакующей или остроатакующей, с двумя форвардами станет играть «Динамо» или с одним? И, наконец, с чем связаны последние неудачи киевлян – с организацией игры или отсутствием в команде скоростных исполнителей?
– Могу ответить на этот вопрос не как тренер, а как болельщик, наблюдавший за матчами со стороны, – Блохин посчитал необходимым предварить ответ уточнением. – Так вот, мне кажется, что команде не хватает организации игры. Привить ее за один день никому не под силу. А скоростные игроки есть – как без них. Гусев, Ярмоленко, Идейе… В сборной играют практически те же люди, что и в «Динамо», но, может, игра строится по-другому, и, не исключаю, эти футболисты просто не могут проявить свои лучшие качества. Но я не могу тут ничего утверждать, потому что не знаю, как строился тренировочный процесс в команде, какой была установка перед конкретными играми. Наконец, каково физическое состояние отдельных исполнителей.
* * *
Заметим к слову, что именно последний из перечисленных моментов Блохин выделил как наиболее актуальный. Только обосновавшись в кабинете на стадионе «Динамо», он вызвал клубного врача и поручил в ближайшее время предоставить ему исчерпывающий доклад о физической готовности игроков, чтобы понимать, какие нагрузки на этом этапе им по силам.
– Вот что значит профессиональный подход! – не скрывал восхищения Суркис, а ему, не один год тесно работавшему с Валерием Лобановским, есть с чем сравнивать. Логично, что и параллель президент «Динамо» провел именно с самым успешным наставником в истории клуба: – Возвратившись в Киев, мэтр первым делом потребовал от научной группы полную статистику оказавшегося провальным предыдущего сезона. Наверное, стоит напомнить, что у нас тогда был тренер, который сейчас очень критикует нашу команду. Сейчас «Динамо» все критикуют, а он за десять лет столько титулов выиграл, что не знаем, куда призы ставить. (Грустно улыбается). Да у меня все витрины свободны! Хорошо понимаю, когда Алекс Фергюсон выступает экспертом на телевидении. Но когда человек как тренер ничего в жизни не выиграл…
* * *
Вот вам еще одна приведенная Суркисом иллюстрация, в полной мере характеризующая Блохина. К нему, только принявшему команду, сразу потянулись советчики: этот игрок, дескать, плох, тот – еще хуже. Но новый тренер и слушать никого не захотел: пока сам не проведу индивидуальную беседу, не пойму, на что футболист сейчас способен и в каком состоянии находится, никаких выводов делать не стану! «Думаю, надо просто наблюдать со стороны за работой нашего тренера, – Суркис впервые за последнее время говорил о доверии к стоящему у руля команды человеку с таким спокойствием. – Будет интересно. Но самое главное – совершенно точно не будет скучно!» Сидевший рядом Блохин широко улыбнулся: «Вот-вот, я как раз это хотел сказать…»
Кому-то могло показаться, что новый тренер «Динамо» выглядит менее уверенно, чем на пресс-конференциях наставника сборной.
– За два дня я пережил массу эмоций, а ведь есть еще семья, отец, – ответил Блохин. – Вот отец был больше остальных рад моему возвращению в «Динамо». Жаль, мама не дожила, она об этом просто мечтала. Кроме того, я немножко простужен. Поэтому эмоций сейчас нет – слишком быстро все произошло. В ночь на вторник позвонил Игорь Михайлович, а уже с утра я был у него в кабинете. Хотя бы представьте, что за ночь пережил. Ведь речь шла не просто о новом месте работы, речь о великой команде, машине, создававшейся не одним поколением. А эмоции в общении с прессой? Что ж, и они придут…
* * *
К сказанному логично добавить еще одну деталь, озвученную Суркисом. «Когда позвонил Блохину практически в полночь, он ответил, что нужно время на размышление. И тогда я прямо сказал: если наутро в восемь встреча для обсуждения деталей не состоится, мое предложение будет недействительным». Самым популярным комментарием к данной цитате в интернете стал такой: «Одна «пробка» – и у «Динамо» был бы другой тренер».
– Мысли сейчас немного путаются, – признался Блохин в самом начале брифинга. – Конечно, каждый тренер хотел бы начать работу с чистого листа, в декабре. Но, видимо, такова уж моя доля – принимать тяжелые решения в трудный момент. И я его принял. А сборную, чтобы вы правильно поняли, я не бросаю. Разговаривал с президентом ФФУ, он вошел в мое положение. Но в то же время, если ничего не изменится, по согласованию с Игорем Михайловичем, я проведу с национальной командой еще два матча – с Молдавией и Черногорией.
– Вы, кажется, не до конца в этом уверены, – прозвучала реплика из зала.
– Ни нет, ни да, – загадочно парировал Блохин. Но тут же пояснил: – По состоянию на текущий момент, эти матчи проводить буду я. Но для меня некомфортно совмещать две должности, надо какой-то одной командой заниматься, иначе эта работа будет во вред – либо клубу, либо сборной. А совместительство я просто эмоционально не вытяну.
* * *
Позднее, впрочем, Блохин уточнил, что выражал готовность доработать, совмещая две команды, весь нынешний отборочный цикл. Но существует решение исполкома: тренер сборной должен иметь освобожденный статус. Игорь Суркис добавил: он тоже не был сторонником того, чтобы тренер «Динамо» еще год отлучался в национальную команду, однако «скрипя зубами» и скрепя сердце согласился на совмещение до середины октября: «Прекрасно понимаю: ФФУ нужно время, чтобы найти нового тренера сборной. Уверен, что федерация остановит выбор на том наставнике, который будет вести главную команду страны к победам».
Говоря о составе своего штаба, Блохин был не до конца уверен в отдельных персоналиях. Как и анонсировал «СЭ», первым помощником главного тренера стал не простившийся с функциями спортивного директора Алексей Михайличенко, остались от прежнего состава Сергей Ребров и Михаил Михайлов. Добавились работающие в сборной Андрей Баль и… еще один тренер вратарей Юрий Роменский. Как будут разделяться обязанности между ним и Михайловым, не ясно – как не ясна и судьба опытного тренера по физподготовке Винченцо Пинколини. «Прошло очень мало времени с момента моего назначения, – с обезоруживающей улыбкой развел руками Блохин. – Я, конечно, определюсь с этим вопросом. Если смогу убедиться, что Пинколини – хороший специалист, он будет по-прежнему работать в клубе».
Сам итальянец, встреченный в холле базы после пресс-конференции, на мой вопрос только пожал плечами и возвел глаза к потолку: решать будет главный тренер. Тем временем Блохин уточнил, что в среду и четверг запланировано полное тестирование физической готовности игроков. Судя по всему, их состояние тоже будет решающим фактором в принятии новым наставником решения о компетентности Пинколини.
* * *
Показалось, что отдельные журналисты, обеспечившие в конференц-зале аншлаг, пытались поставить под сомнение и компетентность Блохина. Спросили, к примеру, Суркиса: почему на первых порах Олегу Владимировичу не дана приставка «и. о.»? Президент немедленно расставил точки над «i»:
– Если бы предложил Блохину статус исполняющего обязанности, я бы расписался в том, что его не уважаю. А я его уважаю как тренера и как футболиста. Благодарен ему за то, что он выразил готовность работать с первых минут. Нашему новому тренеру приставка «и.о.» не подходит по статусу. Кроме того, не забывайте, что его не так-то просто было убедить, чтобы он возглавил «Динамо» в столь непростое время. Когда все хорошо, каждый готов принять команду, а сейчас для нас время действительно тяжелое. Честно говоря, ждал кризиса после матчей с «Боруссией», но не знал что он будет настолько болезненным и глубоким.
Хочу поблагодарить руководство ФФУ за то, что оно вошло в положение Блохина, – продолжил Суркис. – Именно в его, а не в мое. В данной ситуации я руководствовался интересами своего клуба. Как вы знаете, со 2 сентября у меня нет никакого «конфликта интересов», зато есть полная свобода действий в том, как строить команду. Как президент клуба на посту главного тренера видел только одного человека – Олега Блохина. Причем, не буду скрывать, видел очень давно. Но, к сожалению, когда в 2006 году он тренировал сборную, его приход в «Динамо» не был возможен. Иначе бы меня упрекали в том, что я воспользовался отношениями с братом и переманил Олега Владимировича.
* * *
О том, что отец был очень рад его возвращению в «Динамо», мы выше уже упомянули. Но было любопытно, как отнеслись к этому другие члены семьи, с которыми, судя по всему, Блохин совещался в бессонную ночь перед тем, как отправиться на переговоры к Суркису.
– Жена поняла, что меня дома теперь вообще не будет, – ответил он на вопрос корреспондента «СЭ». – Хотя, наверное, привыкла уже к моей работе. Как дети восприняли? Пищали от радости, когда об этом узнали, но они девчонки, всего не понимают. А вот жена немного в растерянности. Понимает, куда я пришел. В конце концов, просто переживает за меня.
– Сейчас главное – результат, – сформулировал первоочередные задачи, поставленные перед Блохиным, Игорь Суркис. – А что касается возвращение игры, присущей «Динамо», то, думаю, тренеры сделают все, чтобы она пришла как можно быстрее, Уверен, что уже в ближайшее время появятся признаки улучшения. Но, конечно, в игре с «Зарей» мы вряд ли увидим стремительные фланговые прорывы и прострелы. Если же я ошибусь на этот счет, то Олег Владимирович – просто волшебник.
* * *
Если под руководством волшебника, каковым Блохина считают практически все болельщики «Динамо», столичный клуб не совершит в ближайшее время заметный рывок как в плане результата, так и в качестве игры, я, кажется, знаю последствия, которые ждут игроков. Тренер сам подсказал их поклонникам команды: «Я пережил и стотысячники, и когда 20 тысяч ходили, и когда нам борщ на крыши машин выливали. Если мы будем проигрывать, и кому-то так же достанется, я бы это только поприветствовал. Киевский болельщик взыскателен, фальши не прощает. Раньше он ходил на личность, как в театр. На Лобановского, на Хмельницкого, на Беланова, потом на Шевченко. Будем стараться, чтобы так же ходили и на нынешнее поколение…»