Моніторинг

ТВ-Програма

ТРК «Футбол» «дает заднюю» (+ видео)

Предлагаем вашему вниманию видео, а также его расшифровку, на котором в студии ТРК «Футбол» ведущий Сергей Панасюк обговаривает с экспертами Виктором Догадайло и Олегом Федорчуком судейство в матче «Шахтер» – «Динамо» на следующий день после встречи.

Dynamo.kiev.ua

2012-04-10 09:00





Панасюк С.: Ну, вчора все ж таки, на Ваш погляд, гра з самого початку була дуже нервовою, дуже напруженою? А те, що передувало вилученню Д. Гармаша? Були якісь, скажімо так, передумови? От Ви казали, що арбітр не впорався. Він де почав не справлятися? Вже на початку зустрічі, на стартових хвилинах, чи от власне вже після того епізоду?

Федорчук О.: Я не специалист в судействе, потому что это отдельная стезя, в которой нужно четко разбираться. Но тем не менее, мне показалось, на мой взгляд, что арбитр стал слишком жестко – зная, что это принципиальная игра – он начал наказывать игроков «Динамо», мне кажется, там было несколько таких нарушений, за которые можно было не показывать желтую карточку. В том числе и Д. Гармашу. То есть, арбитр накрутил сам себя, подвел к этому моменту. Я считаю, что в таких играх арбитр должен быть еще и небольшим политиком, потому что есть такое понятие, как дух правил. И, на мой взгляд, там ситуация не диктовала такой жесткой реакции. Мы видим на Чемпионатах мира, в Лиге Чемпионов, когда арбитр пропускает нарушение, где, казалось бы, нужно было удалять игрока, но арбитр понимает, что он испортит праздник. Ведь мы хотим видеть интригу, а, на мой взгляд, в этом плане ему не хватило гибкости. Просто житейской гибкости.

Панасюк С.: Ви маєте на увазі, що тут треба було якось «за духом гри», як кажуть?

Федорчук О.: Да, за духом.

Панасюк С.: Ви теж згодні з цим?

Догадайло В.: Я бы вообще в первую очередь хотел сказать, что колоссальное психологическое давление было как на арбитров, так и на действующих объектов или субъектов футбола: на футболистов, тренеров, и всех, кто участвовал в этом матче. Поэтому, здесь может надо немножко отнестись в том плане… Допустим, что если были погрешности у Ю. Вакса, то они носили более одиночный характер. Что я имею ввиду? Есть бригада арбитров, и в том эпизоде, который был весьма спорным, когда получал вторую желтую карточку Д. Гармаш, я думаю, есть резервный арбитр, есть ассистент арбитра, есть переговорное устройство у арбитров, и надо было максимально пользоваться средствами коммуникации. То есть, подсказать. И я действительно согласен с Олегом Викторовичем, что надо было повести как хороший дипломат, то есть, согласно духу игры. Ведь УЕФА всегда говорит, что цель выхода арбитра на футбольное поле – это сохранить футбольный спектакль, это первый момент, чтобы было зрелище для болельщиков. И самое главное – сохранить главных действующих лиц этого спектакля – футболистов. А тем более, ведущих футболистов своих команд. И в этом плане защитить их от травм, и самое главное – от ненужных каких-то удалений и всего прочего. То, чего, наверное, Юрию Ваксу и не хватило. Наверное, все таки молодой парень, еще с опытом это все придет, но цена опыта, вот вы видите – этот скандал.

Панасюк С.: Можливо, він ось цим намагався себе начебто одразу показати? Свою рішучість? Він розуміє, що тиск великий, що будуть провокації з боку гравців «Динамо», з боку «Шахтаря», і щоб одразу розрубати це, він почав діяти доволі рішуче і жорстко. Можливо, до цього не буди готові самі футболісти?

Догадайло В.: Вы вполне правильно говорите, но опять же, ситуация по конечному результату. То есть, если бы не было взрывоопасной ситуации, мы как оцениваем арбитраж? Когда арбитр незаметен. Когда мы только в начале игры сказали, кто арбитр, а в конце игры он дал финальный свисток, и ему пожали руку, тогда мы говорим, что действительно был хороший арбитраж. Этого мы не можем сказать, потому что одним из действующих лиц этого матча был как раз Юрий Вакс. И в этом плане его манера арбитража, как он готовился к игре, то психологическое давление, которое на него было оказано. Но я просто еще одно хочу сказать, и напомнить Юрию, что у них группа выходит – как минимум 4 человека: арбитр, ассистенты арбитра, и резервный арбитр – они должны были между собой взаимодействовать, и эти все эпизоды продумать и проговорить. Есть идеомоторная тренировка, то есть, ты берешь и мысленно представляешь картинки матча. С чем ты можешь столкнуться в этой игре. Это игра футболистов, есть такие моменты. Тоже самое касается арбитров. Мне кажется, что мы слишком много внимания уделили арбитру, главными действующими лицами на футболе все-таки были футболисты.

Панасюк С.: Я ще один момент хочу запитати у вас. В УЕФА робили такий експеримент, коли 6 арбітрів було. Коли рефері стояли на лінії воріт. Звичайно, для того, щоб контролювати – перетнув м’яч лінію чи ні. Але якби був 6-й арбітр біля тих воріт, де Денису Гармашу надавали допомогу, можливо цей епізод був би краще зрозумілий самим арбітрам.

Федорчук О.: Вы знаете, и да, и нет. Если Вы помните игру, очень решительно Ю. Вакс принял решение. Буквально не сомневаясь. А в наше время была такая поговорка: «Пауза – это признак мастерства». Это хоккеисты, футболисты, игровые виды спорта – если ты сомневаешься, сделай паузу, она всегда дает возможность проанализировать ситуацию. Куда было торопиться? Тем более, тайм заканчивался: по-моему, там 45-я минута была. Ю. Семин чувствовал это напряжение. Кстати, мы можем сказать, что тренер предчувствовал это. И об этом надо поговорить.

Панасюк С.: Я мав змогу спостерігати за Ю. Сьоміним з першої хвилини і дуже нервова була поведінка.

Федорчук О.: На 30-й минуте, Вы помните, уже начал разминаться А. Алиев. Это не свойственно, когда в первом тайме игрок готовится на замену.

Панасюк С.: Тоді вже у Д. Гармаша була жовта картка. Тоді вже, якщо я не помиляюсь, Ю. Вакс ще його попередив. Був епізод, коли він йому сказав…

Федорчук О.: Жестко он сыграл в центре поля.

Панасюк С.: Оце було останнє, і вже тоді було зрозуміло, що гравець, який завжди ризикує отримати картку, може і не дограти.

Догадайло В.: А давайте смоделируем ситуацию: представляем себя на футбольном поле, на месте Ю. Вакса, то есть, получает травму Д. Гармаш, надо оказать помощь, выбегают доктора, медицинский персонал «Динамо» Киев выбегает на поле. Я нахожусь рядом с моментом, что делает арбитр, если носилки не нужны ему?  Он просит футболиста покинуть пределы футбольного поля вместе с медицинским персоналом. В данном случае, пределы футбольного поля были – это линия ворот. Но тут же я должен проконтролировать – выходит ли медицинский персонал, выходит ли Гармаш за пределы поля. И обычно арбитр говорит: «Выходите за пределы боковой линии», потому что выходить на футбольное поле можно только с разрешения арбитра. И в этом плане он проконтролировал, а потом убежал. Что делает Вакс? Он показал «выходите», развернулся, убежал из эпизода. Медицинский персонал находится там, тем более знаете – квалификация, вот бывает, смеются, – идет фланговая передача и все голову вверх подняли, и смотрят где вверху мяч, а внизу творится все, что угодно. Вот это как раз такой эпизод, когда я бесконтрольно оставляю эпизод, убегаю, разворачиваюсь, а потом я не могу сориентироваться в игровой ситуации; и дальше я принимаю такое решение, которое мне подсказывает интуиция, хотя опять же были 3 помощника – боковые арбитры и резервный, которые могли подсказать, направить в нужное русло и погасить этот конфликт. По большому счету этот конфликт был, будем говорить, по неопытности. Получилось так: из искры разгорелось то пламя, которое совершенно не нужно было на футбольном поле.

Панасюк С.: Але Гармаш покинув футбольне поле не там, де показав арбітр.

Догадайло В.: А теперь смотрите по Д. Гармашу, согласно правилам игры в футбол, Гармашу оказали медицинскую помощь, значит, футболист должен покинуть пределы футбольного поля с разрешения арбитра, и войти, когда возобновится игра, на футбольное поле. Что сделал Гармаш? Он покидает пределы поля, но Пятов же не должен был ввести мяч в игру, то есть в этой ситуации Пятов вводит мяч в игру – арбитр прозевал этот момент, потому что должен был…

Панасюк С.: Я перепрошую, Д. Гармаш поле не залишив там, де показав арбітр. Він просто підвівся, та побіг до бокової лінії…

Федорчук О.: Сигнализируя Ю. Ваксу.., вот мы не видели картинку – видел ли Вакс сигналы самого футболиста? Вот этот вопрос. Ведь если видел арбитр, что игрок ему сигнализирует, видно было, что игрок якобы получил добро – по его жестикуляции – и опять же, надо…

Догадайло В.: Нет, опять же, смотрите, простая логика поведения Гармаша. Значит, откуда Гармаш должен выйти на футбольное поле с разрешения арбитра, когда возобновиться игровой момент? С боковой линии. Смысл ему выходить за линию ворот, если он вышел за боковую линию и с этой боковой линии он потом попросит, и выйдет на поле?

Панасюк С.:  Тобто, він мав право піти до бокової і там вийти…?

Догадайло В.: Здесь не указано, откуда футболист покидает футбольное поле. Однако в правилах четко указано, что футболист должен выйти с разрешения арбитра с боковой линии. И еще такая рекомендация – лучше, ближе к центру поля. То есть,  это рекомендация ФИФА, арбитр это прекрасно знает. Тут Д. Гармаш…, я не оправдываю Д. Гармаша, хотя с другой стороны, мне кажется, футболист ни в чем не виноват и он правильно поступил, потому что побежал за боковую линию, откуда его потом арбитр выпустит на футбольное поле, и он сможет продолжать игру. Но опять же, знаете, хороший интересный момент, когда слишком зрелищным оказался матч, потому что было психологическое давление. А ведь завтра мы будем хозяевами чемпионата Европы. И очень хорошо, что у нас есть такие матчи, мы можем подвести психологию и арбитров, и тренеров, и футболистов к соответствующему уровню, и здесь, в любом случае, исходя из этого, мы можем подготовить футболистов к решению самых сложных задач, которые будут стоять на чемпионате Европы.

dynamo.kiev.ua