Моніторинг

ТВ-Програма

Свободный удар по «ящику». 2 серия

Семен СЛУЧЕВСКИЙ, «Телекритика» Сегодня сконцентрируем наше внимание на студийных программах, но не всех, а лишь тех телеканалов, которые и транслирует «Евро» из Австрии и Швейцарии. Большая часть украинских футбольных профессионалов по многолетней привычке смотрит как трансляции, так и студийные программы на футбольных каналах телекомпании «НТВ Плюс».

telekritika.ua

2008-06-19 15:50

Свободный удар по «ящику». Первая серия

Там ежедневно выходит две аналитические передачи: «Футбольный клуб на Евро» (с повтором на следующий день) и «Футбол с птичьего полета». В первой программе модераторы в Москве – чаще всего Кирилл Дементьев и Сергей Бунтман – «пытают» трех собеседников непосредственно в студии (это обычно один из коллег футбольных комментаторов, а также известный тренер и футболист).

Плюс прямые включения специальных корреспондентов из Австрии и Швейцарии, что подразумевает «живой» диалог, вопросы участников программы из Москвы, чтобы они и телезрители глубже поняли те либо иные нюансы как на футбольном поле, так и за его пределами. Плюс сюжеты, снятые и смонтированные непосредственно в альпийских державах и перегнанные по спутнику. У канала «Спорт» практически вся информация, аналитика, показываемая в их «Дневниках» трижды в сутки, полностью снимается и монтируется в Австрии и Швейцарии.

К чему я так подробно о российских программах? Команда «Спорта», непосредственно работающая на местах событий – 86 человек. Включая «футбольных людей», разбирающих моменты: бывшего футболиста ЦСКА, тренера ЦСКА, московского «Торпедо» и самарских «Крылышек» Александра Тарханова; бывшего игрока, ныне тренера юношеской сборной России Андрея Талалаева; в прошлом футболиста «Спартака», ЦСКА и «Ростсельмаша» Дмитрия Градиленко и др. Ненамного меньше команда «НТВ Плюс».

Конечно, украинские каналы, пославшие своих специальных корреспондентов на «Евро» («Поверхность-ТВ», ТРК «Украина», ICTV) в настоящее время не могут себе позволить командировать такие большие творческие группы. Но пропорционален ли уровень качества продукта количеству спецкоров? И здесь, может, впервые за все время я не без гордости отмечаю сближение уровней продукта украинских и российских телевизионщиков. Взять те же программы «НТВ Плюс». Неужели они стали ниже классом, чем раньше?

Нет, хотя иногда и проскальзывает «усталость звезды», все повидавшей и ничему не способной удивиться. Еще более неприятно удивляет количество ошибок по конкретным футболистам, командам, правилам игры. Причем, у комментаторов «первого ряда». Но и это частности. Мне непонятно, зачем коллеги ежедневно делают две по сути одножанровые программы. Если будут уверять, что «С птичьего полета» именно аналитическая программа, тогда зачем так много аналитики в «Футбольном клубе»? К тому же моменты на поле в обеих программах разбирают одни и те же комментаторы. Правда, в «Полете» пользуются «спецкарандашами» на экране, рисуя тактические схемы, а в клубе обходятся без них. И в этом разница жанров?

В украинских каналах более всего работы на «Спортах», так как это специализированные нишевые каналы. За эти дни после старта континентального чемпионата заметно вырос уровень «Пульса «Евро». В чем прогресс? Уровень двух приглашенных героев в студии: опытнейшего комментатора «НТВ Плюс» Алексея Андронова и Савика Шустера. И пусть у Савика в критиках немало людей – на здоровье. Но будем объективны: во-первых, он, как мало кто в Восточной Европе, знает о футболе Италии и постоянно отслеживает его.

Быть может, в несколько меньшей степени он знает футбол Франции, Испании, Португалии и, скажем деликатно, не очень близок к немецкому, шведскому, восточноевропейскому. Во-вторых, он профессионально, пусть и в юношеские годы, играл в футбол, стало быть, уж точно не относится к тем, кто пнул мяч лишь пару раз в жизни. Но и из их числа выходят звезды футбольной журналистики. Рост «Пульса» не столько в Леше и Савике, хотя, без сомнения, они и есть «паровозы» этого состава. Рост в приглашенных экспертах. Лучшие выпуски программ были тогда, когда в студии были люди, в футболе знаковые, к тому же умеющие думать и внятно объяснять свои мысли. Прежде всего, это Юрий Калитвинцев и Алексей Михаличенко.

 

За эти дни заметно вырос Геннадий Мороз в роли модератора. Будем откровенны, модератор может быть только украиноязычный, таковы правила игры на нашем телевидении. Кем был Мороз до «Евро»? Ведущим спортивных новостей на ТОНИСе. Никакого опыта общения в кадре, выстраивания не просто диалогов, а именно умного предметного коллективного анализа он не имел. Вначале очень робел перед именитыми коллегами. Первым внес в студию эмоциональный заряд Андронов.

Он начал возражать Шустеру, вступать с ним в диспут. Тут важен нюанс: почему он должен стесняться Савика? Ведь как футбольный комментатор он имеет практику на порядки большую. Причина в другом. Леша годится Савику в сыновья, и воспитание не позволяло ввязываться в бой с первого дня. Далее: все активнее излагает свою позицию и Гена Мороз, особенно пристально отслеживая игру возрастных футболистов, за что и получил у Савика «должность» председателя пенсионного фонда. Что это? Элементы живой беседы, как будто и телекамер рядом нет. Это и есть следующий шаг роста программы.

Далее: приглашение пусть даже самых лучших футбольных специалистов выигрывает только в послематчевом анализе. Ну не будут тренеры и футболисты вгрызаться в биографии своих коллег, в историю команд и турниров так, как это умеют журналисты. И здесь «Спорт» попадает в «десятку», пригласив Андрея Шахова в превью разных матчей. Я боялся лишь одного: при всем уважении к его знанию и пониманию современного футбола, манера речи Андрея выдает в нем не самый буйный темперамент. Но Шахов «заводился» и попадал в нужный темпоритм.

Именно в такой смене участников программы в студии: на каждой ее стадии в кадре должен быть лучший – и кроется успех самой программы.

О сюжетах – в следующий раз. Там есть, что обсудить.

www.telekritika.ua