Персоны

Статьи

Старая, старая сказка

Валерий БУРТ, «Спорт день за днем» В 1937 году киевское «Динамо» стало бронзовым призером чемпионата СССР, совсем немного уступив московским одноклубникам и «Спартаку». Однако киевляне были вправе гордиться не только качеством игры, но и триумфальным дебютом в кино: ровно 70 лет назад на экраны вышел фильм «Вратарь», в котором киевляне сыграли не последние роли.

sportsdaily.ru

2007-09-29 06:20

ПРИКАЗАНО СЧИТАТЬ ШЕДЕВРОМ

 

Кинолента, снятая режиссером Семеном Тимошенко по мотивам книги Льва Кассиля «Вратарь республики», вызвала бурю зрительского восторга. Посмотрев картину – часто не единожды, а порой и десяток раз! – миллионы мальчишек возжелали стать похожими на ее героев и особенно – на русоволосого гиганта вратаря Антона Кандидова. Лев Яшин, Владимир Маслаченко, Виктор Банников, Евгений Рудаков и другие замечательные советские голкиперы выросли из потрепанного свитера киношного стража ворот.

Фильм именуется комедией, хотя это – самая настоящая сказка: в ней удалые молодцы из сборной СССР побеждают нехороших, хоть и мастеровитых «Черных буйволов», под которыми подразумевались западные профессионалы. Тогда казалось, что фантазия вот-вот станет реальностью…

Между прочим, успех пришел к фильму не сразу: сначала критики его дружно отругали. Удачными сочли лишь игру отдельных актеров и футбольные сцены. Музыку Исаака Дунаевского называли «бодрой и мелодичной», жалея, что ее немного. Хвалили песню, которой суждено будет стать почти гимном: «Эй, вратарь, готовься к бою! Часовым ты поставлен у ворот…» Но сюжет посчитали примитивным, а весь фильм – «неестественным».

Однако вскоре тон критики резко изменился. Возможно, не обошлось без негласного указания из Кремля. Фильм было приказано считать шедевром, на что зрители ответили восхищенным согласием.

ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ПИАР

 

Народными кумирами стали не только автор сценария, режиссер, актеры, но и участники ключевых эпизодов – динамовцы Киева. Ради съемок, ставших для них своего рода первым в истории отечественного футбола пиаром, они даже отказались от участия в розыгрыше Кубка СССР. Разумеется, об истинной причине умолчали, сославшись на болезнь ряда ведущих игроков. За лукавство киевлян пожурили, но не более того…

Талантливый голкипер «Динамо» Антон Идзковский сыграл стража ворот «Черных буйволов». Разумеется, он появлялся на дальних планах. Роль Кандидова исполнял актер Семен Плужник, которого изрядно потренировал динамовский вратарь.

Капитан киевлян Константин Щегодский исполнил в картине роль капитана западных профессионалов. Увы, Константин Васильевич (к слову, москвич с Большой Полянки) так и не получил «мастера спорта» и до конца жизни грустно шутил, что в спорте достиг лишь первого разряда по шашкам. В тридцать восьмом Щегодского арестовали, приклеили ярлык шпиона. Казалось, что после допросов с пристрастием и 15-месячного сурового тюремного быта играть в футбол он уже не сможет. Однако перед войной Щегодский снова появился на поле в футболке «Динамо».

Еще одного лидера «Черных буйволов» сыграл полузащитник киевлян Иван Кузьменко. Уже упомянутый Идзковский называл его грозой вратарей и вспоминал, что от его мощных ударов распухали ладони. В сорок втором Кузьменко в составе киевского «Старта» участвовал в серии матчей против команд немецких оккупантов, а в феврале 43-го вместе с одноклубниками Николаем Трусевичем, Алексеем Клименко и Николаем Коротких, а также другими плененными жителями Киева был расстрелян в концлагере.

ДРУГОЕ ВРЕМЯ, ДРУГИЕ ГЕРОИ

 

«Вратарь» открыл эпоху советских «футбольных» фильмов, продолженную тем же режиссером Тимошенко. В 1954-м он поставил комедию «Запасной игрок», в которой снялась целая команда блестящих актеров: Георгий Вицин, Марк Бернес, Павел Кадочников, Николай Рыбников, Сергей Филиппов. Фильм, хоть и не дотягивал до уровня «Вратаря», тем не менее был признан успешным.

Футбольная тема продолжилась в шестидесятые – семидесятые годы картинами «Удар! Еще удар!» с Валентином Смирнитским, Владимиром Кенигсоном, Юрием Толубеевым и «Секундомер», в котором участвовали Николай Олялин и Виктория Бескова. Затем появились «Одиннадцать надежд» с Арменом Джигарханяном, Анатолием Папановым, Борисом Щербаковым. Однако ни один из них не смог конкурировать с «Вратарем», который давно превратился в памятник.

sportsdaily.ru