Моніторинг
Аналітика
Утопия или авантюра?
Истек уже второй месяц работы новой футбольной власти, обещавшей, среди прочего, быть более эффективной и профессиональной, чем ее предшественники. И это похвально, ведь нет предела совершенству. Тем более предыдущая управленческая команда всецело была поглощена...
Василий ЧЕСНОКОВ, «Команда»
2012-11-09 08:55
... подготовкой к проведению Евро-2012, и, понятное дело, не всегда у нее доходили руки до текучки. Теперь же хозяевам Дома футбола впору целенаправленно сосредоточиться на решении накопившихся проблемных вопросов – больших и маленьких.
Одно из поручений Исполкома ФФУ от 25 сентября этого года адресовалось первому вице-президенту Анатолию Попову. По его же инициативе чиновнику было вменено в обязанность создание рабочей группы по разработке целевой комплексной программы развития футбола до 2016 года, поиск и привлечение в нее ведущих ученых в данной сфере. «Сегодня далеко не все тренеры проповедуют науку в футболе, что у нас было в свое время со времен Валерия Лобановского, Олега Базилевича и Анатолия Зеленцова. Мы хотим возродить это, хотим возродить кафедры футбола, это будет в контексте комплексной целевой программы», – сказал на брифинге для СМИ Анатолий Владимирович (Interfax. com.ua, 27.09.12.)
А буквально недавно из интервью президента ФФУ пресс-службе НСК «Олимпийский» мы узнаем о том, что под крышей Дома футбола, оказывается, уже вовсю кипит работа по написанию упомянутой комплексной программы. «Кроме внутренней реструктуризации, конечно, идет подготовка целевой комплексной программы развития футбола. Думаю, к новому году она будет готова», – пообещал Анатолий Коньков.
На первый взгляд – совершенно логичный и прагматичный подход. Комплексная программа – как универсальный инструмент для поддержания всего футбольного хозяйства в стабильно работающем режиме. Но это в идеале, так сказать, на бумаге. При более тщательном анализе этой идеи в привязке к сегодняшнему дню начинаешь понимать, что в наших социально-экономических реалиях она утопична и в какой-то мере даже авантюрна.
Что же на самом деле стоит за громкой и красивой инициативой, реализовать которую поручено рабочей группе под руководством Анатолия Попова? Дабы попытаться ответить на этот вопрос, нужно как минимум прояснить для себя некоторые принципиальные моменты.
Во-первых, кто эти зашифрованные специалисты, усердно работающие над программой, почему их фамилии скрываются от футбольной общественности? Во-вторых, каков их профессиональный статус? В-третьих, за какие средства, на каком базисе и пользуясь какими научными методиками они решают поставленную задачу? И, наконец, еще один не менее важный аспект – кто персонально из числа этих «ведущих ученых» имеет практический опыт, необходимую квалификацию и полномочия для подготовки подобных документов, а кроме того, глубоко и предметно знает предысторию данного вопроса?
На официальном сайте ФФУ вы не найдете и намека на обстоятельные пояснения по этому поводу. Ничего конкретного и вразумительного касательно затронутой темы не содержится ни в одном из интервью первых руководителей федерации. Лишь общие фразы. А ведь речь идет о государственной программе, на которую в Доме футбола возлагаются такие большие надежды. Неужели грандиозные планы по перестройке отрасли являются сверхсекретными для простых болельщиков, специалистов и журналистов? Если нет, то почему они публично не обсуждались, как, например, кандидатуры на должность наставника национальной сборной в формате новообразованного тренерского совета? Или же такая недосказанность в этом резонансном вопросе объясняется тем, что сама целесообразность написания упомянутой комплексной программы может вызвать у любителей игры лишь недоумение – разве до сих пор никто в этом направлении ничего не сделал?
Чтобы не теряться в догадках, обратимся к другому проверенному и компетентному источнику, который показывает динамику регуляторного процесса в такой специфической сфере деятельности, как создание условий для здорового образа жизни общества. К слову, в этом благородном деле самый популярный вид спорта давно вне конкуренции.
Итак, открываем официальный документ, где четко изложено – кто уполномочен заниматься нормотворчеством в области физической культуры и спорта, в том числе и футбола. Об этом говорится в Указе Президента Украины № 636/2011 «О Положении о Государственной службе молодежи и спорта Украины» (http://www.president.gov.ua/ru/documents/13650.html.).
В частности эта структура «...узагальнює практику застосування законодавства з питань, що належать до її компетенції, розробляє пропозиції щодо вдосконалення законодавчих актів, актів Президента України, Кабінету Міністрів України, нормативно-правових актів міністерств та в установленому порядку подає їх Міністрові;..»
Кроме того она «...виконує затверджені цільові програми з питань розвитку фізичної культури і спорту, координує діяльність щодо виконання програм розвитку;
...надає в установленому порядку державну підтримку дитячим, молодіжним та іншим громадським організаціям, у тому числі фізкультурно-спортивної спрямованості, залучає їх до виконання державних програм і здійснення заходів, пов'язаних із розвитком освіти, науки, молоді, фізичної культури та спорту...».
Так кто и зачем надоумил исполком ФФУ вопреки логике, здравому смыслу и существующей законодательной практике принять решение о создании рабочей группы для написания своей «комплексной программы»? Должны же, в конце концов, члены коллективного органа управления национальным футболом отдавать себе отчет в том, за что они голосуют, вникать в суть инициатив, от кого бы они ни исходили. Или коллективная ответственность в данном случае – это и есть пример безответственности?
Копни исполком ФФУ действительно глубже, и футбольные функционеры непременно бы натолкнулись на длинный список уже давно существующих официальных документов, которые бы сразу приземлили научные амбиции некоторых высокопоставленных прожектеров. Достаточно перечислить лишь некоторые названия указов Президента, чтобы понять, насколько нелепой выглядит попытка «группы ученых» во главе с Анатолием Поповым изобрести свой велосипед, причем наверняка компилируя содержание нижеизложенных материалов.
Указ Президента Украины № 1148/2004 «О Национальной доктрине развития физической культуры и спорта» (http://www.president.gov.ua/ru/documents/1998.html);
Указ Президента Украины № 667/2006 «О национальном плане действий по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта» (http://www.president.gov.ua/ru/documents/4792.html);
«Указ Президента Украины № 640/2008 «О приоритетах развития физической культуры и спорта в Украине» (http://www.president.gov.ua/ru/documents/8120.html);
Указ Президента Украины № 478/2009 «О некоторых мерах по усовершенствованию системы физического воспитания детей и молодежи в учебных заведениях и развитию детско-юношеского спорта в Украине» (http://www.president.gov.ua/ru/documents/9499.html).
Теперь несколько слов о том, почему затея Анатолия Попова – пополнить список государственных программ отдельно еще и футбольной – выглядит утопичной и авантюрной. У меня нет сомнений в организаторских способностях первого вице-президента ФФУ. Но этого явно недостаточно, чтобы документ с таким статусом реально заработал в масштабах Украины, чтобы специально под него из центрального и местных бюджетов исправно выделялись необходимые материальные ресурсы. Кроме того – создавались новые и оперативно корректировались действующие нормативно-правовые акты, последовательно и системно предпринималось множество других административных действий, направленных на развитие футбола.
Не нужно быть титулованным экономистом, чтобы понять значение словосочетаний: «защищенные статьи бюджета», «социальные гарантии», «индексация пенсий и льгот» и многих других специфических терминов, которыми оперирует правительство, пытаясь хоть как-то сбалансировать хронический дефицит государственного бюджета. Не лучше выглядит картина и на региональном уровне, где «социалка» находится в еще более плачевном состоянии. Поэтому и выполнение указов Президента, и реализация ранее принятых комплексных программ (не только в области спорта) по-прежнему находятся не на должном уровне. Об этом свидетельствуют аргументированные аналитические записки, из года в год сопровождающие эти официальные документы.
Вот почему, объективно оценивая инициативу г-на Попова сквозь призму нынешнего этапа социально-экономического развития нашей страны, можно сравнить его идею разве что с научной фантастикой. Возможно, когда-то в будущем она будет актуальной и востребованной. Но не сейчас. А вот нынче руководству федерации футбола не мешало бы отказаться от глобальных дорогостоящих прожектов в пользу оперативного и рационального решения конкретных локальных задач, которые уже сегодня стоят на повестке дня. Ведь для этого созданы все условия – организационные, бытовые, финансовые.
Нынешняя управленческая команда получила ФФУ из рук своих предшественников в хорошем рабочем состоянии. Но если должным образом не ухаживать за этим отлаженным механизмом, он начинает давать сбой и вскоре вообще может остановиться. Перезапуск управленческой машины не всегда проходит быстро и успешно, а иногда приносит неприятные сюрпризы. Уже два месяца как новоизбранная футбольная власть продолжает свои эксперименты под куполом Дома футбола. Пока что их трудно назвать полезными и важными с точки зрения перспектив развития самой игры. Зато уже невооруженным глазом заметно, что процесс адаптации новых людей в новых кабинетах явно затянулся. Жизнь подбрасывает все более неожиданные вызовы, требуя принятия ответственных решений по целому ряду принципиальных вопросов. К сожалению, пока что складывается впечатление, что на них просто некому отвечать...