Моніторинг
Аналітика
Адвокат власти
Павел ГРИГОРЬЕВ, еженедельник «2000» «В Украине впервые за последние пять лет реально выстроена монолитная вертикаль власти, стремящаяся максимально быстро наверстать упущенное своими предшественниками. Таким образом, с чувством исполненного долга я надеюсь, что наконец-то смогу сложить с себя вынужденные полномочия адвоката украинской власти…
2000.net.ua
2010-04-16 10:00
… и всецело погрузиться в сферу подготовки организации турнира, что, собственно, и является главной задачей принимающей ассоциации».
Слова президента ФФУ Григория Суркиса, сказанные на заседании наблюдательного совета УЕФА в Ньоне, наверное, наиболее емко характеризуют то, чем приходилось заниматься главному футбольному органу страны и его руководителю на протяжении трех лет – с 18 апреля 2007 г., когда в Кардиффе Украина и Польша были названы странами-хозяйками Евро-2012.
Пока властная элита делила портфели, сменяла друг друга на различных постах, создавала и упраздняла всевозможные комитеты, агентства, наблюдательные и координационные советы, якобы направленные на проведение турнира, и одновременно гадала на кофейной гуще – «отберут у нас Евро или не отберут?», именно ФФУ в глазах европейских партнеров оставалась единственным реальным островком украинской стабильности. Только здесь всегда можно было получить вменяемые ответы, оценки и разъяснения непростых, а подчас и вовсе непонятных «пересічному» европейцу событий, происходивших в нашей стране.
Наверное, не будет преувеличением утверждать, что в глазах УЕФА прежде всего ФФУ выступала как главный координирующий орган всех процессов, связанных с Евро-2012 в нашей стране. Здесь, а не в высоких кабинетах можно было разглядеть способность Украины провести турнир на самом высоком уровне, ту самую государственную позицию, о которой, не уставая, разглагольствовали многочисленные министры, депутаты, председатели и главы представительских оргкомитетов.
ФФУ и Григорий Суркис выступали как связующее звено между руководством УЕФА и украинской властью и действительно выполняли роль адвоката, с одной стороны, смягчая подчас резкую тональность справедливых экспертных оценок из Ньона, с другой – донося до боссов УЕФА главную идею: государство Украина способно справиться со всеми взятыми на себя обязательствами.
Дабы не быть голословным, я не поленился поднять архивы и проштудировать многие документы, касающиеся Евро-2012 в нашей стране. Некоторые из них в том или ином виде уже публиковались на страницах «2000». Тем не менее повторить их все же есть смысл. Особенно сейчас, в канун третьей годовщины исторической победы в Кардиффе украинской команды во главе с Григорием Суркисом. Это важно и потому, что политическая конъюнктура выдвинула на авансцену людей, стремящихся снова, как и в «оранжевом» 2004-м, переписать некоторые страницы истории на свой лад. Итак, давайте еще раз отследим документальные фрагменты «адвокатской практики» Григория Суркиса.
«Согласно Постановлению КМУ от 22 февраля 2008 г. № 107 все задействованные центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления до 7 марта 2008 г. должны были откорректировать свои программы в соответствии с основными задачами Государственной целевой программы. Но этот процесс не только не завершен, он еле-еле движется. А к 22 апреля 2008 г. должны быть разработаны и утверждены согласованные планы подготовки конкретных объектов (стадионы, аэропорты, гостиницы, медицинские учреждения, и т. д.) с помесячными сроками выполнения, чтобы на основе упомянутых документов сформировать генеральный план подготовки инфраструктуры Украины к проведению Евро-2012. Федерация футбола Украины должна подать его в УЕФА 5 мая этого года. Но о каком генеральном плане может идти речь, когда до сих пор не готовы базовые документы? 18 апреля в швейцарском Ньоне я опять и в который раз буду искать аргументы в пользу моего государства, которые бы позволили Украине продвинуться хотя бы еще на один, пусть маленький, но шаг к цели. Главное – ни одного шага назад. Я сделаю все от меня зависящее, и надеюсь на солидарную поддержку присутствующих в этом зале». Из выступления на заседании Оргкомитета по подготовке и проведению в Украине финальной части Евро-2012. 15 апреля 2008 г.
«Я действительно давно знаком с Мишелем Платини, со всеми своими коллегами – членами Исполкома УЕФА, которые руководят футбольной жизнью Европы. Полтора года тому назад, используя в том числе свой личный авторитет, я сумел убедить подавляющее большинство из них в том, что моя страна способна провести чемпионат такого уровня. Безусловно, я не могу до бесконечности эксплуатировать мою репутацию и наши добрые отношения, чтобы держать президента и членов Исполкома УЕФА в состоянии неопределенности и потенциального риска относительно способности украинской власти выполнить взятые на себя обязательства. Как порядочный человек я никогда не буду защищать то, во что сам не буду верить. Пока еще я верю». Из интервью агентству УНИАН. 21 июля 2008 г. «Прошло почти полтора года с момента победы общей заявки Украины и Польши в тендере УЕФА. Этого срока вполне достаточно, чтобы подвести первые промежуточные итоги. К сожалению, по разным причинам они не так весомы, как мы могли бы рассчитывать. Это правда. Однако, невзирая на это, я не вижу повода для пессимизма. Как член Исполнительного комитета УЕФА я должен быть объективным и беспристрастным в своих отчетах и оценках относительно состояния дел с подготовкой Украины к Евро-2012. Но в то же время как президент национальной федерации я не могу не быть заинтересованным человеком относительно перспектив моей страны в этом проекте. Совокупность именно этих обстоятельств и вынудила меня взять на себя обязательство – в случае, если для этого возникнут весомые основания, первым предупредить вас, уважаемые коллеги, о невозможности проведения финального турнира Евро-2012 в Украине. С большим удовольствием отмечу, что такие причины не появились». Из выступления на заседании Исполкома УЕФА. 25 сентября 2008 г. «Во время моей последней встречи с руководителями УЕФА вновь обсуждался вопрос влияния политической ситуации в Украине на подготовку к Евро-2012. Я заверил моих европейских коллег в том, что все высшие государственные лица Украины единодушно демонстрируют желание провести Евро-2012 на должном уровне. Свидетельство этому и то, что 11 марта в Верховной Раде состоятся парламентские слушания на тему «Подготовка к проведению в Украине финала чемпионата Европы 2012 года по футболу». Из выступления на Исполкоме ФФУ. 21 февраля 2009 г. «Политические элиты Украины и Польши однозначно расценивают Евро-2012 как мощный геополитический проект, авторами которого совместно выступают УЕФА и две принимающие страны. Отсюда и солидарное одобрение задекларированной ранее модели организации турнира – поровну: «4 + 4». Отсюда и доверие к УЕФА как единственно полномочному гаранту соблюдения принципа численного равенства принимающих Евро-2012 городов. В зависимости от того, насколько мудрым и взвешенным будет резюме Исполкома УЕФА в этом деликатном вопросе, можно с большой долей вероятности прогнозировать общественно-политический и социально-экономический резонанс от такого решения на общенациональном уровне обеих стран. Что касается настроений большинства граждан моего государства, могу уверенно сказать, что непаритетный подход в определении принимающих городов станет для них настоящей трагедией. Миллионы людей за три года до турнира могут утратить всякую мотивацию, погрузившись в атмосферу массового безразличия и социальной апатии. В интересах успешной реализации проекта Евро-2012 было бы крайне важно соблюсти между странами принцип равенства в определении количества принимающих турнир городов». Из выступления на Исполкоме УЕФА. 13 мая 2009 г. «13 мая во время заседания Исполкома УЕФА в Бухаресте я выполнил поручение высших должностных лиц Украины и передал господину Мишелю Платини специальное послание за подписями Президента, Премьер-министра и Председателя Верховной Рады. Таким образом, мои коллеги по Исполкому были еще раз проинформированы о последовательной позиции политического руководства государства, которое определило проект Евро-2012 общенациональным приоритетом для всех ветвей власти и гарантировало ему максимальную поддержку. Это авторитетное обращение трех ответственных политиков было воспринято должным образом и с пониманием. Оно без сомнения прибавило уверенность руководству УЕФА относительно того, что все гарантии Украины в рамках подготовки к турниру будут выполнены своевременно и на соответствующем уровне качества. На достижение именно такого результата положительно сработал в очередной раз и мой личный авторитет как члена Исполкома УЕФА. В результате длительной кулуарной работы мне удалось решить ключевой вопрос – соблюдение принципа паритетности в определении принимающих городов между Украиной и Польшей. Я не буду акцентировать внимание на том, чего стоило такое решение. В конечном итоге никто не собирается выставлять счета за конкретное проявление патриотизма к своему государству. Но общественность должна знать правду, которая заключается в том, что 13 мая в Бухаресте Суркис воспользовался последним кредитом доверия своих коллег. То есть уже 30 ноября моя личная репутация вместе с репутацией моей страны пройдет тестирование на надежность и ответственность в партнерских отношениях». Из выступления на заседании Координационного совета по вопросам подготовки к Евро-2012. 2 июня 2009 г.
Наверное, этих фрагментов выступлений Григория Суркиса и результатов, о которых мы знаем, вполне достаточно для понимания, ценой каких усилий руководителю украинского футбола приходилось отстаивать интересы государства. Но в качестве резюме хочется привести еще высказывание Мишеля Платини после его встречи с Виктором Януковичем: «Во время общения с президентом я четко обрисовал ситуацию. И пояснил, что в течение последних трех лет глава ФФУ Григорий Суркис очень много работал со всеми городами, но нам были нужны гарантии со стороны правительства, чтобы продвигаться дальше».
2000.net.ua